Приятно, когда твои предсказания сбываются. Приятно, даже не смотря на то, что они были весьма пессимистическими. Наверное, такой уж у меня склад характера. Люблю, знаете ли, злорадно постучать пальцем по столу – а я же вам говорил! Говорил еще в октябре прошлого года. Мой материал в «колонке редактора» назывался «Не время любить пешеходов». В нем я высказывал свое граничащее с уверенностью опасение того, что изменение транспортной ситуации в Москве (введение платных парковок, сужение проезжей части, расширение пешеходных зон и тротуаров и т.д.) негативно повлияет на объемы продаж новых автомобилей. Как в воду глядел. Уже повлияло.
Согласно новому исследованию аналитического агентства «Автостат» российский рынок новых автомобилей за первые пять месяцев этого года показал рост на 10,2%. Это, понятно, по сравнению с аналогичном периодом прошлого года. Неплохо! Среди лидеров роста Челябинская область, Свердловская, Тюмень, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан... В всех этих регионах продажи машин подскочили примерно на 25%. Очень уверенный росит демонстрируют Татарстан, Московская и Ленинградские области, Рязань, Красноярск и Новосибирск.
Если смотреть на сводную таблицу, то «в плюсе» все регионы. Исключение лишь одно. В Москве продажи падают. Пока только на 3%. Но это, боюсь, только пока. В лучшие годы на долю столицы приходилось чуть ли не 20% всех новых автомобилей, реализованных в России. Сейчас, согласно данным «Автостата», уже всего 15,4%. Если посчитать объем нынешнего спада в штуках, то за пять месяцев этого года в столичном регионе продали на 2 600 машин меньше. Значит ли это, что более двух с половиной тысяч москвичей выбрали здоровый образ жизни и предпочли автомобилю велосипед, самокат или гироскутер? Боюсь, что нет. Скорее всего они просто поглубже засунули свои сбережения под матрас и не торопятся внести свой вклад в восстановление российской экономики. О том, сколько недополучает российский бюджет с каждого несостоявшегося автовладельца я уже писал. Повторяться не буду. Много недополучает, и в масштабах страны — это проблема. Но, похоже, что у руководства страны и Москвы проблемы разные...
Сочувствую столичному автомобильному рынку, переживаю за средства, недополученные бюджетом, несостоявшимся автовладельцам тоже сочувствую - лучше, если бы состоялись. Однако не уверен в том, что беды с продажами машин вызваны расширением пешеходных зон и тротуаров. Равно как и в том, что падение продаж есть исполнение злокозненного плана московских властей. Сейчас вообще крамольно (с водительской точки зрения) выскажусь: мне широкие тротуары, пусть даже покрытые плиткой, нравятся больше, чем узкие. А пешеходов любить всегда время, я так думаю.
За последний год я пересекал Москву на машине всего два раза. По выходным. Мой обычный, он же максимальный, маршрут сократился предельно – пять километров от дома до одной из двух окраинных станций метро, где я оставляю машину и пересаживаюсь на общественный транспорт.
Я не ропщу, я понимаю, что по примеру многих мегаполисов Москву делают… Простите, а какой ее делают? Неудобной для автомобилей – да. Но становится ли она удобной для жизни? Вот это большой вопрос, и его цена - в виде спада продаж новых машин на фоне роста других регионов – мне видится неоправданно высокой. И если бы только этим мы расплачивались!
Переполненные машинами дворы спальных районов, особенно вблизи станций метро. Строительная грязь и пыль на всех улицах внутри ТТК. Невероятно уродливые бело-зеленые заграждения на тротуарах. Они еще и опасные! Водители не видят за ними пешеходов, ступающих на «зебру», те – не видят машины… Пробки, в которых стоит весь транспорт, в том числе общественный, и кажется, уже и подземный. Нехватка обещанных перехватывающих парковок. Неудивительно, что продажи машин сокращаются. Москвичи от них отказываются. Не отказались бы и от Москвы – заодно.
В сентябре столица отметит круглую дату – 870 лет. Строительно-тротуарный фестиваль прекратится, но надолго ли? Власти наверняка продолжат делать Москву… какой? Неудобной для машин или удобной для жизни?
Это совсем не одно и то же.
Программы, которые проводит московское правительство, я имею в виду платные парковки, сокращение пропускной способности столичных дорог, ограничения въезда в различные части города и т.д., ведут к тому, что покупка личного автомобиля становится достаточно бессмысленным делом. Тенденции массового отказа от автомобиля в Москве специалисты пока не фиксируют, зато процесс отказа от второго автомобиля в семье виден уже достаточно четко. На сегодняшний день московский автопарк пока еще увеличивается, но недалек тот момент, когда этот процесс пойдет в обратном направлении. Количество машин начнет сокращаться. Тогда нашим властям придется решать, что им выгоднее и что важнее. Объемы продаж и соответствующие поступления в бюджет города или продолжение нынешней градостроительной политики.
А вообще, это общемировая тенденция. Во многих странах автопарк столичных городов заметно меньше, чем в регионах. В Москве сейчас, если мне память не изменяет, на 1000 жителей приходится 308 автомобилей, в то время, как в среднем по стране – 288. Для сравнения в Нью-Йорке, где вообще практически нет ни парковок, ни каких-то еще условий для эксплуатации личного автомобиля, на 1000 жителей приходится всего 210 машин. А в среднем по США – около 800! Почувствуйте разницу. На мой взгляд, это ни хорошо, и не плохо. Такова, повторюсь, общемировая тенденция. Но если в других мировых столицах сокращение личного транспорта происходит на фоне развития общественного, то у нас, увы, нет. С общественным транспортом в Москве все по-прежнему плохо и тенденций к его улучшению пока не много.
Если же смотреть на этот процесс исключительно с точки зрения автоиндустрии, то все достаточно печально. Например, в США снижение продаж в столичных городах с лихвой компенсируется уверенным ростом в провинции. У нас же этого не происходит и, за счет падения спроса на машины в Москве, ухудшается динамика всего отечественного рынка.
Для меня достаточно очевиден тот факт, что если долго заниматься «дестимулированием» автовладельцев, вставляя им палки в колеса, то рано или поздно люди начнут отказываться от автомобиля, как бы это грустно не звучало. Конечно же есть второй вариант - уехать. Но это тоже связано с отказом от автомобиля. В результате мы видим, что многие люди стали использовать автомобиль реже, а еще есть те, кто от него совсем отказался. Одним из индикаторов происходящего стал спад активности москвичей при покупке авто на вторичном рынке. Сейчас через одного подержанные авто приобретают перекупщики из регионов с целью купить у москвичей подешевле, перегнать в регион и продать подороже, во что еще недавно невозможно было поверить. По моей личной информации, этот бизнес может приносить до 100 тысяч рублей ежемесячно.
Насколько может сократиться количество автомобилей в Москве? Чтобы оценить эту цифру, надо обратиться к статистике московских властей, которые говорят, что лишь 1,5 млн автомобилей, зарегистрированных в Москве, участвуют в дорожном движении в течение дня. Остальные 3 млн авто стоят на приколе. Это означает, что если продолжить давление на автомобилистов в Москве, то в пределе здесь останется лишь 1,5 млн авто. Кстати, количество официально существующих парковочных мест как бы намекает на эту цифру. В Москве их всего 1,6 миллиона.