"Надежным". Согласитесь, именно такую характеристику чаще всего можно услышать в ответ на вопрос: "Каким, по вашему мнению, должен быть автомобиль?". Если спросить жителей нашей страны - уж точно. Пока вопрос остается общим, это слово, обозначающее не предмет, а абстракцию, кажется понятным
Поменяем формулировку. "Автомобиль марки Х, модели Y - надежный?" Уже сложнее. Вопрос стал предметным, а ключевое слово, по-прежнему, обозначает абстракцию.
Я не встречал определение "надежного автомобиля". А вот людей, которые утверждают, что та или иная машина надежна, полным-полно. Еще больше тех, кто на всех доступных им площадках и форумах выносит однозначный вердикт - "ненадежна" - разным моделям или маркам в целом. У каждого своя правда, своя аргументация, наконец, примеры "из реальной жизни!".
Спорить ни с кем не буду, но есть желание разобраться в этой теме.
Что такое надежность автомобиля с точки зрения автовладельца?
Каждый человек вкладывает в это понятие не только свой смысл, но и подходит со своей шкалой оценки.
Для одного перегоревшая лампочка поворотника -повод засомневаться в надежности автомобиля, а другой и неоднократную замену деталей по гарантии считает приемлемой и нормальной.
Слово "надежный" в русском языке имеет два основных значения: "внушающий доверие, верный" и "прочный, крепкий, хорошо сработанный".
Как говорят школьные учителя, подставляем значение, получаем: надежный автомобиль - прочный, крепкий, хорошо сработанный, который не подводит...
Русский язык помог несильно. Некоторые признаки обозначились, но "в реальной жизни" поди сравни какой из автомобилей прочнее, крепче. Перед краш-тестами все, с виду, прочные и крепкие...
Другое дело "хорошо сработанный" и "внушающий доверие", "верный", то есть, "который не подводит". Эти признаки можно представить через более осязаемые и исчисляемые параметры.
У "хорошо сработанного" автомобиля должен быть долгий срок службы, а тот, который "не подводит" - должен редко выходить из строя.
Другими словами - долговечность, или ресурс и безотказность в работе (количество дефектов/поломок на определенное количество автомобилей). Вот 2 параметра или признака, по которым можно определить, какой автомобиль более надежен, а какой - менее.
Именно так - относительно, а не абсолютно. Мне кажется некорректным клеймить ту или иную модель или марку, называя их ненадежными. Не существует абсолютно надежных или абсолютно ненадежных автомобилей.
Откуда появляются некоторые утверждения и почему быстро проникают в массовое сознание не всегда понятно. Взять, например, такое: "раньше автомобили служили дольше". Или "теперь производители специально закладывают в автомобили меньший ресурс".
Правдивы ли они? Сильно сомневаюсь. Есть ли на этот счет достоверные данные? Об исследованиях по этой теме я не слышал. Вероятно, кто-то проводит их прямо сейчас, но об их результатах пока неизвестно.
Тем не менее, можно посмотреть и проанализировать информацию, которая есть в открытом доступе на сайтах, где продают и покупают б/у автомобили.
Я придерживаюсь гипотезы, что никакого "заговора" автопроизводителей нет. Чтобы ее проверить захожу на одну из автомобильных онлайн площадок.
Если я не прав, то логично увидеть там среди моделей одной и той же марки разных поколений разницу в пробегах или сроках жизни этих машин. Ведь "раньше автомобили служили дольше", поэтому более современные модели не должны доживать до тех же почтенных лет или наезжать такой же километраж.
На сайте для примера беру пятую серию BMW, все шесть поколений. Первое - кузов Е12 (выпускалось с 1972 года), второе - Е28 (с 1981 года), далее - Е34 (с 1988 года), Е39 (с 1995 года), Е60 (с 2002 года), F10 (c 2010 года).
По каждому из них, кроме, разве что, первого, которое по понятной причине скупо представлено на сайте, легко нахожу десятки автомобилей возрастом более 8 лет -самый старый автомобиль шестого поколения был 2010 года выпуска.
