Больше двадцати лет прошло, а я до сих пор хорошо помню тот Mercedes, около которого я месяц ходил кругами. Это был двухдверный CL 550 с восьмицилиндровым мотором и в меру потертым салоном. Он стоял в таксопарке, в автосалоне, принадлежавшем моему приятелю, и цена этого сокровища была для меня подъемной, а потому и чертовски заманчивой.
- А что так дешево? – спросил я своего приятеля. – Что у него с бумагами? Совсем беда?
- А сам-то как думаешь? – вопросом на вопрос ответил мой собеседник.
Впрочем, все оказалось не так уж и плохо. Какой-то шанс легализовать его, хотя бы временно, все же был, иначе машину просто бы не поставили на всеобщее обозрение в автосалон. Но я тогда не рискнул. Также, как чуть позже не рискнул и взять у частного продавца весьма неплохой двухдверный Nissan Terrano II. Судя по документам, которые я внимательно изучил, машина была куплена новой в компании Genser, у официального дилера Nissan в России. В наличии была даже сервисная книжка с отметками о прохождении всех ТО. Смущало лишь одно: двухдверные модификации этой модели официально к нам никогда не поставлялись, что мне охотно подтвердили менеджеры того самого «Дженсера». Понятно, что и про ту машину они ничего не знали, и про непонятно откуда взявшиеся документы с их печатями.
Словом, от приключений с Mercedes и Nissan Бог меня уберег. Попал я только с Ford Scorpio, у которого в оригинале ПТС оказалась отметка «без права отчуждения». В копии, которая шла с машиной, ее естественно не было. Тот «Скорпион» почти год простоял у меня в гараже, а потом был весьма удачно продан на запчасти, чем перекрыл большую часть убытков. Тем не менее, мне его до сих пор жаль – шикарная была машина: темно-бордовая со светлой свининой, с небом, в вагонке, на литье и на изоленте! Надеюсь, вы поняли, о чем я?
В те годы подобные случаи были отнюдь не редкостью. Я помню, как мой друг лишился роскошного Ford Taurus SHO, который был у него конфискован и, в итоге, так и сгнил в труху на милицейской стоянке. Помню Nissan «Максимку», у которой при экспертизе в ГАИ из-под слоя шпаклевки проявился совсем другой номер кузова. Пришлось тогда сперва платить самому эксперту, а потом еще и приведенному им сварщику, который привычно изобразил поверх номера грубые следы кузовного ремонта. Помню 528-ю «бэху» на «красных номерах» навечно зависшую у моего коллеги на «ответственном хранении». Ее, кстати, потом пришлось сжечь, чтобы погасить документы и получить возможность хотя бы частично раскидать машину на запчасти.
Вы помните, как это было? Скорее всего, нет. А я помню. Так себе это было. И для продавцов, и для покупателей. Помню и потому в целом поддерживаю предложение Минпромторга создать при государственном участии единую аукционную платформу для продажи подержанных автомобилей. Почему-то это предложение, едва только его озвучили, было встречено в штыки. А, собственно говоря, что в нем плохого? Автомобильные аукционы типа Manheim, Copart и Adesa успешно работают в Америке уже более 50-ти лет. Что плохого в том, что продавец просто выставляет свою машину на аукционную площадку и ждет покупателя, который предложит за нее больше денег? Риск, что что-то пойдет не так, минимальный. Покупателями на таких аукционах выступают, как правило, автомобильные дилеры, которые выкупают приглянувшиеся им экземпляры, приводят их в порядок (или не приводят), а затем перепродают дальше уже конечному потребителю.
Нормальная, на мой взгляд, практика. С точки зрения простого автолюбителя здесь практически одни плюсы. Продать, а тем более купить какой-то «левак» при такой системе просто не реально. Каждая машина проверяется и перепроверяется по нескольку раз. Как с юридической, так и с технической точки зрения. Если с автомобилем что-то не так, он серьезно пострадал в ДТП, был ненадлежащим образом отремонтирован после аварии, имеет какие-то сложноустранимые дефекты или проблемы с документами, такое транспортное средство автоматически получает статус Lemon и многократно теряет в стоимости. Все понимают, что такую машину можно брать только на свой страх и риск. Если проблема и вовсе считается неустранимой, то в документах на машину ставится отметка Salvage, и все, приплыли. Даже если такой автомобиль выкупить и починить, то потом поставить его на учет и эксплуатировать на территории США (и Канады) уже будет нельзя. Мне кажется, что подобная система не помешала бы и нам, чтобы обезопасить отечественных покупателей от подержанной рухляди, собранной буквально по частям из остатков других автомобилей.
