Богатой на новости выдалась прошлая неделя. Началось все с того, что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с предложением отменить транспортный налог и, вместе с тем, повысить акцизы на топливо. Собственно говоря, ничего нового не прозвучало. Идея включить транспортный налог в цену бензина уже неоднократно звучала и пока так и осталась идеей. Хотя, здравое зерно в ней несомненно есть. Логично же, что кто реально ездит, тот и платит. А тот, у кого машина догнивает под забором и уже много лет не выезжала на дороги общего пользования, не платит. Лично мне такое положение вещей кажется справедливым и даже заманчивым. Лично я наконец-то приобрел бы себе 300-сильный (или даже больше) автомобиль, на котором выезжал бы из гаража, от силы, пару раз в месяц. Исключительно ради удовольствия, и чтобы пыль с поршней стряхнуть. А большую часть времени я и так езжу в метро. При таком раскладе, даже заметно повысившаяся цена на топливо меня бы не разорила.
Но, даю рубль за сто, этого не случится. Моя мечта так и останется мечтой, а дельное предложение снова, уже в который раз, погрязнет в обсуждениях и, скорее всего, будет выполнено только наполовину. Это как, наполовину? Очень просто. Акцизы на топливо рано или поздно (скорее рано, и дальше я объясню, почему) поднимут, а транспортный налог никуда не денется. А что делать, денег в бюджете не хватает, как удержаться от соблазна, чтобы не запустить руку в карман состоятельным автомобилистам?
Согласен, это несправедливо. Но, увы, логично. Нелогичным мне кажется другое. Буквально на днях председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, утверждающее очередную порцию поправок в ПДД. О том, в чем именно они заключаются уже написали все, кому не лень. Не будем вдаваться в детали и оставим пока за кадром новые определения и нововведения, касающиеся перевозки детей. В данные момент меня больше интересуют новые дорожные знаки «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Раз появились соответствующие знаки, то, к бабке не ходи, появятся и сами зоны, в которые будет запрещен проезд автомобилям не отвечающим нормам Евро... Стоп! Какое именно «Евро» имеется в виду? Евро 0, Евро 1, или сразу Евро 4? Пока не понятно. Видимо, здесь возможны варианты. Я же пока, просто на всякий напомню, что даже чисто теоретически нормам Евро4 может соответствовать только треть российского парка легковых автомобилей. Все остальные машины, продолжающие ездить по нашим дорогам, были выпущены еще до появления этого норматива. С грузовиками все еще печальнее.
Таким образом, с введением каких-либо ограничений на использование старых «недостаточно экологичных» автомобилей, автопарк в стране уменьшится. Часть машин окажется просто выведенными из эксплуатации. Их снимут с учета, может быть утилизируют. Может быть, нет. Просто бросят догнивать под забором. Но транспортный налог за них точно никто платить не станет. И подакцизное топливо для них тоже покупать не будут. На всякий случай напомню, что доля всевозможных налогов в нынешней цене бензина составляет без малого 60%. Вряд ли уменьшение спроса на топливо пойдет на пользу нашему дефицитному бюджету. Чтобы решить эту проблему государству останется только еще глубже залезть в карманы наиболее состоятельных автовладельцев, машины которых отвечают новейшим экологическим требованиям. С этого, собственно говоря, я и начал.
Реформа транспортного налога давно назрела. И принцип «кто едет – тот платит», в направлении которого эту реформу в очередной раз предлагают осуществлять, здрав, справедлив и рационален.
Вот только включать налог в акциз на топливо, пожалуй, не очень разумно. Нефтепереработка у нас и так не на высоте, повышение акциза, возможно, станет еще одним препятствием повсеместному появлению качественного бензина и дизеля.
Думаю, здесь пора подключать высокие технологии. Ведь уже скоро повсеместно будет та же «Эра-Глонасс». Её вполне реально дополнить этаким счетчиком, который будет следить сколько машина реально едет. И подобно тому как крутится счетчик за электричество можно накручивать налог в зависимости от реального пробега авто, который точно также, например, в конце года будет приходить по почте. Проехал за год столько-то километров – будь добр, заплати такой-то налог. Технически такая задача вполне реализуема. Другой вопрос, что наверняка найдутся умельцы, которые будут счетчики пробега скручивать. Но вряд ли это будет приобретать массовый характер, также как со скручиванием счетчиков, например, за газ или электричество.
Система сбора транспортного налога в России давно превратилась в фарс или, если угодно, обдираловку. Временами этого стесняются даже сами законодатели, иначе предложения об отмене явно несправедливого по своей нынешней форме оброка не мелькали бы в СМИ с такой регулярностью. Вот только попытки что-то изменить приводят к вялой возне, тихой гибели инициативы, а затем «аккуратным», под шумок принятым новшествам вроде роста стоимости горючего (конъюнктура рынка так сложилась) или введению очередного повышающего коэффициента для якобы роскошных автомобилей (пусть богатые поплачут).
