Сергей Мышлявцев
06 ноября 2019

Сергей Мышлявцев

главный редактор портала MotorPage.ru

Относительная надежность автомобилей

"Надежным". Согласитесь, именно такую характеристику чаще всего можно услышать в ответ на вопрос: "Каким, по вашему мнению, должен быть автомобиль?". Если спросить жителей нашей страны - уж точно. Пока вопрос остается общим, это слово, обозначающее не предмет, а абстракцию, кажется понятным

Поменяем формулировку. "Автомобиль марки Х, модели Y - надежный?" Уже сложнее. Вопрос стал предметным, а ключевое слово, по-прежнему, обозначает абстракцию.

Я не встречал определение "надежного автомобиля". А вот людей, которые утверждают, что та или иная машина надежна, полным-полно. Еще больше тех, кто на всех доступных им площадках и форумах выносит однозначный вердикт - "ненадежна" - разным моделям или маркам в целом. У каждого своя правда, своя аргументация, наконец, примеры "из реальной жизни!".

Спорить ни с кем не буду, но есть желание разобраться в этой теме. 

Признаки надежного автомобиля

Что такое надежность автомобиля с точки зрения автовладельца?

Каждый человек вкладывает в это понятие не только свой смысл, но и подходит со своей шкалой оценки.

Для одного перегоревшая лампочка поворотника -повод засомневаться в надежности автомобиля, а другой и неоднократную замену деталей по гарантии считает приемлемой и нормальной.

Слово "надежный" в русском языке имеет два основных значения:  "внушающий доверие, верный" и "прочный, крепкий, хорошо сработанный".

Как говорят школьные учителя, подставляем значение, получаем: надежный автомобиль - прочный, крепкий, хорошо сработанный, который не подводит...

Русский язык помог несильно. Некоторые признаки обозначились, но "в реальной жизни" поди сравни какой из автомобилей прочнее, крепче. Перед краш-тестами все, с виду, прочные и крепкие...

Другое дело "хорошо сработанный" и "внушающий доверие", "верный", то есть, "который не подводит". Эти признаки можно представить через более осязаемые и исчисляемые параметры.

У "хорошо сработанного" автомобиля должен быть долгий срок службы, а тот, который "не подводит" - должен редко выходить из строя.

Другими словами - долговечность, или ресурс и безотказность в работе (количество дефектов/поломок на определенное количество автомобилей). Вот 2 параметра или признака, по которым можно определить, какой автомобиль более надежен, а какой - менее.

Именно так - относительно, а не абсолютно. Мне кажется некорректным клеймить ту или иную модель или марку, называя их ненадежными. Не существует абсолютно надежных или абсолютно ненадежных автомобилей.

Долговечность

Откуда появляются некоторые утверждения и почему быстро проникают в массовое сознание не всегда понятно. Взять, например, такое: "раньше автомобили служили дольше". Или "теперь производители специально закладывают в автомобили меньший ресурс".

Правдивы ли они? Сильно сомневаюсь. Есть ли на этот счет достоверные данные? Об исследованиях по этой теме я не слышал. Вероятно, кто-то проводит их прямо сейчас, но об их результатах пока неизвестно.

Тем не менее, можно посмотреть и проанализировать информацию, которая есть в открытом доступе на сайтах, где продают и покупают б/у автомобили.

Я придерживаюсь гипотезы, что никакого "заговора" автопроизводителей нет. Чтобы ее проверить захожу на одну из автомобильных онлайн площадок.

Если я не прав, то логично увидеть там среди моделей одной и той же марки разных поколений разницу в пробегах или сроках жизни этих машин. Ведь "раньше автомобили служили дольше", поэтому более современные модели не должны доживать до тех же почтенных лет или наезжать такой же километраж.

На сайте для примера беру пятую серию BMW, все шесть поколений. Первое - кузов Е12 (выпускалось с 1972 года), второе - Е28 (с 1981 года), далее - Е34 (с 1988 года), Е39 (с 1995 года), Е60 (с 2002 года), F10 (c 2010 года).

По каждому из них, кроме, разве что, первого, которое по понятной причине скупо представлено на сайте, легко нахожу десятки автомобилей возрастом более 8 лет -самый старый автомобиль шестого поколения был 2010 года выпуска.

Естественно, найденный первенец 1975 года выпуска оказался наиболее возрастным - 44 года. И далее "пятерка" 1982 г.в. (37 лет), 3-е поколение - 88 г.в (31 год), 4-е поколение - 1996 г.в. (23 года),  5-е - 2003 г.в. (16 лет) и самый молодой представитель - 2010 г.в. (8 лет). То есть, 6 поколений из 6 уже преодолели планку в 8 лет, 5 из 6 - 15 лет, 4 из 6 - 20 лет, и 3 из 6 - 30 лет.

По всем перечисленным автомобилям пробеги составляли от 173 000 км (кстати, у самого старшего из них) до 320 000 км. В описании ко всем было указано, что они не требуют ремонта - садись и в путь.

