“Can-Am Spyder” очень редко мелькал на страницах зарубежной прессы. А у нас в стране его фотографии мне попадались, дай бог памяти, лишь пару раз, да и то такие мелкие, что даже не разберешь, сколько у него колес. Если заранее не знать, что их три: два впереди и одно, ведущее, сзади.. Поэтому на тест-драйв в Австрию отправлялся, сгорая от нетерпения своими глазами увидеть канадский трехколесник, попробовать его в деле и разобраться: для кого он создавался?
“ЖИВЬЕМ” я его впервые увидел по дороге из аэропорта Вены в предместья Зальцбурга, где проводилась презентация “Spyder”. Жаль, вы не можете посмотреть на эту машину моими глазами! Дело в том, что трехколесник не очень фотогеничен и фотография не передает его истинный облик во всей полноте. Поверьте, в жизни он выглядит намного богаче.
Приникнув к окну автобуса, я жадно разглядывал “Spyder”, ехавший по соседней полосе, и пытался понять, что (точнее – кого) напоминает необычный аппарат о трех колесах. Какие-то мифологические ассоциации… И вдруг меня осенило: кентавр! Да! Помните?! Существо с торсом человека на туловище коня. У “Spyder” схожее “телосложение”, разумеется, с поправкой на технический век. Здесь торс человека вырастает из корпуса мотоцикла и опирается о землю не копытами, а колесами, обутыми в резину. Кстати, в резину, сконструированную специально для него. Переднюю размерностью KR21 165/65 R14 и очень “сытую” на вид, широченную заднюю: KR21 225/50 R15.
Откуда такой взялся? Передаю слово вице-президенту и генеральному менеджеру компании ВRP Мишелю Хаду.
– Десять лет назад совет директоров ВRP, известного тогда как “Bombardier”, четко понимал: на рынке должен появиться совершенно новый продукт, который обязан быть ярким и главное – необычным, – рассказывает Мишель. – В воздухе витали слухи, что “Поларис”, выпускавший снегоходы, АТV и гидроциклы, уже готовит нетривиальное для себя блюдо – мотоциклы, причем такие, которые должны потеснить американскую легенду “HarleyDavidson”. Это был вызов – ведь ВRP тоже выпускает снегоходы, четырехколесники и аквабайки! И наша компания подняла брошенную перчатку, взявшись за “Spyder”. Первые прототипы показали в Калифорнии (США), затем во Франции. Успешно. На протяжении последних пяти лет ежегодно выпускались новые экспериментальные модели “Spyder”. Шли поиски наилучшего шасси, двигателя и, конечно, дизайна. Вы видите перед собой итог этой работы – трехколесный “Spyder”. Его серийное производство начнется в сентябре в Канаде.
О том, насколько серьезно ВRP относится к своему детищу, говорит тот факт, что продавать трехколесник доверят не всем дилерам компании, а только тем, у кого будет развит сервис по обслуживанию этой машины..
– И все же, для кого предназначен “Spyder”? – спросил я. – Для мотоциклистов или для тех, кто предпочитает руль автомобиля?
– В принципе для всех.. Ну, почти для всех, – поправился Мишель Хад. – Трехколесник – это не мотоцикл. На “Spyder” легко может ехать как 20-летний юноша, так и солидный человек, которому уже стукнуло 60. Мы, конечно, больше ориентированы на те страны, где управлять трехколесником может любой обладатель автомобильных прав. На Россию у нас тоже далеко идущие прогнозы, но у вас к управлению “Spyder” могут быть допущены только водители, имеющие категорию “А”. Такое же положение с правами и в Индии.. – тут Мишель, видимо, по выражению моих глаз понял, что без этого сравнения можно было обойтись, и быстренько перевел разговор в техническое русло.
В частности, вице-президент рассказал о повышенном внимании, которое создатели “Спайдера” уделили вопросам безопасности. Само собой – АБС плюс система стабилизации, плюс антипробуксовочная система. А в придачу одно интересное новшество: когда в очень крутом вираже на приличной скорости у трехколесника приподнимается одно из передних колес, электроника тут же сбрасывает газ, призывая вас к благоразумию. То есть “Traction Control System” поставлена во главу угла, но кнопку с этой надписью можете не искать – ее просто нет, чтобы какой-нибудь горячей голове не пришла мысль отключить эту систему. Электроника – от известной фирмы “Bosch”, все остальное – собственные разработки ВRP.
