Дизельгейт шагает по планете. Помимо Volkswagen в «искажении» результатов измерений уже обвинили Audi и Porsche. Замахнулись даже на Mercedes! Кто следующий на очереди? Автомобильный мир замер в ожидании. И это не могло не повлиять на структуру рынка. Например, если раньше среди всех новых автомобилей, продающихся в Европе, доля дизельных машин составляла более 50%, то сейчас их менее половины. А всего европейский рынок уже недосчитался около 150 000 автомобилей с дизельным двигателем.
Мне прекрасно понятно, почему так происходит. Люди, независимо от того, в какой стране они живут и какие СМИ предпочитают, легковерны и легко внушаемы. Если каждый день повторять, что дизель – бяка, а те, кто такие моторы разрабатывает и продвигает на рынок, едва ли не преступники... То результат не заставит себя долго ждать! Нейролингвистическое программирование это называется, если что.
А еще люди боязливы и предусмотрительны. По крайней мере, они всеми силами пытаются быть таковыми и заранее подстилать соломку или подсыпать песочек там, где еще даже не пролили масло. Но пролить могут. Все же наверняка слышали, что особо оголтелые природозащитники предлагают запретить использование дизельных машин в крупных городах. Кто-то там что-то говорил про Лондон, про Барселону, еще про какие-то европейские столицы. Понятно, что все это не спроста. И если эко-экстремистам раз за разом позволяют озвучить свою точку зрения публично, то наверняка за всем этим кто-то стоит. Кто-то боле рассудительный и, главное, влиятельный. А значит въезд дизельных машин в Лондон действительно рано или поздно могут запретить. Потенциальный покупатель это понимает и думает: «А куда, при таком раскладе, я дену свой дизельный Vauxhall? Его же у меня даже никто не купит! Зачем же так рисковать? Поменяю-ка я его на бензиновый, от греха подальше...» И так думают, увы, не только в Лондоне. Боюсь, что отчасти даже у нас.
И вот теперь настало самое время спросить - Cui prodest? Кому это выгодно? Кто раздувает «дизельный» скандал и, тем самым, формирует общественное мнение? В бизнесе ответ, как правило, прост – конкуренты. Согласитесь, что искать их среди производителей бензина и автомобилей с бензиновыми двигателями смешно. Кто же тогда остается в числе подозреваемых? Ответ очевиден: все те, кто намереваются продвигать экологически чистый электрический транспорт, и те, кто уже сделал ставку на его развитие. Однозначно, как любит повторять неутомимый Владимир Вольфович, они. Больше некому.
Грязные пиар-технологии? Именно так. Без них не получится. В отсутствии расширенных программ государственной поддержки, многомиллионных дотаций и миллиардных субсидий у электромобилей нет никаких шансов выдержать конкуренцию с современными дизельными автомобилями. Уж больно хороши стали дизели. И по надежности, и по экономичности, и по удовольствию от вождения, которое они вам могут доставить. Впрочем, зачем я вам все это рассказываю? Пока еще не поздно, рискните купить дизельную машину и сами убедитесь. Хоть будет, что внукам рассказывать. В скором времени, такой возможности уже может не быть...
Америка, а затем и весь мир выучили название вашингтонского отеля "Уотергейт", когда в 1972 году неизвестные попались там на установке подслушивающей аппаратуры в штабе демократической партии. Кандидат демократов Джордж Макговерн планировал соперничать с действующим президентом Ричардом Никсоном на грядущих выборах. Возник грандиозный политический скандал. Никсона отправили в отставку. Хотя он скомпрометировал себя лишь агрессивной реакцией на обвинения. А вот точно доказать причастность его команды к попытке прослушивания до сих пор не удалось.
