Начало осени ознаменовалось пессимистическим прогнозом Российской Госавтоинспекции о том, что уже через пару лет нас ждет резкий рост количества ДТП и, соответственно, тяжести их последствий. Среди наиболее значимых причин надвигающегося катаклизма, были названы «неконтролируемая автомобилизация населения» и старение автопарка. Все это, понятно, на фоне продолжающихся проблем в экономике и других, связанных с ними, неблагоприятных факторов.
Напряглись все, и на этой теме не оттоптался разве что только ленивый. Вышла куча комментариев, разъяснений и дополнений. И о том, что это не прогноз, а просто один из возможных вариантов событий. И о том, что такая аргументация крайне неубедительна...
Тем не менее, нельзя не признать, что отечественный автопарк, действительно, снова начинает стареть. Это неизбежный процесс при сокращении объемов продаж новых автомобилей. Но, оказывается, причина не только в этом. Если обратиться к «международной практике», как это любят делать наши чиновники, то окажется, что автопарк стареет не только у нас. Даже во вполне благополучной Германии, где с продажами все более-менее неплохо, средний возраст автомобилей увеличивается. Так, эксперты популярного немецкого журнала AutoBild собрали интересную статистику, согласно которой средний возраст зарегистрированного в стране автомобиля в 1980-м году составлял около 5,5 лет, в 200-м уже почти семь, а 2016-м – более девяти. Причина, по мнению авторов исследования, заключается в уменьшении пробегов, увеличении коррозионной стойкости и общей надежности машин. О том, что это как-то заметно влияет на аварийность, ни слова.
Похожая ситуация и в США – пожалуй, самой автомобильной стране мира. Самых свежих данных я не нашел, но в 2015-м году средний возраст машин, колесящих по дорогам Америки, составлял 11,5 лет, а в 2009-м этот показатель был как минимум на два года меньше! И это при том, напомню, что продажи новых автомобилей там неуклонно растут из года в год.
Если говорить про нашу страну, то сегодня средний возраст российского автомобиля – 12,5 лет (я опираюсь на данные аналитического агентства «Автостат»). Не многим хуже, чем в Германии и практически также, как в Америке. Получается, что не так уж все и плохо. Вполне на уровне «ведущих» мировых держав. Так что говорить о каком-то критическом старении отечественного автопарка, которое вот-вот может привести к драматическим последствиям, пока еще явно преждевременно. Также, как и о том, что «таких автомобилей, как раньше, уже не делают».
Что греха таить, любим мы повспоминать порой те времена, когда солнце было ярче, трава зеленее, а автомобили железнее и надежнее. Ничего не скажу про траву, не специалист, но с автомобилями это явно не так. Мировая статистика свидетельствует об обратном: машины становятся надежнее и долговечнее. Даже независимо от количества металла в их конструкции. Они дольше ездят и приносят меньше проблем своим владельцам, у которых пропадает какой-либо резон менять машины так часто, как этого хотели бы маркетологи автомобильных компаний
Возраст автомобиля при надлежащем ТО и уходе напрямую на безопасность не влияет. Конечно, если на десятилетней машине попасть в аварию, то шансы получить травмы различной степени тяжести повышаются, чем если бы на ее месте оказалась совершенно новая модель. Но это опять же, как повезет. Можно и на новейшем Bentley при определенных навыках и желании улететь под грузовик. В этом случае все его многочисленные системы безопасности могут сгодиться лишь дополнением к эпитафии. Дескать пытались, старались, но не смогли. Но мы все любим и помним.