– Машинка достаточно быстрая, легко набирает 190 км/ч, – добавил Мишель. – Мы ее позиционируем как дальнобойщика…
Тут настала пора удивляться мне. Помилуйте, почему как дальнобойщика? Мое первое впечатление от “Spyder”: это аппарат для веселых прогулок невдалеке от дома.
– Первое впечатление обманчиво, – улыбнулся вице-президент BRP. – После теста вы поймете, что “Spyder” – вещь серьезная.
САМ ТЕСТ, как рассудили устроители, вещь тоже серьезная. И прежде чем доверить руль отнюдь не дешевого трехколесника кому попало, устроили предварительный минитест для журналистов. Площадка с узкими дорожками и змейками, обозначенными с помощью ярких конусов, поворотами и стоп-линиями; на руке – пластиковый браслет, в котором (при удачном исходе) судья на финише пробивал компостером дырку. Она означала, что участник успешно сдал этот экзамен. На мой взгляд, самым сложным было найти заднюю передачу, когда пришлось развернуться в узком проезде. Она у “Spyder” включается весьма замысловато.
Как именно? Объясняю! При полностью выжатом рычаге сцепления, расположенном по-мотоциклетному, на левой стороне руля, надо нащупать заднюю передачу (она находится в коробке ниже первой), щелкая переключателем вниз, опять-таки по-мотоциклетному, левой ногой.. одновременно поворачивая правой рукой флажок (на той же левой стороне руля), который тросиком оттягивает предохранитель случайного включения задней передачи. Если все сделано правильно, на дисплее “Spyder” появляется долгожданный символ “R”.
Освоить этот процесс, разумеется, можно (в конце концов человек ко всему привыкает), но если честно – сразу вряд ли получится.
Мотор на “Spyder” – мотоциклетный, водяного охлаждения. Это известный “Rotax 990V-Twin” с впрыском мощностью 106 л.с., с хорошим крутящим моментом в диапазоне от 2.500 до 4.000 об/мин. Но какой изувер добавил в трансмиссию такую незатейливую заднюю передачу? К счастью, в недалеком будущем будет предложена автоматическая секвентальная коробка, у которой передачи включаются кнопкой на руле.
На этом управление а-ля мотоцикл у трехколесника заканчивается. Педаль тормоза по-автомобильному только одна, под правой ногой и.. это все. На чем погорели многие мотоциклисты, приехавшие на тест. Ну ничего с собой не может поделать человек, тормозивший хотя бы десяток лет кряду передним тормозом! Правая рука привыкла работать рычагом, на который приходится 80% всей нагрузки при торможении. А тут судорожно хватаешь воздух пальцами, а там – никакого рычага. Если честно, не очень приятно. Но тоже можно привыкнуть. Минут через 20 я уже лихо тормозил с помощью только педали, как в машине. Даже начал слегка беспокоиться: как бы не получилось обратного эффекта, когда в Москве вновь сяду на мотоцикл.
Еще в “Spyder” из мира автомобилей (причем явно американского толка) пришла ножная педаль стояночного тормоза. Она находится с левой стороны, чуть позади переключателя передач. Нажал один раз – тормоз включен, второй раз, чуть сильнее, – “Spyder” снят с тормоза.
“Соловья баснями не кормят, ехать надо”, – думал я, пытаясь открыть крышку переднего багажника, чтобы уложить фотоаппарат. Не тут-то было. Оказывается, для этого надо утопить ключ зажигания (он, кстати, с чипом) до упора и повернуть его влево. Чтобы добраться до подседельного пространства, требуется та же операция, только с поворотом ключа вправо. И если под седлом у “Spyder” длинный, но мелкий “бардачок”, то передний багажник порадовал вполне приличным объемом.
Вопросы безопасности у ВRP и впрямь на первом месте. Еще одна инструкция перед отправкой, и мы стартуем… в сопровождении двух маршалов в ярких жилетах: один – впереди колонны, другой – замыкающий. Первый круг прикаточный, около 15 километров. Вернулись на базу. Устроители всем нам испытующе заглянули в глаза (наверное, надеялись увидеть в них здоровый блеск) – и отправили на 60-километровый круг.
