Частые падения - неизбежный элемент обучения в школе вождения BMW. Как грамотно поднять упавший мотоцикл?
ГРЯЗИ и бездорожью я всегда предпочитал асфальт и высокие скорости. Поэтому, собираясь в “Эндуропарк BMW”, столкнулся с проблемой экипировки: в моем гардеробе не оказалось сапог для мотокросса. Может, их заменят высокие туристические ботинки из толстой кожи?. Когда я (с некоторым замиранием сердца) оглядывал огромный котлован “Эндуро-парка BMW”, превращенный немецкими специалистами во внедорожный тренировочный комплекс, инструктор (с некоторым презрением) осмотрел мою обувь.
- Это, - он небрежно ткнул пальцем в туристические ботинки, - не годится. У вас какой размер?
Мне принесли изрядно побитые мотоботы, покрытые засохшей грязью. Я еле удержался, чтобы не спросить: жив ли их прежний хозяин? Такое впечатление, из этих мотобот просто кого-то вынули после жесточайшего падения..
Затем мы получили мотоциклы “BMW R1200GS” - чистые и почти новые. На одометре доставшегося мне экземпляра было всего 1.400 км. Помимо этих тяжелых 2-цилиндровых эндуро в мотошколе используются и более легкие “BMW F650GS”, снабженные 1-цилиндровыми моторами.
Перед тем как группа расселась по мотоциклам, - разминка: помахали руками, попрыгали, разогрелись. А началось обучение с.. подъема упавшего мотоцикла. Инструктор положил эндуро на бок и предложил поставить его обратно на колеса. Тоже мне проблема - в первый раз, что ли?.
Поднимаю мотоцикл, как делал это всю жизнь: одной рукой берусь за руль, другой - за раму под седлом.. Тяжело идет.. Баварский внедорожник с “оппозитом” - далеко не пушинка.. Эх, давно я не был в спортзале..
Оказывается, я всю жизнь неправильно поднимал упавшие мотоциклы.
- Стоп! - инструктор прервал мои “упражнения” и показал, как надо грамотно поднимать упавший мотоцикл: не одной, а сразу двумя руками беремся за руль, причем его следует повернуть в противоположную сторону (то есть, если аппарат лежит на левом боку, руль выворачиваем вправо).
Я попробовал поднять BMW по такой методике, и.. мотоцикл неожиданно легко встал на колеса. Он словно сбавил в весе этак с полцентнера!
Далее - тоже простая, на первый взгляд, задача: вождение одной рукой. Вроде ерунда, но только вот весь “Эндуро-парк BMW” засыпан щебнем. Да не какой-нибудь мелочью, а “породистым” камнем с кулак величиной - это как минимум. Поэтому на ходу руль болтается из стороны в сторону, удержать одной рукой невозможно - кисть мгновенно немеет. Впрочем, удерживать его и не надо. Это упражнение заставляет научиться принципу “Не мешай машине работать”. Эндуро выравнивается сам, тут главное не зажимать руль инстинктивно. Пусть переднее колесо отчаянно виляет, отрабатывает неровности, пусть заднее постоянно соскальзывает с камней - не мешайте мотоциклу, и все будет нормально.
Немного акробатики
УПРАЖНЕНИЕ усложняется. Под колесами - тот же крупный щебень, но ехать теперь приходится, попутно делая разные “акробатические” трюки.
Левая нога на подножке - правая поднята в воздух. А теперь наоборот.. Трудновато, но выполнить можно. Теперь - обе ноги на.. седле (неужели кто-то платит сотни и сотни евро за это издевательство, называемое “обучением”?). Потихоньку привыкаю ездить, стоя на “втором этаже” мотоцикла. Чуть позже я был весьма благодарен инструктору за это упражнение, поскольку брод со столь не любимой мной грязью преодолел, не запачкав мотоботы, хотя коричневая жижа почти доходила до бензобака.
Затем - левая нога на правой подножке. Потом - правая на левой, причем положение тела меняем без остановки.. Напоминаю: под колесами - крупный гравий. Но я уже уверен в себе, и даже появился азарт. Вся эта “акробатика” учит рефлекторно поддерживать баланс, хорошо чувствовать мотоцикл на сложном бездорожье.