Если обратится к статистике, то получается еще интереснее. Не будем привязываться к количеству автомобилей в том или ином регионе. Понятно, что больше всего машин в Москве и Санкт-Петербурге. Эти регионы всегда будут лидировать в плане аварийности, только потому, что там машин физически больше. Лучше возьмем процентное соотношение от количества застрахованных машин к количеству выплат по ДТП. Скажем, Пермская область может похвастать одним из самых молодых автопарков России. Средний возраст машин в данном регионе - 9,6 года, третье место по России. Более свежий парк только в Татарстане и Ханты-Мансийском АО. При этом, по данным "Альфастрахования", это самое проклятое для водителей место - 24,2% процента клиентов этой компании в Пермской области обращались за выплатами по ДТП. А наименее проблемная в плане аварийности Белгородская область (1,1% процент выплат) по свежести автомобилей идет всего лишь на 29 месте в стране. Так что не в старости автомобилей дело. Проблема может заключаться в культуре вождения, состоянии дорог, работе ГАИ, но никак в том, что где-то автомобильный парк моложе, а где-то нет.
А вот, что касается заявления Госавтоинспекции... Деятельность подобной организации, звания, награды и поощрения для ее сотрудников напрямую зависят от профилактики правонарушений, снижения аварийности. А теперь она вот так на ровном месте признается, что дальше не отвечает за возможное увеличение ДТП и снимает с себя всякую ответственность... Так не бывает. Если только кто-то с очень большого верху не послал таким образом в массы предупреждение – у нас все плохо, поэтому ждите ужесточения по всем фронтам. А что там намечается уже понятно: проблемы при эксплуатации машин выше определенного возраста (влезайте в долги, но покупайте новые, поддерживайте производителя), серьезные медкомиссии для пожилых водителей (деньги, деньги), новые дороги, даже в городах, только на платной основе, ограничение (или точнее удорожание) приобретения машин посредством вновь введенных налогов, скажем на регистрацию в крупных городах, и так далее. Так, что все эти разговоры про старые машины не более чем подготовка населения к очередным поборам. Ведь никогда автомобильный парк России не был настолько совершенен как сейчас. Сколько машин с подушками безопасности или системами стабилизации продавалось и эксплуатировалось десять лет назад? А сейчас?
Добавлю пару медяков в копилку любителей негативной статистики. Редакция итальянского Quattroruote весной этого года проводила исследование собственного национального автопарка. И не просто исследование – в рамках одной из акций журнала автомобили простых итальянцев – с согласия последних, конечно, – подвергали довольно подробному техническому осмотру. Оказалось, 43% машин – старше 10 лет, и у 82% автомобилей был найден минимум один дефект. Меньше всего нареканий к световым приборам. Зато у 37% обнаружился недостаточный уровень масла в двигателе, у 32% – проблемы с зарядом аккумулятора. Щетки стеклоочистителей повреждены или не работают у 28% обследованных автомобилей, а у 26% есть вопросы к состоянию тормозных колодок. Какой вывод сделали итальянские коллеги? Вы удивитесь, но ни повсеместного битья в набат, ни громких причитаний, ни панических настроений. Да, машины стареют, и с ними, как с пожилыми родственниками, приходится быть более чутким и внимательным – чаще показывать специалистам, меньше перегружать.
Умение долго владеть вещами – это важный социальный показатель. Не искусство, нет, - скорее нечто, сродни полезной привычки. Но не ждите далеко идущих выводов – это всего лишь наблюдение. Я сам езжу на автомобиле, который в этом году справит свой 12-й день рождения – выходит, я самый что ни наесть среднестатистический российский автовладелец, по данным «Автостата». Испытываю ли я по этому поводу нечто, сродни беспокойству? Вряд ли.
Вино с годами становится вкуснее, человек – интереснее (но не всегда умнее), а автомобиль… Автомобиль все также – как и в первый год – послушным осликом бегает из одной точки в другую. Вот только надо поменять резистор отопителя, а то сами видите – лета, как не было, так, наверное, никогда толком и не будет, а зима – она всегда где-то рядом.
Это "ж-ж-ж" не с проста. Такие вот странные заявления с сомнительным обоснованием в нашей стране обычно предваряют очередное бессмысленное закручивание гаек. Какой такой рост количества ДТП и тем более тяжких последствий? На каких предпосылках сделан этот прогноз? Мне ситуация видится совершенно иначе: число ДТП в пропорции к числу автомобилей будет сокращаться, а последствия станут менее тяжелыми. Объясню.