Я бы рад поверить, что в этот раз будет иначе. Но не верю. И вспоминаю историю одного советского рок-музыканта, который рассказывал, как остросоциальные тексты хитростью проводили сквозь сито партийной цензуры. В комиссию сперва отправляли заведомо непроходной вариант. Мудрые мужи его, разумеется, заворачивали на переделку. И тут поэты высылали уже правильную версию, казавшуюся на фоне предыдущего бреда вполне себе ничего. Раз, и худсовет одобряет! Вот и сейчас в социальных сетях запустили абсурдную утку – дескать, власти собираются де-факто устранить с дорог машины мощностью свыше 150 сил, подняв для них транспортный налог аж до… полтысячи рублей за одну «лошадку»! Народ бросился подписывать петиции и всячески негодовать по поводу еще даже непринятого драконовского закона. Но не исключено, автомобилистов услышат. И увеличат ставки, скажем, на сущие пустяки – рублей 10-20. Затянем пояса, перетерпим, ведь могло быть много хуже…
Аналогично и с новыми табличками «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Еще нет готовых решений: какие «Евро» и где попадут под запрет, как станут контролировать выполнение, кто будет их устанавливать и какие штрафы выписывать. Додумаем по ходу дела. Главное, заготовка под очередной странный акт уже есть. И он, вероятно, не заставит себя ждать. Как говорится, был бы автомобилист, а способ подоить его или пересадить на метро найдется.
Слышал от иностранных граждан, что у нас в стране жить весело. И соглашусь с этим. Это у них там быт, налоги и социальные приблуды налажены и не сдвигаются с места со времен Карла Великого и Пипина Короткого. Ребенок еще качается в люльке, а его будущее предопределено и размечено до старости. И в 99 процентах ничего не изменится, жизнь его вряд ли сойдет с накатанных рельсов. Согласитесь, скучно. Обыденно. Неярко. А у нас каждый день какая-нибудь веселуха! Руководство наше, независимо от строя, из века в век прогибается перед очередным вселенским отцом и работает для галочки, и мысли его, руководства, повсеместно похожи на хворост в лучшем случае, в худшем - на протуберанцы. Радостно, когда у руля стоят Маниловы. И особо радостно ощущать себя Фемистоклюсами и Алкидами - хрен знает, какую фишку завтра папаша выкинет.
Это я сначала про экологические зоны. Про принцип "а что, если". Живут люди в Москве и думают в рамках московского асфальта. Давно не совали носа, скажем, в Кировскую, в Пермскую области или же куда подальше. Какие там к чертям собачьим "экологические зоны", а? Там люди в большинстве своем не живут, а выживают. О чем вы, господа? О каких нормах "Евро" идет речь, если 2/3 нашей страны - ваще Азия? Вообще, когда в России заходит речь о каких-либо экологических проектах, особенно связанных с транспортом на электротяге, - я смеюсь, как говорил Филипп Филиппыч. Далее - по тексту, про то, что нужно бить себя по затылку.
А по поводу дорожного налога, включенного в стоимость бензина - взгляните на пресловутую Турцию. Там это давно сделали. И что? А то - довольны турецкие граждане, потому что состояние турецких дорог, а также их качество и количество с каждым годом растет сказочными темпами. Да, бензин дорогой, но люди видят, за что платят, видят, куда идут их денежки. А мы, если такое сделают у нас - не увидим! Кукиш с маслом мы увидим, а не дороги. Потому как финансовое верхотурье за распределение этого налога подерется. А с вашего, Иван, дорогого суперкара в 300 л.с., пусть он целый год простоит под забором никуда ни выезжая, государство все равно поимеет денежку.
Предложение г-жи Матвиенко – едва ли не …надцатая попытка упразднить транспортный налог и ввести акциз на бензин. И каждый раз это звучит либо от депутатов, либо от сенаторов – такое впечатление, что сидя на соседних креслах в Думе и Совфеде, эти люди постоянно «тырят» друг у друга идеи, при этом всегда словно забывая, что это уже было у коллеги, и выдавая мысль за свою – свеженькую. Причем еще интересней то, что после каждого внесения этого проекта его в пух и прах разбивают там же – в законодательных органах федеральной власти, а потом тот, кто критиковал, заново выходит с тем же предложением. В общем, какой-то бред и фантасмагория.
Если же по существу, то я считаю правильной отмену транспортного налога и пополнение бюджета за счет тех, кто ездит больше, да еще и на более мощных транспортных средствах. По принципу любишь кататься – люби и саночки возить (в смысле – платить за удовольствие). Вот только у меня тоже есть сильное подозрение, что при внедрении подобных новшеств автомобилистам, и без того уже задавленным со всех сторон, навяжут и пресловутый акциз на топливо, и милый сердцу Минфина транспортный налог. Не зря ведь наш премьер оговорился чуть ли не по Фрейду – «денег нет». Кроме того, смущает, что все «предложения», так или иначе способные облегчить жизнь большинства сограждан (в данном случае – владельцев маленьких и не прожорливых машин) появляются аккурат к каким-либо очередным выборам. Неужто власть уже начала готовить нас к марту 2018-го, когда надо будет определяться с президентом?