Естественно, найденный первенец 1975 года выпуска оказался наиболее возрастным - 44 года. И далее "пятерка" 1982 г.в. (37 лет), 3-е поколение - 88 г.в (31 год), 4-е поколение - 1996 г.в. (23 года), 5-е - 2003 г.в. (16 лет) и самый молодой представитель - 2010 г.в. (8 лет). То есть, 6 поколений из 6 уже преодолели планку в 8 лет, 5 из 6 - 15 лет, 4 из 6 - 20 лет, и 3 из 6 - 30 лет.
По всем перечисленным автомобилям пробеги составляли от 173 000 км (кстати, у самого старшего из них) до 320 000 км. В описании ко всем было указано, что они не требуют ремонта - садись и в путь.
Какой вывод из этого можно сделать? Даже самый "юный" автомобиль из списка в эксплуатации уже 8 лет. Его предок 5-го поколения 16 лет. В этом смысле никаких проблем с долговечностью на примере этого ряда моделей я не заметил.
Опять же вопрос, 8 лет жизни модели последнего поколения BMW - это много или мало? А сколько лет должен ездить автомобиль, чтобы считаться долговечным? Десять? Двадцать пять?
По данным аналитического агентства "Автостат" по итогам первых пяти месяцев этого года средний возраст всех перепроданных за этот период на вторичном рынке автомобилей в нашей стране составил 11,4 года. Логично предположить, что для подавляющего большинства автовладельцев в России долговечным автомобилем можно считать тот, который служит в среднем 12 лет и... перепродается.
По параметру "долговечность" любую модель автомобиля со средним возрастом 12 лет и выше российский потребитель может считать надежным. Получается так.
Количество поломок/дефектов на определенное число автомобилей.
В отличие от какой-либо официальной статистики по долговечности, со вторым параметром для оценки относительной надежности дела обстоят попроще. К сожалению, не у нас , а за границей. На этот счет там огромный массив статистических данных, которые публикуются обычно в виде регулярных рейтингов.
Наиболее известными и авторитетными считаются рейтинги немецкой ассоциации агентств технической инспекции (VdTÜV), так называемые, TÜV-Report и рейтинги агентства J. D. Power.
Первая организация аккумулирует данные по всем автомобилям, проходящим техническое обслуживание в Германии. Статистическая выборка получается внушительная - результаты порядка 9 миллионов инспекций автомобилей более чем 230 наиболее популярных марок ежегодно. Информация доступна по разным моделям автомобилей, сгруппированных по "возрастным" кластерам: 2-3 года, 4-5 лет и.т.д.
Для примера возьмем ту же BMW 5 серии. Вот какие данные по нескольким выбранным годам приводятся в отчетах VdTÜV:
Год | Место BMW 5 серии в общем списке (рейтинге) | Общее кол-во мест рейтинга | % от автомобилей BMW 5 серии с дефектами/поломками | Средний % от автомобилей с дефектами/поломками среди всех моделей |
---|---|---|---|---|
Возраст автомобилей 2-3 года | ||||
2017 | 96 | 134 | 6,6 | 5,7 |
2016 | 67 | 132 | 6,5 | 7,8 |
2015 | 75 | 129 | 8,5 | 8,4 |
Возраст автомобилей 4-5 лет | ||||
2017 | 80 | 124 | 10,5 | 10,1 |
2016 | 11 | 127 | 7,9 | 13,2 |
2015 | 76 | 125 | 14,1 | 13,9 |
Специально не делаю выводов из представленных выше цифр. Повторюсь, они не дают оснований называть ту или иную модель в абсолюте ненадежной... впрочем, как и надежной.
У J. D. Power иная методика оценки. В одном из рейтингов, представляющих данные о надежности, учитывается количество поломок на каждые 100 автомобилей, заявленных владельцами в первые 90 дней пользования. Это, так называемый, Отчет по Качеству. В другом - количество поломок на 100 автомобилей 3-х летнего возраста, заявленных их владельцами в течение 12 месяцев пользования - Отчет по Надежности.
В детали по рейтингам J. D. Power вдаваться нет смысла, так как они относятся к американскому рынку. Это принципиально, потому что на долговечность и частоту поломок автомобиля влияет специфика его эксплуатации в той или иной стране. Важно не только как он спроектирован и насколько качественно собран, но и условия его использования и техническое обслуживание.