Старение автопарка не означает автоматически снижения безопасности на дорогах. Пример? Я редко пользуюсь личным автомобилем, поэтому и не меняю его. В моем Volkswagen Golf 1998 года есть АБС и четыре подушки безопасности. Этот 19-летний автомобиль влияет на статистику, но едва ли делает дорожную ситуацию опаснее от года к году. Среди десятилетних автомобилей сегодня немало таких, которые в базовой комплектации оснащали системами автоматического экстренного торможения и прочими активными системами безопасности. А сегодня эти системы появляются на все новых и новых моделях, становятся более распространенными и доступными. Меняется и качественные состав автомобилей на дорогах. Обратили внимание, как возросла в потоке доля автомобилей такси и каршеринга? Оставим за скобками вопрос о качестве подготовки водителей, здесь важно другое: все эти машины едва ли старше двух-трех лет. Так где ГИБДД разглядело потенциальное увеличение числа аварий? Уверен, что нам опять что-то "продают". Возможно, что-то такое, после чего повторная сертификация автомобилей с системой ЭРА-ГЛОНАСС покажется цветочками. Может быть, запрет эксплуатации автомобилей старше определенного возраста в рамках субъектов федерации? Не хотелось бы!
Проблема стареющего автопарка актуальна для всех стран постсоветского пространства, и не только. Низкий уровень доходов, "конские" в прошлом цены на новые автомобили привели к тому, что народ больше был падок на б/у машины, привезенные из-за рубежа. Так, в Казахстане на 2016 год средний возраст автопарка страны составил 13-19 лет. Это очень и очень старые машины, которые не только портят экологию, но и, порой, провоцируют ДТП, в случае отказа различных узлов и агрегатов. А активных и пассивных систем безопасности на них, как правило, и вовсе нет!
Сейчас со стареющим автопарком у нас борются разными способами, в том числе и заградительными пошлинами на ввоз автомобилей, утилизационным сбором и прочими. Автосалоны ведут активную маркетинговую политику по скидкам и трейд-ин, который наконец-то начал жить в Казахстане, и т.д. Все это приводит к тому, что на дорогах страны все чаще и чаще видны новые автомобили бюджетного класса или бизнес-класса (ну и люкс, конечно же, никто не отменял). Систему пытаются сломать, но пока, в условиях кризиса, продажи новых автомобилей тоже не бьют рекорды – около 46 000 единиц за весь прошлый год. Этого мало, чтобы ситуация со стареющим автопарком изменилась в корне. Но... время покажет.
Основная задача государственных чиновников в России, это вовремя прикрыть свою пятую точку. Как это лучше всего сделать? Заранее предсказать что-нибудь плохое, а потом сказать: "Мы же говорили" в случае, если прогноз сбудется или получить награду, если неимоверными усилиями власти удастся его переломить. На деле же мы знаем, что чиновники никогда не в состоянии повысить качество нашей жизни.
В США и общее количество автомобилей намного выше, и их количество на тысячу жителей кратно превышает аналогичный показатель в России, поэтому про "неконтролируемую автомобилизацию" читать просто смешно.
Мой опыт показывает, что безопасность на дорогах достигается множеством факторов. Первый – качество инфраструктуры. Левый и правый поворот всегда через карман, эстакады, места для отдыха, культура вождения и работа полиции.
С большинством этих параметров в России беда. Особенно с двумя последними. Возраст автопарка в этом списке далеко не на первом месте. Нашим чиновникам следовало бы умерить свои коррупционные аппетиты на строительстве дорог, грамотнее их проектировать, а цель работы полиции должна быть в обеспечении безопасности, а не в личном обогащении. Банально? Возможно! Но этот путь уже прошли развитые страны и изобретаться велосипед заново совсем не обязательно.