“Интересно, какая цель ставится - чтобы ученики после занятий три дня не могли разогнуться или все-таки пять?.” - задался я вопросом, увидев, какую коварную “змейку” инструктор обозначает конусами: они были не просто расставлены по прямой, но и каждый смещен в сторону. Чтобы проехать такую “змейку”, без контрруления не обойтись. Его-то мы и начали разучивать. Сначала - на неподвижном мотоцикле, стоявшем на центральной подножке.. Неправдоподобно странное и противоестественное для мотоциклиста ощущение: руль поворачиваем в одну сторону, однако всей тяжестью тела наваливаемся на противоположную подножку. Радиус разворота сокращается буквально на глазах, если вы, конечно, умудритесь не упасть.
Следующее упражнение я назвал про себя “гонки черепах”. Старт и финиш на относительно простой трассе. Только выигрывает не тот, кто приедет первым, а последний пересекший финишную черту. Чем медленнее вы едете - тем выше мастерство. Я вообще весьма недурно могу катиться со скоростью бредущего пьяницы, подыскивающего место, где поудобнее упасть. Но - на ровном асфальте. А если под колесами груды булыжников? Здесь волейневолей начинаешь добавлять газ, чтобы мотоцикл не завалился набок..
Очередное усложнение: опять едем предельно медленно, однако уже по узкому желобу, образованному двумя деревянными брусьями. Свободного пространства между ними настолько мало, что покрышки еле-еле помещаются. Чуть вильнешь в сторону и, считай, уже упал. Упражнение это не столько на мастерство вождения как таковое, сколько на укрепление психики: смотреть надо не прямо на переднее колесо, а чуть вдаль по желобу, расслабиться - и все будет в порядке.
Настал черед подъемов. Сначала - умеренных. Затем - все круче и круче. Наконец вовсе варварское упражнение: почти на вершине глушим мотор кнопкой и скатываемся задним ходом вниз, на включенной передаче, поддерживая безопасную скорость “игрой” сцепления. Именно так следует поступать, если двигатель заглох на подъеме. Не следует его заводить и уж тем более нельзя пытаться тронуться в гору - это вопрос безопасности и сохранности сцепления..
- Достаточно. Едем на обед, - махнул рукой инструктор.
Мы с удовольствием промчались по шоссе километров 20 до уютного ресторанчика в маленьком провинциальном городке. Ловлю себя на том, что теперь даже по хорошей дороге еду стоя, с полностью выпрямленными ногами. Это - единственная приемлемая поза для бездорожья. Вы давите телом не на седло. Весь ваш вес приходится на подножки. Соответственно значительно понижается центр тяжести всего мотоцикла. Занятия в “Эндуропарке BMW” дали очередную возможность убедиться в универсальном характере “R1200GS”. Этот большой туристический эндуро хорош не только на шоссе, но и на бездорожье. Наши мотоциклы ничем не отличались от стандартных - поставлены лишь руль повыше да кроссовая резина. Которая, кстати, весьма недурно показала себя на асфальте, что было для меня несколько неожиданно.
В нашей группе были два китайца - парни из Гонконга, клиенты компании BMW. Первый - щуплый, сутулый, в очках. Словом, типичный “человек из офиса”. Ему сразу выдали легкий одноцилиндровый “F650GS”, поскольку с большим “R1200GS” он просто не справился бы. Интеллигент постоянно расспрашивал обо всем инструктора, старательно проходил упражнения, все время падал..
Второй китаец - крайне самоуверенный тип, весь в черной экипировке (не иначе мнит себя крутым парнем из мафиозной “триады”), - мне показалось, сам себе сильно нравился как мотоциклист. Первые упражнения он проделывал, подчеркнуто рисуясь перед публикой. Но потом грохнулся раз, грохнулся два.. И куда пропала самоуверенность? Он стал четко следовать командам инструктора, перестал лезть вперед пелотона (обгоны внутри группы, кстати, вообще запрещены правилами обучения), да и вообще, как ехидно подметил коллега, стал похож на человека. На следующий день оба парня из Гонконга примерно одинаково проехали трассу, воплощавшую собой нечто вроде “выпускного экзамена”. Она была проложена по настоящему танковому полигону, размолоченному гусеничной техникой НАТО. Даже не верилось, что я смогу проехать здесь на мотоцикле. Но - проехал. Поэтому диплом о прохождении курсов в “Эндуро-парке BMW” считаю честной и вполне заслуженной наградой.
- Автор
- Вячеслав КИЦИС
- Издание
- Клаксон №15 2009 год