Как говорят опытные водители, "убить" можно любой автомобиль. Очень жаль, что зачастую между термином "неубиваемый" и надежный у нас ставят знак равенства. Не думаю, что современные производители разрабатывают свои модели в расчете на то, что их будут где-то "убивать".
Без авторитетных и всеми признаваемых рейтингов надежности тем, кто у нас в стране хочет приобрести надежный автомобиль - а этих людей большинство - остается прислушиваться к народной молве. Она передается сарафанным радио "Один мой знакомый механик сказал..." и рождает много мифов и стереотипов. Они, как правильные, так и неправильные, прочно укореняются в сознании.
Помните, засевшую в наших умах на долгое время "российскую сборку", которая хуже всех других просто по определению? Оказалось, нет, чушь полная. Сейчас самые продаваемые в России модели собираются здесь же и, чудо -то какое, не "сыпятся"!
Из-за отсутствия независимой статистики или рейтингов надежности, которым можно было бы доверять, бороться с мифами и стереотипами должно экспертное сообщество, автомобильные СМИ. И уж если утверждать, что какая-то модель или марка ненадежны, то подкреплять это железобетонными аргументами. Пока альтернативного варианта я не вижу.
Появится ли в России своя объективная система оценки автомобилей по основным параметрам их надежности? Или понадеемся, что J. D. Power или VdTÜV когда-то придут к нам и начнут выдавать информацию о качестве и надежности автомобилей всем желающим на российском рынке? Пришли же к нам иностранные автопроизводители и доказали, что российская сборка не хуже любых других. Но и не лучше? Все относительно.
Не исключаю, что высокое место в крутом рейтинге можно купить. Может быть, дорого, но солидные бренды (кроме «Аэрофлота», пожалуй) готовы вкладывать миллионы в формирование положительного имиджа. А если есть спрос, предложение появится рано или поздно.
Сарафанное радио – зло. Все экспертные мнения в этой «сети» основываются на слухах, которые непонятно кто пустил. Ярчайший пример из личной практики – народное мнение о Land Rover с любым дизелем: их не поливает грязью только ленивый. Отдельный номер цирка уродов – цитирование в случайном порядке одного из пяти анекдотов про владельцев LR. А всё от элементарной ограниченности и банальной зависти. У британских машин есть одна особенность: на 100% довольны ими могут быть только разумные люди, которые сознают (а не просто где-то слышали), что любой автомобиль надо правильно и своевременно обслуживать. И тогда коленвал не переломится, «пневма» не сдуется, а салон не заскрипит. Да, я езжу на Discovery 4 и в абсолютном восторге от этого аппарата. К его покупке я пришёл элементарно: что, кроме D4, вместит столько барахла, родственников, животных и при этом будет приятно управляться и не застрянет в снегу посреди моего двора, нечищеного с декабря по апрель? Правильно: ничего. Надёжен ли мой «Диско»? Да. Потому что я вовремя его обслуживаю и не экономлю на расходниках.
Это я всё к тому, что увы, единственный верный способ понять, насколько надёжен тот или иной автомобиль – это включить мозг, достать из аптечки мазь от геморроя и сесть штудировать профильные сетевые ресурсы, где реальные владельцы описывают проблемы и делятся опытом. Многие сейчас воскликнут: а что насчёт «китайцев»? Где взять опытных владельцев тех же внедорожников Haval или кроссоверов Geely? Здесь, как мне кажется, пригодится простая логика. Китайские бренды хотят нарастить продажи, значит, им надо доказать потребителям, что их продукции можно доверять. Примерно в таком же положении были «корейцы» двадцать лет назад. Сейчас они в топе. Поэтому я ни на секунду не сомневаюсь, что многие китайские машины (кроме Lifan – это совсем запущенный случай), которые продаются в России сейчас, ничуть не хуже «среднего арифметического по рынку».