Какой вывод из этого можно сделать? Даже самый "юный" автомобиль из списка в эксплуатации уже 8 лет. Его предок 5-го поколения 16 лет. В этом смысле никаких проблем с долговечностью на примере этого ряда моделей я не заметил.

Опять же вопрос, 8 лет жизни модели последнего поколения BMW - это много или мало? А сколько лет должен ездить автомобиль, чтобы считаться долговечным? Десять? Двадцать пять?

По данным аналитического агентства "Автостат" по итогам первых пяти месяцев этого года средний возраст всех перепроданных за этот период на вторичном рынке автомобилей в нашей стране составил 11,4 года. Логично предположить, что для подавляющего большинства автовладельцев в России долговечным автомобилем можно считать тот, который служит в среднем 12 лет и... перепродается.

По параметру "долговечность" любую модель автомобиля со средним возрастом 12 лет и выше российский потребитель может считать надежным. Получается так.

Безотказность в работе

Количество поломок/дефектов на определенное число автомобилей.

В отличие от какой-либо официальной статистики по долговечности, со вторым параметром для оценки относительной надежности дела обстоят попроще. К сожалению, не у нас , а за границей. На этот счет там огромный массив статистических данных, которые публикуются обычно в виде регулярных рейтингов.

Наиболее известными и авторитетными считаются рейтинги немецкой ассоциации агентств технической инспекции (VdTÜV), так называемые, TÜV-Report и рейтинги агентства J. D. Power.

Первая организация аккумулирует данные по всем автомобилям, проходящим техническое обслуживание в Германии. Статистическая выборка получается внушительная - результаты порядка 9 миллионов инспекций автомобилей более чем 230 наиболее популярных марок ежегодно. Информация доступна по разным моделям автомобилей, сгруппированных по "возрастным" кластерам: 2-3 года, 4-5 лет и.т.д.

Для примера возьмем ту же BMW 5 серии. Вот какие данные по нескольким выбранным годам приводятся в отчетах VdTÜV:

    

Год

Место BMW 5 серии в общем списке (рейтинге)

Общее кол-во мест рейтинга

% от автомобилей BMW 5 серии с дефектами/поломками

Средний % от автомобилей с дефектами/поломками среди всех моделей

Возраст автомобилей 2-3 года

2017

96

134

6,6

5,7

2016

67

132

6,5

7,8

2015

75

129

8,5

8,4

Возраст автомобилей 4-5 лет

2017

80

124

10,5

10,1

2016

11

127

7,9

13,2

2015

76

125

14,1

13,9

    

Специально не делаю выводов из представленных выше цифр. Повторюсь, они не дают оснований называть ту или иную модель в абсолюте ненадежной... впрочем, как и надежной.

У J. D. Power иная методика оценки. В одном из рейтингов, представляющих данные о надежности, учитывается количество поломок на каждые 100 автомобилей, заявленных владельцами в первые 90 дней пользования. Это, так называемый, Отчет по Качеству. В другом - количество поломок на 100 автомобилей 3-х летнего возраста, заявленных их владельцами в течение 12 месяцев пользования - Отчет по Надежности.

В детали по рейтингам J. D. Power вдаваться нет смысла, так как они относятся к американскому рынку. Это принципиально, потому что на долговечность и частоту поломок автомобиля влияет специфика его эксплуатации в той или иной стране. Важно не только как он спроектирован и насколько качественно собран, но и условия его использования и техническое обслуживание.

Как говорят опытные водители, "убить" можно любой автомобиль. Очень жаль, что зачастую между термином "неубиваемый" и надежный у нас ставят знак равенства. Не думаю, что современные производители разрабатывают свои модели в расчете на то, что их будут где-то "убивать".

Тем важнее экспертное мнение

Без авторитетных и всеми признаваемых рейтингов надежности тем, кто у нас в стране хочет приобрести надежный автомобиль - а этих людей большинство - остается прислушиваться к народной молве. Она передается сарафанным радио "Один мой знакомый механик сказал..." и рождает много мифов и стереотипов. Они, как правильные, так и неправильные, прочно укореняются в сознании.

Помните, засевшую в наших умах на долгое время "российскую сборку", которая хуже всех других просто по определению? Оказалось, нет, чушь полная. Сейчас самые продаваемые в России модели собираются здесь же и, чудо -то какое, не "сыпятся"!

Из-за отсутствия независимой статистики или рейтингов надежности, которым можно было бы доверять, бороться с мифами и стереотипами должно экспертное сообщество, автомобильные СМИ. И уж если утверждать, что какая-то модель или марка ненадежны, то подкреплять это железобетонными аргументами. Пока альтернативного варианта я не вижу.

Появится ли в России своя объективная система оценки автомобилей по основным параметрам их надежности? Или понадеемся, что J. D. Power или VdTÜV когда-то придут к нам и начнут выдавать информацию о качестве и надежности автомобилей всем желающим на российском рынке? Пришли же к нам иностранные  автопроизводители и доказали, что российская сборка не хуже любых других. Но и не лучше? Все относительно. 

Вам понравилось обсуждение?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9