Скачал на смартфон мобильное приложение «Яндекса» с голосовой помощницей Алисой и теперь известный разговор (см.выше) Алисы и Черной Королевы из сказки Льюиса Кэролла не выходит у меня из головы. Знаете, почему? Потому что пудинг – это я. Да и вы, дорогой читатель. И вообще каждый из нас. Мы – просто пища. Наши слова, реакции, эмоции, поступки на самом деле – часть глобальной обучающей программы, даровой ресурс для созревающего искусственного интеллекта в том дивном новом мире, очертания которого отчетливо проступают вокруг.
Потешаетесь над ошибками голосового управления в вашем автомобиле? Вы говорите программе пункт назначения, а она в ответ несет ахинею. “Вот дура, не понимает!” Чтобы “дура” поняла, произносите слова снова и снова, медленно, по слогам, пробуя разную интонацию. Наконец – ура! – на дисплее возникает нужный текст запроса. Победа! Вот только чья? Поздравляю, теперь вы пудинг, вы только что стали одной из многомиллиардных человеческих частичек обучающей “эту дуру” программы. Научили голосовой помощник чуть лучше понимать человеческую речь.
Решили откликнуться на предложение программы-фоторедактора и привязать имена друзей к их лицам на фотографиях, хранящихся на жестком диске вашего компьютера? Поздравляю, вы только что лишний раз потестировали и получше настроили гражданскую версию программы распознавания лиц, боевые родственники которой давно и успешно работают в системах наружного наблюдения.
Решили отвлечься от работы и пройти тест вроде «Кем я был в прошлом?»? И для этого – иначе не получается, ну правила такие, -- разрешили сайту доступ к своему профилю в соцсети? Поздравляю, вы только что сами рассказали о себе алгоритмам формирующегося искусственного интеллекта больше, чем знаете про себя сами. Они начали лучше понимать ваши интересы, предсказывать ваше поведение, предлагать вам товары и услуги.
Когда сразу же после запроса «пройти ТО недорого» в поисковой строке поисковик в смартфоне начинает выдавать рекламу ближайших станций техобслуживания – мы не удивляемся, привыкли. Но если делает то же самое после того, как смартфон лежал на столе и «слышал» ваши жалобы на жадных официалов, -- это стоит осмыслить.
Поймите правильно, я вовсе не о том, что «мы все под колпаком у Мюллера». Просто на наших глазах, по крупицам, при нашем участии -- и при этом как бы совершенно незаметно для нас! -- складывается глобальный интерфейс общения человека с искусственным интеллектом. Как говорится, слушайте и не говорите потом, что не слышали. Нам всем: пользователям мобильных гаджетов, лэптопов и десктопов, водителям, все чаще включающим за рулем разные умные автопилоты, стоит понимать: это не они – для нас, это мы – для них. Мы – участники глобального процесса обучения. Чего или кого? Будущего Скайнета из голливудского «Терминатора»? Кстати, напомню, кэролловская Алиса на предложение познакомиться с пудингом среагировала мгновенно и недвусмысленно: “Я вам отрежу по кусочку?”
И научим ведь, на свою голову.
Я бы не стал ставить все с ног на голову. «Пудинг» — это все же они, а не мы. Мы едим эту информационно-интелектуальную пищу и она нас радует куда больше, чем пугает.
Да, есть пока что поводы иногда почувствовать себя неуютно. Я, к примеру, порой вздрагиваю, когда какой-нибудь умный-преумный алгоритм настойчиво начинает мне рекомендовать мусульманские платья для свадьбы или технологии увеличения размера половых органов. Но это так, сбои программ. В основном же они работают чисто: попробуйте поинтересоваться у поисковика вентилятором или велосипедом, вас потом этими вентиляторами-велосипедами задолбают. И эту навязчивость даже можно использовать в мирных целях. Если боитесь что-то забыть, доверьте это машине: сделайте соответствующий запрос и на всех страницах, содержащих контекстную рекламу (то есть практически на всех), вы будете видеть персональные напоминания.
Но это все семечки, есть вещи посерьезнее. Не будем недооценивать тот факт, что современные интеллектуальные компьютерные системы решили одну из величайших человеческих проблем — проблему одиночества. Причем, в глобальном смысле.
Там где раньше одинокий человек устремлял взгляд в пустоту и погружался во мрачные мысли о мыле и веревке, сейчас он достает из широких штанин смартфон и погружается в чудный мир виртуального общения. С кем конкретно он общается даже не важно, потому что технологии позволяют найти поддержку практически любой мысли и эмоции. Для любых разновидностей скучающих умов существует условный «анекдот точка ру».
