НОВИЧКИ часто спрашивают, как его консервировать на зиму, сколько масла заливать под свечи и тому подобное. Да никак. Мотор – не килька в маринаде, в герметичном хранении не нуждается. Поверьте мотоциклисту с 50-летним стажем – гораздо полезней, если за оставшиеся месяцы “мертвого сезона” два-три раза погонять двигатель на холостом ходу. Конечно, с полностью заряженным аккумулятором (см. ниже). И при температуре воздуха не ниже десяти градусов мороза.
Процедура нехитрая, а в результате все детали мотора обильно смазываются под давлением. Заодно компрессионные кольца смахнут налет с зеркала цилиндра, если таковой успел образоваться.
Прогревать мотор надо “до вентилятора” – то есть пока не услышите, что вентилятор охлаждения включился. Иначе вместо пользы может получиться вред. Если холодный двигатель несколько раз завести и выключить, не дождавшись полного прогрева, то свечи могут “кончиться”, и не исключено, что все разом.
Покрутив двигатель, дайте ему и выхлопным трубам с глушителем остыть и только после этого вновь накрывайте чехлом.
А вот новое масло в двигатель пока не заливайте. Пока мотоцикл стоит, оно окисляется от алюминия картера, и присадки теряют свои свойства. Лучше заменить его весной, вместе с масляным фильтром, перед первым выездом на трассу.
ЕГО НАДО снять и зарядить. Ведь во время “простоя” он быстро теряет свою стартовую мощность. А если на мотоцикле установлена сигнализация, то со стопроцентной гарантией можно заявить, что за зиму батарея стала “пустой”. Надо ее реанимировать. А за оставшееся до лета время еще пару раз повторить процедуру до полной зарядки. Иначе аккумулятор может окончательно “скиснуть”, и придется покупать новый.
ЕЩЕ НЕЛИШНЕ обработать цепь специальной смазкой-спреем. Разбрызгивается она как жидкость, проникая во все зазоры цепи, а через несколько минут застывает. Пластик перед первым выездом на дорогу можно освежить силиконовой полиролью. Специальных препаратов для мотоциклов не выпускают, но вполне подойдет автомобильная “химия” известных брендов.
ЕСЛИ что-то надо починить, заменить или заказать в отделе запчастей, этим тоже лучше заняться, не откладывая. Сейчас вам все сделают гораздо быстрее и за более приемлемые деньги, нежели в конце весны, когда у ворот сервиса традиционно выстроятся очереди на запись.
Желаете увидеть свой мотоцикл в тюнинге? С этим советую тоже не затягивать. Заказ нестандартного пластика, тормозных колодок, дисков, демпферов требует времени – не только на доставку, но и установку.
ПО ПРАВИЛАМ на зиму положено вывешивать мотоцикл на специальных подставках, но правила для того и существуют, чтобы их нарушать. Даже опытные владельцы зачастую просто оставляют байк стоять под чехлом на полу гаража. Большого греха в этом нет, но в результате покрышки к весне могут стать квадратными. Поэтому теперь начните с того, что покатайте мотоцикл по гаражу взад-вперед, чтобы резина размялась после долгой стоянки. Кстати, для подшипников колес это тоже полезно.
Разумеется, речь идет о более-менее новой резине. А вообще перед каждым сезоном надо смотреть – не пора ли ее заменить из-за естественного износа или просто из-за старости. Смотрите год выпуска. Даже если шины выглядят прилично, трехлетний возраст для них уже критичен – за такой срок резина успевает подсохнуть и растерять свои сцепные свойства.
Даже езда на скутере-“полтиннике” с его небольшими скоростями требует специального оснащения. Шлем и защита – это как минимум. Лучше всего для вашей безопасности обзавестись “черепашкой”, оберегающей плечи, локти, грудь и спину. В дополнение к ней наденьте наколенники. А что касается мотоциклетного гардероба, то его выбор зависит от того, какой тип байков вы предпочитаете.
