«Понимаешь ли, Пинки, это условный рефлекс, и самое обидное в том, что я ничего не могу с этим поделать!» - вы наверняка помните эту фразу из смешного спилбергского мультика «Пинки и Брейн». Вот и я тоже ничего не могу поделать с тем, что каждый август подсознательно жду какой-то пакости. По утрам, налив кофе и зажмурившись, одним глазом просматриваю ленту новостей – что там произошло за ночь? Вздрагиваю от звука уведомлений о пришедшей почте или поступивших сообщениях... Надеюсь, что это всего лишь условный рефлекс, а не прогрессирующая шизофрения. Тем более, что причин для появления и закрепления первого у нас было хоть отбавляй, а поводов для развития второй вроде бы нету.
Совсем нету. Особенно в этом году. На календаре уже чуть ли не середина августа, а все пока складывается очень даже неплохо. По крайней мере, в автоиндустрии, в которой мы все с вами работаем. Если даже бегло пролистать ленту профильных новостей за последние несколько часов, то в памяти наверняка отпечатаются слова «выросли», «увеличились», «расширились» и т.д. Все они о производстве и продаже новых автомобилей в России. Nissan – плюс 12%, Volkswagen LCV – плюс 23%, Infinity – плюс 17%, Renault – плюс 20%, АвтоВАЗ – плюс 22% и всего плюс 19% по рынку в целом. Это, понятно, автопроизводители подводят итоги прошедшего месяца. Не знаю, как у вас, а у меня создается стойкое ощущение, что заржавевший было механизм продаж сдвинулся с места, стряхнул многолетнюю паутину и начинает набирать обороты.
Уверен, что подобные ощущения не только у меня. Тенденцию к улучшению явно заметили и маркетологи. Иначе как объяснить тот факт, что, например, Mitsubishi возвращает на наш рынок выведенные когда-то модели Pajero IV и ASX, а также анонсирует еще одну новую – Eclipse Cross. Honda всерьез задумалась о возобновлении поставок моделей Civic и Accord... И таких «звоночков» предостаточно. Означают ли они, что август удался и лед, наконец-то, тронулся? Или вам так не кажется? Что думаете, господа присяжные заседатели?
Ожидаемо, на мой взгляд. Уже довольно долго российская валюта держится в приемлемых рамках, но главное, курсы перестало лихорадить. А именно этого ожидали автопроизводители и дилеры – стабилизации курсов. Думаю, вряд ли кто-то, (я сейчас говорю про потребителей), рассчитывал на откат, что доллар вернется хотя бы к 40 рублям. Всем было ясно, что обратного пути нет, или он будет закрыт. Важно было прийти к каким-то стабильным значениям, пусть и не очень выгодным, но стабильным. И чтобы курсы не скакали хотя бы на протяжении полугода. Так и произошло. И потребители пошли в автосалоны. Потому как у нас, все-таки, по-прежнему лучший автомобиль – это новый автомобиль.
Действительно, лента Facebook полна позитива, который, впрочем, излучают преимущественно пиарщики соответствующих брендов. У них такая работа – любой, даже самый противоречивый факт преподносить как свершившееся достижение. Оптимизировав затраты на PR, создав беспрецедентное давление на отделы маркетинга (заставив их работать на полную катушку), производители смогли увеличить продажи с января по июль 2017 года на 8.5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вознеся наиболее красивые цифры на свои знамена. Вместе с тем, даже с десятипроцентным ростом, продажи по итогам года не достигнут уровня 2015 года, когда в стране было реализовано 1.6 миллиона новых автомобилей. И тем более, уровня 2014 года, когда обновили свои автомобили почти 2.5 миллиона человек. А если вспомнить, что до того уровень продаж неуклонно снижался с беззаботного 2012 года (2.935 млн автомобилей), разговоры о положительной динамике и вовсе теряют смысл где-либо, кроме красивых пресс-релизов и профильных сообществ в соцсетях.
Другими словами, если мы в ближайшее время и увидим рост авторынка, то будет он весьма незначительным. На мой взгляд, структура спроса это доказывает - всплески приходятся на недорогие автомобили (например, Lada XRAY и Vesta, Datsun on-DO), а также горячие новинки (Renault Kaptur, VW Tiguan). Учитывая новый виток санкций, инфляцию, рост стоимости топлива, ослабление рубля, отсутствие предпосылок для роста зарплат, фундаментальных причин для существенного роста авторынка в 2017-2018 годах я не вижу.