Да, пока эта система не выживает без живого человека. Мы еще иногда общаемся между собой в твиттере или в тиндере. А скоро запросто сможем обойтись. У каждого будет круглосуточный доступ к чуткому существу, у которого можно будет гарантированно найти защиту или поддержку — кому что нужно в данный момент. Только представьте, единая и в то же время многоликая Алиса, которая всех нас спасет. Ради такого я даже готов некоторое время побыть пудингом.
Это был, наверное, девятый класс: Регина Станиславовна, наш математик и классный руководитель, предложила примерить роль учителя. Нескольким ученикам достались теоремы, которые надо было разжевать классу. Помню, как потел, как как репетировал, помню напутствие РС: «Вот здесь аккуратнее!» А еще прекрасно помню, что роль обучающего позволила быстро и хорошо разобраться в материале. Так я усвоил истину: хочешь в чем-нибудь разобраться – научи этому другого. То есть обучение – процесс всегда двусторонний, в нем задействованы в равной степени и учитель, и ученик.
И поэтому я не вижу ничего страшного в том, что не только мы учимся общаться с современными сервисами, но и они учатся на нас. Да, я тоже обозначил людей на фото и, наверное, тем самым усовершенствовал программу - но ведь и мне в конечном итоге стало удобнее! И я чему-то научился!
Мы ведь говорим не о завоевании мира, а об инструментах для производства, творчества, развлечения. Хотите пример? Кэролл написал свою Алису пером на бумаге, я пишу этот комментарий на ноутбуке. Еще неизвестно, кто и от чего больше зависел, профессор Доджсон от чернил или я от клавиатуры.
Да, и насчет Алисы: напомню замечание Черной Королевы из той же главы «Зазеркалья». Как можно? Вас только познакомили, а вы уже на него с ножом.
В дискуссии о том, кто, зачем и для кого, позволю себе процитировать нашего классика и современника:
– Самое интересное, что человек чаще всего не догадывается, в чем его миссия, и не узнает того момента, когда выполняет действие, ради которого был послан на землю. Скажем, он считал, что он композитор и его задача – писать музыку, а на самом деле единственная цель его существования – попасть под телегу на пути в консерваторию.
– Это зачем?
– Ну, например, затем, чтобы у дамы, едущей на извозчике, от страха получился выкидыш и человечество избавилось от нового Чингисхана. Или затем, чтобы кому-то, стоящему у окна, пришла в голову новая мысль. Мало ли...Это, если вы не помните, рассказ Виктора Пелевина «Хрустальный мир». Хорошо сказано, не правда ли? Мы действительно не знаем и не можем знать о своем предназначении. Иногда бывает так приятно заблуждаться на эту тему, но реальность далеко не всегда оправдывает наши фантазии. Чаще нет, чем да. Если только допустить, что реликтовые растения и животные были нужны лишь для того, чтобы со временем стать ископаемыми углеводородами, которые сгорят в топке паровой машины Уатта, то и в значимости всего человечества могут возникнуть сомнения.
Я вовсе не хочу сказать, что вклад Бриджит Дрисколл, ставшей 17 августа 1896 года жертвой первой в истории автомобильной аварии, в развитие мирового автопрома перевешивает, к примеру, заслуги Карла Бенца. Но если бы она когда-то неосмотрительно не оказалась на пути экипажа Артура Эдселла, мчавшегося, вопреки всем правилам, со скоростью более 8 миль/час, то вряд ли бы кто-то задумался о том, что автомобили могут быть опасны. А также о том, что так называемый «человеческий фактор» - самое слабое звено в деле обеспечения транспортной безопасности. Именно в той трагедии следует искать глубинные предпосылки к развитию беспилотных технологий. Тех самых, кстати говоря, которые буквально на днях стали причиной гибели другой ни в чем не повинной женщины. Я имею в виду Элейн Херцберг, попавшую 19 марта этого года под колеса экспериментального беспилотного автомобиля компании Uber.
Это имя и эта дата тоже несомненно войдут в историю, и тоже оставят свой след в деле развития технологий. Не было бы ее, как бы роботы узнали о том, что людям свойственно переходить проезжую часть не только по пешеходным переходам? Вполне возможно, что кто-то или, скорее, что-то будет помнить об этом даже тогда, когда человечество, выполнив свое функциональное предназначение, уйдет со сцены мировой истории. Честно говоря, на фоне таких жертв во благо прогресса, мне вовсе не сложно лишний раз повторить навигатору адрес до которого мне надо проложить маршрут или заполнить бессмысленные, с моей точки зрения, поля личного профиля в очередной соцсети.