На этом скутере я ездил там, куда, казалось, рискнул бы сунуться только на кроссовом мотоцикле. РАЗВИТИЕ пригородного строительства, появление десятков тысяч новых коттеджей и дач стало одной из причин скутерного бума в России. “Полтинники” весьма часто приобретаются в качестве “транспорта местного значения”. Вот тогда нежный городской скутер обычно и поджидают внедорожные неприятности..
Недавно я был в одной мотомастерской, специализирующейся на ремонте “полтинников”. Печальная картина. Завернутые в узел рамы новеньких скутеров – итог всего лишь одного дачного сезона. Народ переоценивает свои байкерские возможности и регулярно падает на разбитых деревенских дорогах. Несколько таких инцидентов не только вдребезги разносят пластик, но и ходовую уродуют до неузнаваемости. Особенно страдает рама. И вот мастер стоит, опустив руки, перед грудой искореженного металла и не знает, с какого боку приступить к ремонту..
Результат многолетней доводки
МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ встретиться с Андреем Николаевичем на глухой дороге почти в сотне верст от Москвы. Махнув нам рукой: “Не отставайте!” – создатель кросс-скутера умчался на нем по проселку. Наш “Land Rover” попылил вслед, отставая сразу и безнадежно. Это все равно что тягаться на грунтовке с кроссовым мотоциклом!
Мы изрядно потряслись по разбитой дороге, прежде чем увидели Андрея Николаевича. Он сделал остановку возле очередного поворота и, по всему видно, давно снял шлем и перчатки, нас поджидая. Мы с некоторой обидой вылезли из джипа (досадно, когда один из лучших в мире внедорожников вот так за здорово живешь проигрывает “полтиннику”) и стали рассматривать кросс-скутер уже с должным уважением.
В первую очередь просто лезут в глаза две необычные черты аппарата. Это огромный клиренс и странная, отнюдь не скутерная рама. Она переделана из обычной рамы обычного японского скутера: из рулевой колонки “вырастает” усилитель, который раздваивается, уходя к нижней части рамы. Таким образом получается замкнутый жесткий каркас, почти как на мотоцикле, готовый выдержать серьезные нагрузки на скручивание.
Задний амортизатор. Даже при беглом взгляде видно, что ход у него неизмеримо больше стандартного. Пружины внутри усиленные, с переменным шагом. Такая подвеска сглаживает мелкие неровности, однако ее не пробивает на больших колдобинах. На всякий случай сзади имеется отбойник, если шасси все же сработает до конца.
Передняя подвеска на газовых амортизаторах показалась жестковатой. “Этот скутер я делал под себя, – пояснил Александр Николаевич. – И шасси настраивал под свой вес, во мне больше центнера..” На серийных кроссскутерах, производство которых планируется наладить в ближайшее время, шасси будет иметь другие настройки.
– Обратите внимание на расположение воздушного фильтра, – продолжает создатель кросс-скутера. – У обычных моделей забор воздуха производится возле заднего колеса, почти у самого асфальта. Это нормально для улиц европейских городов, где дороги моют с шампунем. И потому фильтр на “полтинниках” обычно представляет собой лишь кусок поролона, пропитанный маслом. Для наших дорог и тем более бездорожья – не лучший вариант. Ресурс двигателя сокращается катастрофически. На “дачном скутере” фильтр бумажный и расположен высоко, под седлом. Он, конечно, “съедает” часть багажника, зато засасывает чистый воздух.. Проверено на многих прототипах. Я занимаюсь внедорожными скутерами с 2000 года. Накоплен богатый опыт. То, что вы сейчас видите, это продукт большого труда и длительных испытаний. Было построено более 20 экспериментальных образцов, на которых и сейчас благополучно ездят мои друзья и соратники по работе. Это очень удобно для сбора информации – когда за рулем прототипов все свои. Было перепробовано много вариантов подвески, пока не остановились на этом. Да что я все говорю? Попробуйте сами!.
Непривычные ощущения
СЕДЛАЮ скутер. Две дуги жесткости, которые, казалось, занимают все пространство для ног, на деле совершенно не мешают – у скутера есть по-мотоциклетному расположенные подножки. Они удобнее при быстрой езде, а пространство под усиливающими дугами можно использовать для багажа: туда легко входят палатка или надувная лодка. Снимаю скутер с неестественно высокой подножки, которая, сложившись, начинает выполнять свою вторую функцию – служить надежной защитой картера.
Странное чувство овладевает мной в седле этого маленького и хрупкого с виду аппарата. Очень непривычно – за рулем “полтинника” окунаешься в стихию кроссового мотоцикла! Катаешься там, куда никогда бы не решился заехать на обычном скутере.. Когда влетаешь в здоровенную колдобину этак на 50 км/ч, порой хочется прикрыть глаза от страха, что маленькая машинка просто развалится под тобой. Но кросс-скутер одолевал все препятствия. И даже перевалился однажды через здоровенное бревно, лежавшее поперек дороги!. Аккуратно наезжаю на него передним колесом, затем сажаю скутер на брюхо – он упирается в бревно сложенной массивной подножкойзащитой. А дальше просто перетаскиваю аппарат вручную.. Идеальная машина для внедорожного туризма!
Очень жесткая, прихваченная ночным заморозком грунтовая дорога. Трясет сильно, но шасси не “пробивает”, можно поддерживать быстрый темп.
Асфальтовая дорога. “Лежачего полицейского” пролетаю на полном ходу со скоростью 60-65 км/ч. Передняя подвеска с газовыми амортизаторами отрабатывает его безупречно. А корму слегка подкидывает в воздух. Но даже “козлящий” таким образом аппарат сохраняет надежность и точность управления. Повороты на асфальте. Никаких проблем, хотя очень непривычно пилотировать скутер с таким огромным клиренсом и высокой посадкой. Привыкнув к аппарату, начинаю закладывать глубокие виражи, чертя широкими подножками по асфальту.
Снова бездорожье. Подъем. Решаю одолеть его без разгона, внатяг. Интересно, вытянет “полтинник” в гору? Мотор мог бы вытянуть, а вот вариатор оказался к этому не готов. Двигатель завывал на высоких оборотах, но скорость терялась. Чтобы не сжечь ремень вариатора, пришлось помогать ногами. Так мы эту гору и победили.
Затем я познакомился еще с одним прототипом, оснащенным двигателем объемом 70 куб. см. Увы, в отличие от “полтинников” такой аппарат уже надо регистрировать в ГИБДД и иметь права на вождение двухколесной техники. Зато мощный и тяговитый мотор позволил, уже не задумываясь, одолеть тот сложный подъем.
Все прототипы были переделаны из давно всем известных старых “полтинников”, тысячами прибывающих к нам из Японии. На них и отрабатывалась вся конструкция. Но серьезная производственная оснастка для серийного выпуска “дачных скутеров” ориентирована на другие комплектующие. Они будут поставляться из Китая. И двигатель будет уже не “двухтактник”, а 4-тактный, но такого же скромного 50кубового объема, чтобы у будущих владельцев не было мороки с регистрацией и получением прав. Андрей Николаевич планирует, что розничная цена серийного аппарата составит чуть более тысячи долларов.
- Автор
- Вячеслав КИЦИС
- Издание
- Клаксон №11 2006 год