Иван Владимиров
20 ноября 2017

Иван Владимиров

главный редактор портала MotorPage.ru

Враждебное окружение

Я уже и не вспомню, за какие такие заслуги перед отечественным приборостроением меня приняли во Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. Кажется, речь шла о чем-то глубоко вакуумном и высокоточном. Сегодня уже не важно. Лишняя информация быстро стирается из памяти. Запомнилось мне лишь то, как наш руководитель практики, вручавший мне значок и членский билет ВОИР, невесело пошутил в усы: мол, рационализатор на производстве – первый враг технолога...

Продолжение этой фразы я услышал многими годами позже, когда по какой-то причине заявился на презентацию очередной автомобильной новинки существенно раньше назначенного времени. В пустом еще зале вокруг машины скучая бродил Сам. С большой буквы Сам. Главный, ведущий, основополагающий и направляющий. Непререкаемый авторитет в сфере автомобильного дизайна и непосредственный автор презентуемого проекта. Видимо, маэстро тоже приехал раньше времени и потому скучал в ожидании журналистов. И чтобы скрасить ожидание он начал мне рассказывать. Нет, не те банальные факты, которые были заготовлены для официальной речи: про стремительные линии, выразительные изгибы и перетекающие из одной в другую поверхности. Он стал рассказывать о том, какой бы эта машина могла быть. Могла, но не стала. Стараниями рационализаторов, технологов, инженеров и еще множества других специалистов, являющихся, по сути дела, первейшими врагами дизайнера.

Нет, откровением для меня его рассказ не стал. Не откровением, скорее – еще одним подтверждением того, о чем я и так догадывался. Современные автомобили стали так скучны и невыразительны вовсе не потому, что в мире перевелись талантливые дизайнеры. Вовсе нет. Их много. Пожалуй, даже больше чем раньше. Просто приоритеты у автопроизводителей поменялись, и дизайн стал вторичен. Художники, рисующие новые автомобили, оказались во враждебном окружении. Окружении рационализаторов, технологов, экономистов и маркетологов. Всех тех, кого я уже перечислял. Увы, но сегодня именно они, а не дизайнеры определяют, какими будут автомобили, на которых нам предстоит ездить. И происходит это, по всей видимости, так:

- Нет, такую сложную кузовную деталь отштамповать мы не сможем! – авторитетно заявляет технолог.

- А если постараться? Ведь здорово же будет? – робко переспрашивает дизайнер.

- Нет, слишком глубокий штамп получается, повышаются требования к качеству стального проката, где нам такой брать? Да и разобьется такая матрица слишком быстро... – технолог всем своим видом показывает, что разговор окончен.

- А если из двух частей сварить? – не сдается дизайнер.

- Долго и дорого, зачем нам нужна лишняя операция на конвейере? – подключается к дискуссии экономист-рационализатор.

- Ну, может быть, хоть радиаторную решетку как на эскизах была оставим? – до последнего бьется за свой проект дизайнер.

- Да вы с ума сошли! Как мы краш-тесты EURO NCAP проходить будем? – подключается к разговору специалист по пассивной безопасности: - Представляете, какую с такой решеткой нам оценку за уровень защиты пешехода поставят?! Нет, и нет, только через мой труп!

- Ладно, - практически сдается дизайнер. – Черт с ней с решеткой, но давайте хотя бы кузов в яркие цвета покрасим? Или даже двухцветным сделаем? Как на моих скетчах было?

- Нет. Покупатель хочет черную машину. В крайнем случае белую или серебристую! – вступает в бой тяжелая артиллерия маркетологов. – Вот у нас тут и статистика, соответствующая, имеется...

- Конечно! – в отчаянии кричит дизайнер. – Откуда же взяться данным по продажам ярко-красных, бирюзово-синих или изумрудно-зеленых машин, если в нашей гамме и цветов-то таких отродясь не было?!

- Ничего не знаем, - безапелляционно заявляют маркетологи. – Наш клиент – человек солидный, отчасти консервативный, зачем лишний раз рисковать и раздражать его каким-то легкомысленным колером? Вдруг не понравится и уйдет к конкурентам? Кто перед советом директоров отвечать будет?

- А молодежь, как же молодежь? – не унимается бедный дизайнер. – Вы же сами говорили про омоложение покупательской аудитории...

- Для молодежи сделаем светодиодные фары и Wi-Fi роутер в салон поставим. – заканчивают разговор маркетологи. – Технологи, как, конструктивно это возможно? Инженеры, не против?

- Справимся. – отвечают разработчики. Можем даже светодиодную подсветку ковриков сделать, для молодежи нам ничего не жалко!

- Точно не жалко! – поддерживают их экономисты. – Китайские светодиоды наша смета стерпит. Пять горстей за доллар – не бог весть какие деньги... Тем более, если для расширения покупательской аудитории!

Думаю, что можно не продолжать. Все и так понятно. Выйдите на улицу, оглянитесь вокруг. Посмотрите на проносящиеся мимо автомобили. Вам нравится? Лично мне, как-то не очень...

Вам понравилось обсуждение?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9