Интересно, что "Дизельгейт" тоже инициирован в Америке, огромное влияние которой на мировое сообщество неоспоримо. Начало истории в упрощенном виде выглядит так. Американский рынок ориентирован на бензин, но в дизельном сегменте Volkswagen имеет приличную долю. То есть, очень заметный тут игрок. И вот двигатели, которые выпускались почти десятилетие - внезапно! - подвергаются измерениям, и выявляется известный обман. Грандиозный скандал выплескивается на другие рынки. Председатель концерна Мартин Винтеркорн уходит в отставку. Не Никсон, конечно, но скомпрометирован главный по "народным автомобилям", что крайне нехорошо для доверия народов многих стран. И речь мгновенно заходит об огромных деньгах, причем не только фольксвагеновских, но и перспективных для индустрии вообще. Скандал-то в первую очередь финансовый. Кому это выгодно? Я бы предположил, что людям, причастным к самым масштабным денежным активам. Как и любое крупное управляемое - а "Дизельгейт" именно что управляем - потрясение в социуме.
Очередной мировой заговор? А я в них верю! Можно, например, предположить, что за всем этим интересы энергетиков планетарного уровня. И даже то, что начался "Дизельгейт" не в Америке, а в офисах концерна Volkswagen, откуда произошла управляемая утечка. А вдруг проинспектировать дизели придумал Шварценеггер, когда был губернатором Калифорнии и продвигал экологические идеи? А еще я верю в инопланетян, в людей со сверхспособностями и в загробную жизнь, то есть, в явления, на просьбу разъяснить которые 99,9% населения земли ответит: "Мы не в силах, но что-то там есть". Да, что-то есть за всем этим. "Но до сих пор не удалось ничего точно доказать", - будут говорить потомки. А пока даже не факт, что конспирологи возбуждены историей с дизелями. Чай не "Ирангейт", и ход событий вроде как направлен на благие цели.
Интересным кажется и то, что вскрытый технический обман косвенно подтверждает насилие нынешнего прогресса над человечеством. Читай, даже великий и могучий Volkswagen своими обманками выражал тайный протест натиску норм и условий, упорным и во многом поспешным стремлениям в некое ближайшее светлое будущее без ДВС и с нулевой токсичностью. И да, такой протест тоже мог быть частью незримых глобальных планов.
Дизели, очевидно, «сливают», и на проблему можно смотреть с разных сторон. Они уже уперлись в Евро-6, и сделать их еще чище просто нельзя. Лично для меня дизель кончится в тот момент, когда помимо заправки топливом мне предложат заливать еще и мерзнущий на морозе AdBLue, потому что это усложняет эксплуатацию, а в современном мире, с его растущей скоростью жизни, так не годится.
Но дизельгейт выглядит откровенной «подставой». С выхлопами и стандартами мухлюют все, иначе невозможно объяснить, почему инженеры Volkswagen не смогли уложиться в пресловутые нормы, а все остальные – смогли. В конце концов, у всех дизелей одного класса примерно одинаковые характеристики, и никто еще не пытался «впарить» клиентам цыганское латунное колечко по цене золотого. Как потребитель я вообще бы не обратил внимание на скандал, если меня устраивает отдача силового агрегата и та цена, которую я за него заплатил.
Это эгоистично, но факт в том, что люди не готовы рассуждать о невидимых им материях и сильно отдаленном эффекте повышенных вредных выбросов в атмосферу. Красноречивее всего это подтверждает нежелание владельцев, попавших в дизельгейт машин перешиваться на более «экологичные» настройки, потому что экологию не пощупать руками, а характеристики автомобилей им ухудшат здесь и сейчас. Да и вообще людям не совсем понятно, с чем борются экологи. А что, если это просто борьба с ветряными мельницами или война за чьи-то сугубо коммерческие интересы?
Хочется сказать, чтобы экологи уже отвалили со своими невозможными нормами, но есть понимание того, что примерно так во все времена прогресс и делается. Тут как с московским благоустройством: все недовольны перекопанными улицами, вечными пробками и отсутствующими парковками, но, честное слово, Москву нужно было разок сломать через колено, чтобы, во-первых, вернуть город людям, а, во-вторых, сделать его более логичным и для машин.