ДЛЯ ИХ поклонников – огромный выбор гортекса, материала прочного и стойкого к истиранию, “дышащего” изнутри и не пропускающего внутрь влагу. Из него пошиты куртка и брюки. На ноги – мотоботы для кросса. На руки – мягкие кроссовые перчатки, а для городской езды – короткие “стритфайтерские” перчатки с кевларовой защитой пальцев. Шлем – кроссовый, с кроссовыми же очками.
ОДЕЖДА может быть разнообразная – комбинезон или куртка и брюки (они могут к ней пристегиваться молнией). Раздельный вариант удобнее в повседневной жизни. Приехал куда-то – снял куртку и комфортно себя чувствуешь, а не паришься. Что до материала, то кожа здесь предпочтительнее. Мотоцикл тяжелый и быстрый; не дай бог, упадешь – кожа защитит лучше, чем гортекс. На ноги – шоссейные мотоботы. На голову – либо “jet”, либо закрытый шлем “интеграл”.
САМЫЙ быстрый и самый мощный из всех видов дорожных мотоциклов. Соответственно и экипировка требуется “самая-самая”. Прежде всего – шлем. На нем не экономят. Солидные фирмы можно пересчитать по пальцам одной руки, и шлемы этих марок стоят $600-1.000. Но ваша голова, согласитесь, дороже. Комбинезон – безусловно, из кожи, не об язательно кенгуру, хотя, если средства позволяют, можете выбрать и такую экзотику. Что касается фасона, то в данном случае предпочтительней не раздельный, а целиковый вариант. Далее – шоссейные мотоботы с мощной пластиковой защитой щиколотки и ахиллова сухожилия. И шоссейные же перчатки – длинные краги со всевозможной карбоновой защитой.
ПОЖАЛУЙ, самый ответственный момент – примерка шлема. Недопустимо, чтобы он съезжал на глаза, закрывая видимость. Кроме того, мотоциклисту приходится часто вертеть головой – зеркала заднего вида 100-процентного обзора не дают. Представьте себе: вы быстро повернули голову, а свободно сидящий шлем… правильно, на какое-то мгновение остался на месте. И на это мгновение вы полностью ослепли, а так и до аварии недалеко. Поэтому новый шлем должен быть чуть тесноват. А что касается удобства… Несколько поездок по жаре – и “комфорт” (так называется мягкая подкладка) принимает форму вашей головы. После чего шлем сидит так, словно вы в нем родились.
КУРТКА, в которой вы садитесь в седло найкеда, не должна “фалдить”, или раздуваться на ветру. Это мешает управлению, а на скорости за 200 км/ч напор воздуха может запросто стащить вас с сиденья. Вывод: куртка должна облегать фигуру, по возможности без больших складок, куда может забраться встречный ветер.
Более свободный покрой допускается для курток типа “эндуро” – ведь там скорости совсем другие. Кроме того, их снабжают множеством больших внутренних и накладных карманов для всякой мелочевки, планшетов, бутербродов и бутылок с водой.
БРЮКИ – не важно, кожаные или из гортекса – надо примерять с уже вставленными в них наколенниками и защитой бедер. При этом они должны достаточно плотно облегать ноги. Совсем хорошо, если при выборе брюк у вас будет возможность присесть на мотоцикл. Тут и объяснять ничего не надо – сами все поймете.
ПЕРЧАТКИ – любые, для езды на стритфайтере или спортбайке – обязательно попробуйте, подержавшись за руль мотоцикла. Тут самое главное, чтобы между большим и указательным пальцами не возникала перепонка, как у водоплавающей птицы. Это будет мешать тонко чувствовать ручку газа.
О ПОКУПКЕ комбинезона расскажу историю из прошлого. Мне ее поведал чемпион еще СССР по шоссейно-кольцевым гонкам Дзинтарс Муйжниекс. Во времена тотального дефицита гонщики правдами и неправдами заказывали себе “комбез” за границей, причем заведомо меньшего размера. Надевали его, обливали… литром водки, а затем всю ночь сидели на корточках, дожидаясь, когда комбинезон полностью высохнет. В результате фигуру он облегал идеально, словно вторая кожа.. Сейчас, чтобы выбрать комбинезон любого размера, требуется только доехать до мотосалона. Ну а как он должен сидеть, вы уже поняли.