Сегодня автомобиль перестал быть чем-то удивительным. Машина есть практически в каждой семье, а у кого-то в семье есть две-три машины. Эпоха потребления ведет к тому, что автомобиль перестал восприниматься в качестве какого-то невероятного чуда-техники. За последние 20 лет рядовые граждане настолько привыкли к автомобилю, что он перестает восприниматься в качестве долгоиграющей вещи. Отсюда вытекает вопрос надежности автомобилей. Сейчас автомобиль, которому более десяти лет считается старым. Идеальный период владения новой машиной составляет 3-5 лет. Это прекрасно понимают автомобильные производители, штампуя все новые и новые автомобили. Сейчас уже даже в бюджетных автомобилях появляется то, чем еще 10-15 лет могли похвастаться только владельцы премиальных марок. Автомобиль перестал быть роскошью и скоро станет таким же предметом повседневного быта, как верхняя одежда. Хочешь яркую и недорогую одежду, то придется пожертвовать качеством. Также и с автомобилями. Корейские и китайские бренды успели вовремя сориентироваться в современном мире и наводнили земной шар недорогими, эффектными внешне, но не всегда качественными и надежными автомобилями. Немецкие, японские и американские же бренды продолжают почивать на лаврах и пользуются лишь своим авторитетным именем, историей и былыми заслугами. Иногда они предлагают потребителям не всегда качественные и надежные автомобили. Люди просто переплачивают за бренд, помня былые заслуги марки, но при этом не получая того качества и надежности, которое было раньше. Это жесткий маркетинг. Зная, что человек через 5 лет или 100-150 тысяч километров пробега поменяет машину, производители делают именно так, что машина отслужит ровно этот срок, а дальше могут начаться проблемы. Поэтому высокое качество и надежность именитых автобрендов осталось в прошлом. Хотя, сейчас машины еще не стали одноразовыми, но мир уверенно к этому идет.
Согласен, что надежность автомобиля, это понятие субъективное. Оно, зачастую, определяется личным опытом. Скажем, одна и та же модель автомобиля может быть надежной для одних и ненадежной для других. Просто потому, что один водитель относился к своей машине бережно, а другой гонял и затягивал с обслуживанием.
Что касается рейтингов TÜV-Report и J. D. Power, то в России у них могут возникнуть трудности. Все знают, как у нас проводят техосмотр. Так что вряд ли уважаемые организации смогут реально оценить состояние отечественного автопарка и определить действительно надежные и ненадежные автомобили.
Однозначно ответить на вопрос, что такое надежность автомобиля, сегодня довольно сложно. Это понятие включает большое число факторов, любой из которых для каждого конкретного автовладельца может быть ключевым, а может второстепенным. Например, на некоторых автомобилях менять масло нужно каждые 10 000 км, а на некоторых — каждые 20 000 км. При этом ни тот, ни другой, условно, технических проблем не доставляют, однако владелец первого автомобиля тратит на сервисе денег вдвое больше второго, зато у второго автомобилиста вдвое выше риск поломки мотора в отдаленной перспективе. Вопрос: какой из этих автомобилей надежнее?
В России смысл надежности усугубляется ментально-стереотипным отношением автолюбителей и общей тенденцией навешивания ярлыков. Например, в России крайне скептическое восприятие надежности французских автомобилей и очень хвалебное в отношении надежности японских, хотя ни то, ни другое не соответствует реальному положению дел, а по отдельным факторам имеет ровно противоположное состояние. Причем, интересен тот факт, что проблемы отдельной модели конкретной модификации тут же переносятся на всю марку в целом, а то и на всю страну производства. Совершенно субъективная ситуация сложилась так исторически, однако сегодня этот фактор имеет сильнейшее воздействие на распределение спроса.
Кроме того, меняются тенденции мирового авторынка в целом. Еще каких-то тридцать-сорок лет назад надежность являлась критерием репутации, а автоконцерны соревновались, чей двигатель дольше проходит без «капиталки», то сегодня критерий успеха переместился в зону экономической рентабельности и экологической эффективности. Мир потребления определил фактор владения автомобилем на уровне 3-5 лет, а потому смысла делать машины с двигателями-«миллионниками» попросту нет.