Я не верю в быструю массовую электромобилизацию, мне кажется, что это какой-то экспериментальный переходный вариант, но я понимаю, что для поиска принципиально иных технологий иногда надо ломать через колено старые. Может получиться, что опала на дизель станет одним из кирпичиков в большой реконструкции автомобильного транспорта. Угадать бы только, что именно построят.
Все ли из тех, кто получил «отлично» на экзаменах, хорошо помнят ответы на вопросы в билетах всю оставшуюся жизнь? Volkswagen как студент-зубрила, который дословно заучил ответы на все билеты и получил заслуженное «отлично». Но теперь его обвиняют в том, что вопросы и задачи в билетах, оказывается, не описали все возможные в жизни ситуации. Извините, господа, но студент разве виноват, что составители учебной программы прошляпили важные темы?
Испытания проводятся в чётко определённых условиях. И все прекрасно понимают, что расход топлива, полученный при испытаниях, неизбежно будет отличаться от реального – просто потому, что условия эксплуатации могут быть абсолютно разными. И данные, полученные таким методом, нужны просто для сопоставления разных моделей и модификаций. Александр Попов стал чемпионом в бассейне, и странно было бы ждать от него повторения олимпийских рекордов рекорда в Клязьминском водохранилище в ноябре.
В романе «Фирма» Джона Гришэма юристы помогают предпринимателям уменьшить налоги законным (ну, в основном) путём. И по крайней мере в большинстве стран первого мира это сейчас вполне легально. Если в законодательстве есть дыры, то это вина законодателей, а не налогоплательщиков. Но в случае с Volkswagen американские власти почему-то посчитали иначе. Что естественно: чиновники не хотят признать, что их собратья по сословию недоработали. Особенно если недоработавшие числятся по экологическому ведомству, ведь эта тема сегодня обрела статус едва ли не священной. И вместо того, чтобы признать ошибку и просто пересмотреть процедуру испытаний, был устроен скандал – благородные борцы за чистоту воздуха против гнусного обманщика, наживающегося на отравлении граждан. В итоге недоработавшие чиновники не получают заслуженного уведомления о неполном соответствии, да ещё и приносят деньги в госбюджет. Да ещё и появляется повод для нервотрёпки и доении автопроизводителей в глобальном масштабе.
Смысл жизни любого чиновника и наёмного менеджера – изменения. Если в курируемом им направлении всё идёт хорошо, то зачем он нужен? Чтобы значимость была очевидной, надо действовать. Поднимаем налоги – увеличиваем наполняемость бюджета, молодцы! Налогоплательщики стонут и разоряются – снижаем налоги. Снова молодцы, заботятся об экономике! Так что именно чиновники главные выгодоприобретатели в этой ситуации. Американцы запустили волну в масштабах всей планеты, обеспечив работой всех своих коллег вплоть до канцлеров и президентов. Расследования, проверки, изменения в нормативах и процедурах… И всё это надо контролировать. И всё для блага населения. Дизель отравляет, мы все умрём! И как-то забыто, что даже максимальные объёмы выбросов оксидов азота от этих кошмарных дизелей такие же, как от бензиновых моторов примерно тридцатилетней давности. Когда как раз и родились, и выросли многие из нынешних дизелефобов.
Наиболее вероятный итог этой волны скандалов – ускорение внедрения гибридного привода. Ведь дизели по сравнению с бензиновым ДВС расходуют меньше топлива, и до последнего времени отчасти конкурировали с гибридами. При этом не требуют вложений в электрическую часть. В глобальном масштабе, видимо, это сыграет на руку американским и японским автопроизводителям. В этих странах легковые дизели не очень популярны, и их автопроизводители обладают гораздо меньшим опытом в их разработке, чем европейские. Ещё в выигрыше будут поставщики аккумуляторов и материалов для них.