Автоаукционы вполне способны решить эту проблему. Также, как и проблему сбора данных об истории автомобиля. В США этим занимается, например, компания Carfax, которая ведет подробную историю каждого колесящего по стране автомобиля. В нее заносятся сведения обо всех ДТП, о выплатах по страховке, о ремонтах и даже о пройденных плановых ТО. Не имея подробного отчета от Carfax сложно даже выставить автомобиль на аукцион, не говоря уж о том, чтобы выгодно его продать. У нас в стране нечто подобное пытается делать компания «АвтоКод». Масштабы, конечно, еще не те, что у американцев, но кое-что уже есть. С развитием аукционного движения все их наработки обязательно станут весьма востребованными. Понятно, что экземпляры с прозрачной историей будет проще продать, да и при последующей покупке у дилера они станут цениться заметно выше.
Не могу не заметить, что свои «минусы» в автоаукционах тоже есть. Во-первых, кому-то может не понравится полная прозрачность любой сделки. Кто, кому, что и за сколько продал моментально станет известно налоговым органам. А это значит, что «скроить» на налогах, вписав в договор продажи «фейковую» стоимость, уже не удастся. А во-вторых, нам всем еще только предстоит узнать, что на самом деле все наши автомобили стоят существенно меньше, чем мы думаем. И дешевеют они значительно быстрее, чем нам кажется. За те деньги, которые сегодня пытаются объявлять владельцы подержанных машин на популярных интернет-площадках, никто из дилеров их просто не купит. Фраза о том, что я, мол, положил на прошлой неделе в салон новые коврики – плохой аргумент при торге. Не поможет. Зато, со временем, можно ожидать, что и у нас, как у американцев, сформируется понятная и прозрачная система оценки подержанных автомобилей. С соответствующими справочниками, типа легендарной Kelley Blue Book, и таблицами, полностью исключающими элемент недопонимания между покупателями и продавцами.
Впрочем, насколько я понимаю, автоаукцион – дело добровольное. Делать их обязательными никто не собирается. Есть у вас желание при продаже своего старого автомобиля самостоятельно поиграть в наперстки с перекупами откуда-нибудь из Ставрополья – дерзайте. Лично я не хочу. Когда-то уже приходилось...
Что и говорить, намучался наш народ с «перекупами», с «утопленниками» и «конструкторами», с чудесным образом воскресшими из пепла списанными много лет назад машинами. Историй, одна другой ошеломительнее и внезапней на этой ниве хоть отбавляй. Так что навести порядок на вторичном рынке автотехники, нужно было, безусловно, уже давно, но… То ли горький опыт, то ли недоброе предчувствие подсказывает мне, что чиновников к этому сугубо рыночному процессу подпускать нельзя ни под каким соусом. И это не просто суеверный страх, впитанный с молоком матери: хотели, как лучше, а получилось как всегда; это принципиальное убеждение!
Практика аукционов (и, между прочим, не только автомобильных) стара как мир. В их контексте средство передвижения ничем не лучше (равно как и не хуже) любого другого объекта материальной вселенной. Конечно, существует огромный соблазн ухватить проплывающие мимо и такие манящие миллионы, даже миллиарды от частных «междусобойчиков», закрывающих чуть ли не половину отечественного авторынка и уже многие пытались приложить к ним (или на них) руку. Вот дилеры недавно активно ввязались в борьбу за этот кусок хлеба, понимая, что свеженькая горбушечка наверняка не только с маслом, но и с икорочкой. Но только слабо пока у них все это получается и совсем не потому, что они не умеют продавать, «разводить» и «убеждать». Отнюдь нет, мастерством престидижитации они владеют отменно, уболтают кого угодно хоть на что... Вот только не очень-то верит измученный беззастенчивым обманом народ во все эти виртуозные пассы руками на уровне кошелька.
И правильно не верит. Ведь верить то, по сути, нечему. И даже государство, лезущее на те же грабли (или сады изобилия – кому как будет угодно считать) не внушает доверия. Ведь в стране по-прежнему как не было, так до сих пор и нет вменяемой, объективной, а главное понятной и дееспособной системы экспертизы и оценки подержанного автотранспорта. А ей и неоткуда взяться, потому что по всей вертикали от тривиального «перекупа» до заоблачных высот под облаками стоит задача не систему создать, а денег, пардон, хапнуть. Причем смачно и со вкусом. Что б потом еще и «спасибо» сказали.
