Удивительно, какой резонанс вызвало в автомобильной среде сообщение о том, что Минобороны планирует изымать для своих нужд личные автомобили граждан. На самом деле, все не так страшно, как сообщает большинство СМИ. Пока не планирует. Речь идет всего лишь о «внесении изменений» в старый Приказ Министра обороны РФ № 151 еще от 14 марта 2014 г. («Об утверждении Перечня транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам...»). Причем, что это за изменения пока никому доподлинно не известно. Минобороны – не та организация, откуда документы пачками «утекают» наружу и становятся достоянием общественности. Тем не менее, можно предположить, что планируется вовсе не изымать у граждан все личные автомобили, а всего лишь предусмотреть такую возможность. Так, на всякий случай, вдруг понадобится?
«Вдруг», это ключевое слово. Любой более-менее опытный зампотех или зампотыл скажет вам, что не понадобится. На современных гражданских автомобилях весьма затруднительно не то, что воевать, но и даже просто эксплуатировать их в войсках. У военных просто нет для этого соответствующей инфраструктуры. Не любит армия ничего неуставного и неоднородного. Пожалуй, наиболее успешный опыт использования в боевых действиях чужой и совершенно разноплановой техники был у немцев во времена Второй мировой войны. Ввиду острой нехватки собственных ресурсов, они просто вынуждены были ставить «под ружье» трофеи, собранные по всей Европе. Польские гаубицы, голландские броневики, норвежские танкеры и датские эсминцы, чешские автомобили и винтовки, французские танки и самолеты...Чего только у них не было! Не говоря уже о советской и американской технике, поставляемой нам по Лэнд-лизу. Я даже представить себе не могу, каких усилий стоило поддерживать весь этот разномастный парк в рабочем состоянии! Судя по воспоминаниям очевидцев, получалось не очень. Не было технической литературы, не хватало запчастей, постоянно чувствовалась острейшая нехватка специалистов, умеющий эксплуатировать и обслуживать всю эту технику. Именно поэтому, едва ли не большая часть подобных трофеев использовалась не по назначению и, при этом, весьма недолго. Так, советские трофейные танки у немцев чаще были тягачами, чем самостоятельными боевыми единицами.
Вы думаете, что с автомобилями будет иначе? Думаете в штатном расписании стандартного автобата есть специалист, который знает, чем Volkswagen Touareg отличается в эксплуатации от одноплатформенного с ним Porsche Cayenne? Конечно же нет. И ваш двухсотый «Крузак» большинство солдат-срочников видели только на картинках. Да, с родным УАЗиком наши служивые еще как-то справятся, чисто по аналогии со старым армейским «козликом». И то, если их не поставит в тупик корейская КПП DYMOS, электрика BOSCH или рулевая рейка ZF. Хотя, может быть и разберутся.
Любой же другой автомобиль в руках военных гарантированно станет одноразовым. В условиях боевых действий ездить на нем будут даже не до первой поломки, а всего лишь до тех пор, пока не закончится топливо в баке. А потом, кстати, согласно все тому же 151-му Приказу МО РФ, придется еще и выплачивать компенсацию владельцу. Если он, конечно, выживет и за ней обратится. Кстати, вы знаете, что согласно закону «О полиции» сотрудники правоохранительных орган тоже имеют полное право «в случае крайней необходимости» воспользоваться вашим личным автомобилем? Вы слышали о том, чтобы это случалось на практике? Лично я ни разу. И это вполне логично. Думаете полицейским нужна головная боль по урегулированию отношений с владельцами таких автомобилей? Даже учитывая принятое в нашей стране наплевательское отношение силовых ведомств к простым гражданам, и военным проще обойтись без этого геморроя, да и без вашего автомобиля, тоже. Поэтому, можете спать спокойно – ваш кредитный Hyundai Tucson останется при вас. Даже если войска супостата вторгнутся в пределы родины. В чем, лично я, очень сомневаюсь.
Не сомневаюсь я в другом. В том, что процедура постановки свежекупленного автомобиля на учет в районом военкомате (а это тоже предусматривает уже не раз упомянутый Приказ №151) станет занимать немало времени и выматывать изрядное количество нервов. И знаю я об этом не понаслышке. В СССР подобная практика уже была, и лично мне приходилось ставить на учет свой Chevrolet Blazer, собранный в Елабуге. Правда, только ставить. Снимать его с учета при перепродаже уже не пришлось. Тогда это правило отменили. Видимо, ввиду его полной бредовости. Сдается мне, что точно также будет и сейчас. Не верю я, что в российской армии не найдется достаточного количества опытных зампотехов. Товарищ зампотех, разрешите обратиться!
Шутки шутками, а геополитическая ситуация вокруг нашей страны все же напряженная, нужно, как известно, быть всегда готовым к войне, чтобы никогда не воевать. С одной стороны, мысль о том, что нашими личными автомобилями в какой-то момент смогут пользоваться военные в грязных сапогах, конечно, кажется неприятной. Но с другой, это нововведение позволит чувствовать себя причастным к чему-то более значимому, чем наши мелкие интересы – защите Родины. À la guerre comme à la guerre (на войне, как на войне): в случае военного конфликта было бы жлобством думать о своем личном авто и не помочь военным. И теперь, меняя ШРУС или протягивая резьбовые соединения в ходовой своего авто, мы вполне можем считать, что этим действием пусть в небольшой степени, но все же поддерживаем обороноспособность своей страны. Главное, чтобы воплощение этой идеи не воплотилось в жуткие бюрократические процедуры, когда придется ездить в военкомат, стоять в очередях и страшится какого-нибудь штрафа или санкции.