Автопроизводители тоже в процессе всех этих метаний получат свой кусок. Ведь что означает «новые разработки обойдутся в огромные суммы»? Да просто та или иная компания заплатит их своим инженерам, что я могу только приветствовать, и менеджерам (что я одобряю не совсем полностью), вложит в модернизацию производства, и на этом заработают инженеры и рабочие в компаниях-поставщиках. Движение денег – всегда благо. В современном обществе, где удовлетворены базовые потребности (пусть только «золотого миллиарда и примыкающих к нему ещё двух-трёх) обеспечить дальнейшее развитие можно только созданием новых желаний.
Да, в процессе всего этого, как принято говорить сегодня, хайпа (от англ. HYIP – High Yield Investment Program), кто-то что-то потеряет, кто-то вырвется вперёд, и это будет непросто. Чуть не забыл: заплатят за этот новый виток эволюции, конечно же, клиенты, в том числе и вы. Но и нам в итоге достанется кусочек пирога. Грубо говоря, заработавшие на всём этом инженеры свои деньги тоже ведь потратят, в том числе и на вашу продукцию.
Одно из предосудительных, страшно представить – фактически криминальных деяний, ставящихся в упрек «Фольксвагену», а равно и всем другим автопроизводителям, подтягиваемым (а лучше сказать притягиваемым, буквально за уши) к дизельному скандалу, заключается в том, что их автомобили распознавали проведение теста – понимали, что они находятся на испытательном стенде. Естественно, на неокрепшие в техническом плане умы это обвинение действовало опьяняюще – кошмар, позор, манипуляция, немедленно призвать ведьм к ответу!
Но господа, не спешите разжигать костры праведного гнева. Выберите минуточку и загляните в описание матчасти. Особенно это касается новоявленных инквизиторов, ратующих за мир во всех оттенках зеленого и прозрачное синее небо над головой. Там написано много полезного, и по идее вы то уж прежде чем чинить Страшный Суд дизелистам должны были знать, что уже несколько лет все получающие в Европе ОТТС транспортные средства в обязательном порядке оснащаются пресловутой системой стабилизации – ESP во всех ее фантастических и не очень воплощениях.
Не буду проводить занудный ликбез об основных принципах действия этой системы – Википедия вам в помощь. Главное, что нужно знать в контексте испытаний так это то, что система получает данные со всех колес и если обнаруживает пробуксовку или не дай Бог остановку одного или нескольких из них сразу начинает бить тревогу. А тесты то проводятся на барабанных стендах, и если автомобиль не полноприводный, то колеса одной из осей просто по определению не будут вращаться. Что тогда должна сделать ESP? Да она тогда просто с ума сойдет и начнет вытворять такие чудеса, что цирк du Soleil по сравнению с ними покажется колхозной самодеятельностью.
Поэтому… догадываетесь? Правильно! Поэтому что бы ничего неприятного ни с машиной, ни со стендом, ни с самими отважными испытателями не произошло, ESP сообщается о том, что машина находится на стенде и потому про одну из осей нужно на некоторое время забыть. Как уж кто из производителей реализует эту технологию я не знаю, но то что это происходит – несомненно. В противном случае не только об испытаниях, но и о последующем ремонте-диагностике автомобиля при его постпродажном бытии нужно было бы окончательно забыть. Таким вот вполне закономерным образом автомобиль узнает о том, что он на испытаниях, что он находится на стенде.
А значит, милые мои беззаветные борцы за права окружающих стихий: распознавание тестового стенда – это не отключающее (корректирующее, модифицирующее и проч.) устройство и противозаконной манипуляцией, и уж тем более махинацией эту функцию называть ни в коем случае нельзя. Ведь вам же самим так приятно кататься, чувствуя себя в максимальной безопасности за счет надлежащей работы умненькой во всех отношениях «ЕСП-ишечки».