Нам приводят в пример красивые картинки сладкой жизни, как мечты о вновь обретенном рае, но при этом забывают сказать основное – аукционы-то, ребятки, сами по себе не работают. Фундаментальной базой любого аукциона, неважно, торгуются ли на нем пользованные панталоны, эффектно зовущиеся «антиквариатом» или роскошные лимузины саудовских принцев всегда была, есть и будет эффективная экспертно-оценочная система! Без нее никуда! Потому что продавать даже на аукционе не зная хотя бы примерной стоимости продаваемого бессмысленно.
Аукцион – это лишь механизм/способ, один из многих механизмов/способов продажи. Это, если хотите, стены, опирающиеся на мощный фундамент экспертно-оценочной деятельности. Поэтому в первую очередь надо разрабатывать систему экспертизы и оценки, то есть закладывать фундамент и только потом на его основе возводить некую конструкцию, призванную разрешить назревшие противоречия. В противном случае вся эта махина, какой бы немыслимо виртуозной она ни была, обрушится на господ строителей с феноменальным треском и завалит всех нас обломками благих намерений, дорога которыми вымощена известно куда. Так уже было с ОСАГО, так уже было с техосмотром и так запросто может случиться с автоаукционами.
Соединенные штаты Америки, как более развития страна, живут в каком-то смысле "в будущем". Наши чиновники имеют возможность путешествовать по миру и общаться со своими коллегами, поэтому многие нововведения приходят к нам с ненавистного Запада. Как часто бывает, у любой медали есть две стороны. Не так давно я пытался продать один из своих автомобилей и быстро понял, что если машина стоит заметных денег, то продать её частным образом в США практически невозможно. В США мало кто покупает машину за наличные, а это, как следствие, не позволяет провести сделку напрямую между продавцом и покупателем. Мне пришлось сдать машину в компанию по выкупу, затем она попала на аукцион, где её выкупил дилеру, а затем и новый владелец. Да я потерял в деньгах, но с другой стороны после непродолжительного торга я получил деньги фактически моментально. Все участники этой "цепочки" защищены, а главное - есть прозрачная история и гарантия юридической чистоты. Это можно не нравится, но другого варианта видимо нет. Вспомните, когда по дорогам ездили незастрахованные машины. При всех минусах ОСАГО вы хотите вернуться в те дикие времена?
К уважаемому племени автомобильных (именно автомобильных) экспертов я себя не отношу. Моя специализация – «железо», автокомпоненты и запчасти, сервисные технологии. Поэтому выскажусь как автовладелец – раз; и как гражданин Российской Федерации – два.
Так получилось, что я ни разу не покупал подержанный автомобиль, только новые. Начал с «Волги», она дала мне отличную школу оперативного ремонта машины в дороге и уверенность, что я доеду куда угодно, если половину багажника занимают запчасти. Потом были разные иномарки – вот это хозяйство я и распродавал, присмотрев себе новую отраду на колесах.
«Волга» ушла к восточному человеку (в то время она была престижной), остальные автомобили продавал в Москве – именно «с рук на руки». Каждый раз с передачей денег возникало легкое волнение – а вдруг фальшивые, или еще чего. Но обходилось. Однако мысль о какой-то подстраховке, защите от мошенников или откровенных бандитов возникала – хорошо бы…
Поэтому вмешательство государства в процесс купли-продажи кажется заманчивым. Продаешь – защищен. Покупаешь – тоже защищен. Юридическая чистота, беспроблемная постановка на учет, настоящий, не скрученный пробег – замечательно!
О последнем стоит сказать особо. Этой весной я был на конференции «Автостата» посвященной рынку автомобилей с пробегом. Вице-президент РОАД Денис Мигаль рассказал о наказаниях за скручивание пробега, предусмотренных в различных странах. Ладно штраф, во многих случаях за манипуляции с одометром предусматривается уголовная ответственность! И снова возникла мысль – вот и у нас так надо!
Так что же – я за аукционы? В общем, да. Но с оговоркой. Надежность, чистота и безопасность сделки – это отлично. Но то, что на это претендует государство в лице Минпромторга…
Знаете, живу я давно и прекрасно знаю, что государство себя не обманет. А вот я при продаже очередного авто могу потерять немалую сумму. Да, автомобиль можно снять с торгов – но продать-то его все равно надо! А как, если будет государственная монополия?