На прямой я все о машине понял сразу, несколько раз отпустив остальных вперед, а потом догоняя их на достаточно приличной скорости под укоризненным взором маршала, который пас группу сзади. “Spyder” вытягивался по шоссе, как по ниточке. Хотя к управлению трехколесником надо привыкнуть. Дело в том, что он оснащен усилителем руля. Очень мудро, потому что без этого устройства повернуть широко расставленные передние колеса, особенно на месте, было бы весьма затруднительно. Кроме того, на большой скорости усилитель играет роль демпфера руля. Но при спокойном темпе езды и в мелких поворотах руль мне показался чрезмерно чутким, даже нервным немного: он реагировал на малейшее движение руки, и к этому тоже надо было привыкнуть.
За 60 км пути я притерся к машине и начал чувствовать некоторую неудовлетворенность, поскольку маршалы, перестраховываясь, поддерживали не слишком высокую скорость. Их тоже можно понять: в группе были люди, вообще впервые в жизни севшие в седло. Однако понастоящему попробовать “Spyder” надо или нет? Меня, в частности, очень интересовало поведение “Spyder” в поворотах. Но как это проверить?
Дальнобойщик
Я ДАВНО приглядывался к одному из наших маршалов и мог поставить доллар за сто, что он по жизни мотоциклист. Это было видно невооруженным глазом – по посадке, по поведению, по сотне других мелочей, позволяющих узнать человека, который провел в седле не один год. И вот на площадке отдыха, где мы сделали привал, я подошел к нему и прямо спросил:
– Ты мотоциклист?
– Мотоциклист, – улыбнулся он. – Мало того, я мотоциклист из Испании.
– Тогда ты точно меня поймешь! Найдется гденибудь по дороге парочка мест, где можно приоткрыть “Spyder” глазки? – и я для пущей уверенности, что меня верно поняли, ткнул пальцем в спидометр поблизости от отметки 190 км/ч. Инструктор, сочувственно покачав головой, ткнул в другую цифру – “140”. Делать нечего, надо соглашаться и на этот подарок, который мне достался, я уверен, только потому, что наш маршал оказался мотоциклистом и испанцем. То есть мотоциклистом в квадрате. И мы ударили по рукам.
…Длинная прямая, я на своем трехколеснике еду за инструктором, внимательно следя за его левой ногой. Вот она шевельнулась – он включил более низкую передачу. Я тоже. Короткий разгон, на спидометре 140 км/ч, на тахометре 5.000 об/мин. Что интересно, стрелки спидометра и тахометра двигаются не привычно, обе по часовой стрелке, а в противоположных направлениях – друг другу навстречу. Показания скорости дублируются на круглом дисплее в середине приборной доски, на нем же отображается цифра передачи на данный момент.
Мощности двигателя вполне достаточно для такого темпа. Но, смотрю, мой испанец опять разгоняется – самому, видно, понравилось, застоялся. Нарочно пропускаю его рывок и бросаюсь догонять, когда он уже далеко. На циферблате 170 км/ч, и скорость набирается легко. Скажу честно, заявленной фирмой “максималки” в 190 км/ч не получилось: начались повороты серпантина, которые я проходил точно так же, как инструктор, практически не наклоняясь в сторону виража. Запаса устойчивости у “Spyder” хватало. Правда, был один затяжной поворот, в который я вошел на скорости за “сотню”, и пока раздумывал, вывешиваться в сторону поворота или нет, по-австрийски аккуратные столбики ограждения оказались уже слишком близко. Тут я впервые услышал, как тоненько пропела свою песню резина, но колесо, идущее по внутреннему радиусу, так и не потеряло контакта с дорогой, не поднялось. “Неплохо для трехколесника!” – подумал я, в очередной раз бросаясь в погоню за инструктором.
Жаль, очень быстро кончились эти отпущенные для теста 60 км. Если бы мне предложили проехать на “Spyder” еще три раза по столько, согласился бы не задумываясь. “Дальнобойщик он”, – вспомнились слова Мишеля Хада. Действительно, подходящая характеристика этого трехколесника.
Техническая характеристика “Can-Am Spyder” | |
Сухая масса | 316 кг |
Двигатель | V-образный, 4-тактный, 2-цилиндр., водяного охлаждения, 998 куб. см |
Мощность | 106 л.с. при 8.500 об/мин |
Крутящий момент | 104,3 Нм при 6.250 об/мин |
Трансмиссия | 5-ступ., механическая |
Максимальная скорость | 190 км/ч |
Тип привода | задний |
Запас топлива | 27 л |