Думаю, что желание отнять у людей тачки «по тревоге» продиктовано несколькими инстинктами. И, вероятно, частью противоположными тем, что были во времена СССР.
Известный факт: «Волги» в свое время проектировались с учетом пожеланий вояк. Про «эмки» и говорить не буду, тогда легковушки вообще не делали для частников. Но и сейчас обычная машина с нормальным водителем может заехать довольно далеко, чтобы потом намучаться бегать за трактором. Это постоянно доказывают автопробеги различной сложности - именно на стоковых машинах, - которые устраивают ищущие хайпа блогожурналисты. Так что первый смысл прямой: дать дополнительную возможность офицеру без проблем успеть на доклад.Второй инстинкт - желание вертикали власти стать более вертикальной. Она иначе не умеет. Я вполне допускаю, что одной из следующих просьб моих коллег из MotorPage вполне может стать предложение прокомментировать приказ Минздрава ковырять в носу только по часовой стрелке. И вовсе не потому что коллегам нечем заняться, а потому что действительно появится такой приказ.
Третье, вдогонку ко второму: в Минобороны тоже есть бюрократы. Они хотят работать, писать, считать, учитывать и отчитываться, и кушать на заработанное.
Наконец, то, о чем в СССР вряд ли задумывались всерьез применительно к отъему тачек у населения: лишенные мобильности граждане будут менее склонны к экстремизму.
Офигенно придумали в Минобороны! Забирать машины у граждан, это круто. Но как-то маловато. Почему только автомобили? У меня вот, например, есть три картодрома в Москве, на них в общей сложности штук триста спортивных картов. Если все их реквизировать, посадить на них бойцов и выдать им пики, получится шикарная потешная дивизия! Прямо вижу волшебную картину – враг у ворот, а навстречу ему по МКАДу боевой «свиньей» мчатся триста картов. Топорщатся пиками. Несется громкое «ура». А впереди, на моем же лихом Ferrari – их главнокомандующий... Как Чапай на коне. Урала только не хватает. Реки.
Изо всех автомобильных новостей последнего времени больше всего людей взволновало возрождение очередной советской традиции – конфискация личных внедорожников для нужд Министерства обороны. В СССР все частные автомобили Нива, Волынь (волынь – это не армейский глагол повелительного наклонения, а ЛуАЗ) и редчайшие в личном пользовании УАЗы, стояли на учете в Военкоматах и в случае необходимости отбирались для фронта и для победы.
Традиции СССР снова в моде. Их охотно возрождают, модернизируют и совершенствуют. Вот-вот вернут крепостное право, возвращенное советской властью в 1917 и отмененное лишь в 1977, а пока вот вспомнили про полный привод. Всё время, пока велась дискуссия о сохранении отечественного автопрома, главным аргументом в его защиту была грядущая война. Если завтра в поход – то на чем? Но на Жигулях воевать не ездят. Но именно ВАЗ и сохранили, хотя для будущей войны было важнее сохранить ЗИЛ. И на «Форуме Армия» в парке Патриот прошлого года в экспозиции армейской техники внезапно объявилась штабная Lada Vesta. Выходит, армия всерьез собирается воевать на Жигулях. Следовательно, полноприводная машина им еще нужнее. Станут ли отбирать прямо сейчас или пока разомнутся новыми требованиями и обременениями?
Учитывая строгое соблюдение постулата, сформулированного А.И.Герценым: «Государство расположилось в России, как оккупационная армия», непременно создадут искусственные трудности, избежать которые можно будет только за взятку. Сначала потребуют учета всех Cayenne, Gelandewagen и Land Cruiser, затем введут дополнительный техосмотр, потом курсы фронтовых водителей. После чего станут потихоньку отбирать автомобиля «для учений, для режима ЧС» и т.п. Учитывая, что нынешние пресс-секретарши министра обороны – сочные женщины мягких форм, роскошных званий, богато инкрустированные орденами и медалями – качественный транспорт для защиты Отечества потребуется совсем скоро. И во многих других подразделениях рангом пониже отыщутся сопоставимо приятные на ощупь защитницы, воевать с которыми необходимо в Мерседесах. Поэтому совсем скоро Министерство обороны соберет полный список необходимых для войны Rolls-Royce Cullinan, Lamborghini Urus, Bentley Bentayga, Porsche Cayenne, Mercedes Gelandewagen, Lexus LX, Toyota Land Cruiser и начнет готовиться воевать за рулем этих специфических, но необходимых на войне автомобилей.
Министерство обороны РФ, планируя отобрать Rolls-Royce, Lamborghini и Bentley, обещает компенсацию за вмятины и царапины. Учитывая, что оккупационная армия, захватившая Россию, только что оставила стариков без пенсий, деньги за разбитую фару кажутся наименее реальными. В истории известен случай, когда люди специально ехали на войну за рулем личных машин, чтобы на сборном пункте передать их армии. Заодно они брали с собой одежду и еду, готовые на войне есть и носить свое, чтобы государство не тратилось на такие мелочи. И они войну выиграли. Это было в Израиле…