Поэтому мне близка позиция президента РОАД Олега Мосеева: «Потребитель должен иметь право выбора: хочу – продал сам, либо дилеру ее сдал, или через аукцион реализовал. Как только появляется одно место реализации, то это ухудшает конкуренцию».
А резюме такое: идея требует доработки. Чтобы было хорошо всем: и продавцу, и покупателю, и дилеру, и родному государству.
Только вдумайтесь - российский рынок подержанных легковых автомобилей аж в 3,5 раза больше, чем рынок новых машин. И миллионы ежегодных сделок с б/у автомобилями совершаются за наличные. Практически неограниченные возможности для мошенников всех мастей!
Любое нормальное государство и любые нормальные чиновники захотят с этим что-то поделать – ну, если они правда нормальные и заботятся о своих гражданах. И разговоры о каком-то государственном регулировании рынка подержанных машин начались в России не сегодня и не вчера.
Другое дело, что и на этот раз наверняка все только разговорами и ограничится. Вот поверьте, не будет в ближайшее время никаких значимых изменений. Информация о неких «государственных» аукционах и монополии была уверенно опровергнута всеми якобы участвующими в разработке проекта структурами.
А вот что нужно бы сделать, но до сих пор никто не сделал – так это сформировать в России, наконец, единую оценочную базу со стоимостью всех без исключения автомобилей. Такие базы есть во многих странах – и не надо мучиться ни продавцам, ни покупателям. Посмотрел в справочник - увидел цену. И не надо доказывать тому же официалу, что он не доплачивает тебе четверть стоимости твоей машины при выкупе через trade-in. И скидку легко требовать у продавца, будь это дилер или частник.
Конечно, такие базы в России уже и сейчас есть. Например, страховые компании ими пользуются для расчета стоимости каско. Внутренние справочники есть у дилеров и автопроизводителей. Многие потребительские и b2b автомобильные сервисы держат аналитиков, ведущих открытые оценочные базы данных.
Но объединить это все и построить систему пока не получается. Почему? Пожалуй, тут мы упираемся в общероссийскую проблему - у нас в принципе плохо умеют строить централизованные системы, использующие большое количество данных. За 15 лет не смогли наладить применение элементарных коэффициентов в ОСАГО. За два года не смогли подготовиться к введению электронного ПТС, пришлось аж откладывать цифровизацию… Ну откуда в таких условиях взяться централизованной базе средней стоимости автомобилей, да еще и адекватно работающей?
А мне эта инициатива не слишком нравится. И соглашусь с президентом РОАД – обязательное единственное место реализации автомобилей, это всегда отсутствие конкуренции, а значит плохое отношение к клиенту, всё те-же серые схемы, которые на самом деле главную продекларированную задачу – исключить из продаж криминальные и «мутные» машины – сведут на нет. Не верю я, что вот такое регулирование сделает 100% автомобилей прозрачными и не найдётся пути выставить машину с подозрительной историей как честную, теперь уже на гарантированно проверенной площадке. Вспомните доперестроечную «обезличку» - единственно разрешённый государством метод продажи подержанного автомобиля, и богато цветущие рядом авторынки – настоящие места оценки, продажи и покупки, привязанные к той обезличке исключительно фактом переоформления.
Я прекрасно понимаю и желание автодилеров полностью завладеть вторичным авторынком. Для государства это однозначно метод поддержки дилеров, но разве они и сейчас живут так уж плохо? А для дилера это дополнительная прибыль, которую они отберут у мелкого, с позволения сказать, бизнеса в виде частных перекупов. Очистят ли они рынок? По моим наблюдениям нельзя сказать, что только перекупщики грешат скручиванием пробега, подменой документов и прочими шалостями. Общий процент «прозрачных» и проблемных машин, продающихся через автосалоны и у частных продавцов одинаков.
Однако же с дилера проще взыскать налог, и ему сложнее будет занижать продажную цену. Вот это, скорее всего, будет исполнено всесторонне и оперативно. Налоговый ручеёк в казну потечёт более щедро, плюс государство получит ещё и возможность управлять дилерами – кому разрешить аукцион, а кому – нет. Не скрыта ли здесь ещё одна корруппционная составляющая?
В любом случае, если у нас утвердится японская аукционная система, вряд ли рынок ждёт снижение цен на машины. Ключевой участник этой будущей цепочки не захочет отказываться от своей прибыли, и в результате для продающего машины внезапно подешевеют, а для покупателя – подорожают. Ну а разницу поделят дилеры и налоговая служба. Впрочем, есть такое понятие как налоговое обременение частной собственности. Не хочешь платить – не владей, всего-то…