Иллюзия стабилизация автомобильного рынка действительно возникает у многих. Покупатели после девальвации и психологического шока вроде бы начинают постепенно привыкать к новым ценам. И уже не боятся "переплатить" за новый автомобиль. Но давайте подумаем: есть ли серьезные основания для оптимизма? Лично я их пока не вижу. Так называемый рост продаж объясняется защитным аутотренингом, психологическим релаксом покупателей. Им захотелось положительных эмоций. А еще показалось, что кризис уже позади. Или им просто внушили? Не так важно. Но они и в самом деле расслабились и как по команде полезли в кредиты. Совершенно не представляя, как будут платить по счетам, если их доходы вдруг неожиданно упадут. Ни басни Крылова, ни печальные истории американских ипотечников никого ничему не научили. И вот уже по кредитным схемам продают каждую вторую машину (а ведь еще недавно за счет заемных средств приобреталась лишь каждая третья). Разумеется, севшие на кредитную иглу потребители немного "подогрели" рынок. Вот и появились отчеты о росте продаж на десятки процентов.
Но почему все предпочитают закрывать глаза на другие факты? Например, на резкий рост просрочки по тем же автомобильным кредитам. И на то, что в категорию "плохих заемщиков" новые покупатели попадают гораздо раньше, чем прежде. А ведь это четкий индикатор здоровья автомобильного рынка, предупреждающий: кредитная мина может рано или поздно взорваться. На рынок хлынут сотни тысяч конфискованных банками у неплательщиков автомобилей, подорвав продажи новых машин. Но это же просто риски, о которых не хочется думать, правда? Проще по примеру страуса прятать голову в песок. Или отключать мозги.
С чего вдруг всерьез просыпаться авторынку? Евро подешевел, нефть подорожала, зарплаты подскочили? Нет же, ничего подобного не случилось. Так с какого перепуга людям бежать за продолжающими дорожать новыми машинами, на какие шиши их покупать? Буду рассуждать без каких-либо экономических выкладок, анализа показателей, поиска «дна» и прочей дребедени. Просто - от сохи.
Есть у меня один знакомый, средней руки начальник. Несколько лет назад он с гордостью рассказывал мне о своем Hyundai Tucson, том еще – первого поколения. И всем он у него хорош, и всем устраивает. И красавец, и прет, и тянет. Начальник сохранил свой начальственный пост, казалось бы, теперь может рассчитывать на новый Tucson. Но нет, он приценивается к Hyundai Creta. Аргументы для себя нашел, мол, и размер почти тот же, и все в ней есть. Так вот я думаю, что это не у него одного понижение уровня притязаний произошло. Десять лет назад был позитив: после условного «Туссана» возьму Santa Fe, после Toyota RAV4 – Land Cruiser Prado. С «Калины» пересяду на «Приору», из «Логана» перепрыгну в Renault Megane. А теперь, мне кажется, все наоборот. Привыкли люди, смирились, выплатили свои прежние кредиты. И пошли брать вместо «Хайлендера» – RAV4, менять Mitsubishi Pajero на 2-литровый Outlander. Не нужен Hyundai Elantra, когда у «Соляриса» теперь такая же «морда», и задние сиденья у него с подогревом! А что? Еще и налог меньше будет, и страховка дешевле, и обслуживание доступнее, и аппетит поскромнее. Сплошные плюсы. Сжились люди с такими мыслями, пришло полное понимание своего нового материального статуса.
Классно, когда есть у тебя деньги на банковской карте, и ты идешь в автосалон, где в одно касание телефоном к терминалу вся или большая часть цены машины «улетает» на их счет, а ты покупаешь, что хотел. Но происходит все теперь несколько иначе. Человек едет в дилерский центр на своей машине, купленной в «жирном» 2012 году, кредит за которую он только что выплатил. Там сдает ее в трейд-ин для первоначального взноса, берет новую ссуду и уезжает на машине попроще, поменяв мечту о более дорогом авто на льготный кредит. Не было у него своих накопленных денег, не появились, есть только еще один кредит. Потому не нравятся мне такие «пробуждения» рынка.