По факту, исчисляемая надежность сегодня актуальна только для гарантийных машин. Это количество внеплановых заездов на сервис во время гарантийного периода – чем их больше, тем машина сделана хуже, то есть, менее качественно и надежно. Покупая новый автомобиль владелец меньше всего планирует проводить время на сервисе.
Выбор же «надежного» постгарантийного автомобиля на вторичном рынке в первую очередь зависит не от марки и модели, а от заботы конкретного владельца о конкретном автомобиле. Условный УАЗ «Патриот», на котором своевременно проходили сервисное обслуживание, использовали хорошие качественные запчасти, хранили в теплом гараже и не участвовали в ДТП доставляет своему новому владельцу гораздо меньше проблем, чем дважды восстановленный Land Cruiser с трижды скрученным одометром. Означает ли это, что УАЗ надежнее Toyota? Конечно, нет.
Делать надежные автомобили невыгодно! Ни компаниям, ни государству ни даже обычным людям. Если производить машины, которые спустя 10 лет не будут ломаться, то кто будет пересаживаться на новые модели? Если все будут ездить на поддержанных машинах, то выпущенные автопроизводителем новинки будут мало покупать, из-за чего компания не будет зарабатывать и закроется! Государству не будут идти налоги от деятельности фирмы и большое количество людей лишится своего рабочего места! К тому же слово надежность имеет слишком разные взгляды и мнения. Сравните cуперкар, который эксплуатируется на пределе его возможностей, и огромный рамный внедорожник, который передвигается только по городу в идеальных для него условиях. После пробега больше 100 тысяч километров можно предположить в каком состоянии будут агрегаты у спортивного автомобиля и у обычной машины. Конечно же, так нельзя сравнивать и утверждать, что бренд, который делает спорткары, ненадежный и его машины постоянно ломаются У нас с другом случилась неприятная история на новом BMW. Мы ехали с ним по трассе, и машина стала замедляться. В итоге мы остановились на обочине, автомобиль заглох, и при его запуске появлялось сообщение, что движение невозможно. BMW увезли на эвакуаторе и выяснилось, что поломка связанна всего лишь в треснувшей трубке радиатора. Представьте, если бы такое случилось зимой далеко от цивилизации, где нет людей, связи, и вы сидите в современном, новом автомобиле, напичканной кучей опцией, а передвигаться на нем не можете, и не ясно, что ждет вас дальше! Поэтому на современных автомобилях как минимум должна быть такая надежность, чтобы вы в своих поездках всегда могли на нем добраться своим ходом.
Насколько я понимаю, для TUV составление рейтингов надежности не является основным видом деятельности, поэтому к нам эта уважаемая организация придет только в том случае, если позовут разруливать окончательно проваленную тему техосмотра. Что же до борьбы с мифами и стереотипами — а зачем с ними бороться? Они ведь возникают не на пустом месте, в том числе и относительно российской сборки, чему есть немало примеров. Вот я семь лет назад приобрел Lada Largus из первых партий, когда уровень локализации был гораздо ниже, чем сейчас, и не раз убеждался, что нынешние Ларгусы, мягко выражаясь, другие. А российская сборка обернулась тем, что сливная трубка кондиционера у моей машины была выведена куда-то не туда (или вовсе заглушена, не вдавался), и в первой дальней поездке под ногами пассажира оказалось озеро. В остальном автомобиль действительно неубиваемый, грех жаловаться, но, когда его все-таки добью, Ладу, наверное, больше не возьму.
Если же говорить глобально, сегодня автопроизводители больше озабочены не надежностью или ремонтопригодностью, а экономичностью, экологичностью, безопасностью и т. д. Само по себе это неплохо, но некоторые технические решения несовместимы с долгой жизнью автомобиля. Кроме того, в погоне за новизной на рынок все чаще выводятся «сырые» модели, а детские болезни лечатся уже по ходу продаж (если вообще лечатся). Причем это касается не только и даже не столько бюджетного сегмента, сколько вполне себе дорогих и престижных брендов. Новые модели, за редкими исключениями, лучше не брать до первого рестайлинга, если не хочешь играть роль подопытного кролика, — это показывает практика. Или миф?