После извлечения японской техники на берег она, как ни странно, заводилась практически с первой попытки.
РАЗУМЕЕТСЯ, мне уже не раз доводилось пересекать небольшие водные преграды в седле своего “Yamaha SXR700” (как, впрочем, и любому другому мало-мальски опытному снегоходчику). Проезд полыней – дело обычное в условиях наших теплеющих год от года зим. Когда влетаешь в полынью, главное – не сбрасывать газ. Надо сразу открыть его до максимума. Тогда бешено вращающаяся гусеница превращается в своего рода водомет, а лыжи за счет скорости тоже уверенно держатся на поверхности. Как в случае с водными лыжами: пока спортсмена тащит катер – тот едет, как только останавливается – тонет.
Теоретически – ничего сложного. Так почему бы не опробовать свой снегоход на открытой воде? Мою решительность подкрепил видеоклип шведских экстремалов, которые непринужденно рассекали на снегоходах по морскому заливу напротив исторического центра Стокгольма. А я чем хуже? Вперед!
Первый “вперед” оказался коротким. Не больше 50 м. И глубоким – метров этак 5. Ныряния с тросом на такую глубину, где воды темны и прохладны, настраивают на аналитический образ мышления. В чем моя ошибка? Вроде все делал правильно. Сначала разогнался по песчаному пляжу до 40-50 км/ч, вошел в воду, а после снегоход некоторое время двигался вперед по инерции и наконец беспомощно уткнулся носом в волну.. Перед тем как мой “SXR700” пошел на дно, мне оставалось нажать кнопку “Stop Engine”, чтобы выключить двигатель – иначе можно “схватить” гидроудар…
Наконец трос был зацеплен и “утопленника” вытащили на берег. Что теперь? Везти его в Москву на сервис? Разумеется, перед “заплывом” я подготовил аппарат по всем правилам безумной науки вождения снегохода по воде: с помощью армированного скотча максимально заизолировал моторный отсек, а в баки под завязку залил бензин и масло. Проверяю основные узлы. Эмульсии в масле нет. Внутри маслонасоса – тоже. Пожалуй, даже бензин сливать не стоит. Поэтому “продуваю” цилиндры от воды, заворачиваю обратно свечи и… двигатель “утопленника” заводится с третьей попытки. Браво японской технике! Браво инженерам “Yamaha”!
В следующие разы я был умнее: топил снегоход исключительно на глубинах метр-полтора, чтобы избежать утомительного ныряния. Вскоре так набил руку, что “реанимация” извлеченной на летний берег зимней машины стала занимать меньше 10 минут..
Особенности судовождения снегоходов
НАКОНЕЦ – стало получаться! Уходя за рулем… вернее, за штурвалом снегохода в открытую Волгу, надо решительно расставаться со старыми привычками. Например, смещаться назад, своим весом загружая гусеницу. Когда я, наоборот, стал грудью наваливаться на руль, перенося тело вперед, гусеница приподнималась и гребла вполне исправно. “Yamaha”, не утонув, прошла 50 метров, 100, 200… Чем больше газа, тем увереннее снегоход держится на воде, хотя скачущий вверх-вниз на волна х руль так и норовил выдернуть из суставов мои кисти. Но это, как выяснилось, были еще “цветочки”! “Ягодки” показали себя во всей красе, когда я первый раз самостоятельно вылетел на песчаный берег. Я едва не перелетел через руль, когда снегоход замедлился, выскочив из воды. Хотя берег и был пологим..
Если рискнете повторить мой эксперимент, следует соблюдать несколько правил. Кидаться сломя голову в реку не стоит. Первые шаги желательно делать в неглубоком водоеме с длинным и плавным заходом в воду и таким же выходом. Категорически не рекомендуется делать это в море: соленая вода не лучшим образом влияет на все детали машины – начиная от проводки и заканчивая шарнирами шасси, – а волны не добавляют снегоходу устойчивости. Оптимальный выбор – песчаные пляжи на двух противоположных берега х пруда или небольшого озера. Стартовать следует как минимум метров за 20-30 от кромки воды. И сразу – максимальный разгон, чтобы лыжи снегохода были разгружены в момент входа в воду (еще лучше: были подняты в воздух). Тогда аппарат наверняка доберется до противоположного берега, если будет двигаться по прямой. Повороты – это отдельное искусство, о котором поговорим позже… Главное правило “выживания на воде” – полный газ. Полный газ всегда и всюду, иначе лыжи уйдут под воду со всеми вытекающими последствиями… Во всяком случае, это правило полностью справедливо в отношении моего “Yamaha SXR700” – легкого, короткобазного спортивного снегохода с короткой гусеницей, хотя и не самого мощного (всего 110 л.с.).
Путешествовать по водным просторам надо на снегохода х именно такого класса, сочетающих малый вес с большой мощностью. Тяжелый “турист” или тем более “утилитарник” не подойдут: уже через несколько метров они пойдут ко дну. Идеальным вариантом являются двухтактные спортивные машины, обладающие на сегодняшний день наиболее выдающимся соотношением вес/мощность. Впрочем, характеристики “четырехтактников” с каждым годом улучшаются, так что современный снегоход этого класса тоже сгодится. Но учтите, что вернуть к жизни четырехтактного “утопленника” будет труднее, чем модель с простым и живучим “двухтактником”. Современный спортивный снегоход на воде неожиданно быстр. Он запросто обгоняет многие катера и не очень мощные гидроциклы, развивая 80-90 км/ч. Основная проблема заключается в том, что с волнами снегоход “дружит” куда меньше, чем эти плавсредства. Так что, проносясь мимо набитого курортниками теплохода, надо прежде всего следить за тем, чтобы волна от большого судна не прервала поездку раньше времени. Не стоит устраивать гонки с аквабайкерами: водные валы, веером расходящиеся от гидроцикла, тоже могут сыграть с “водоплавающим снегоходом” дурную шутку. Самое трудное для “моряка в седле” – научиться маневрировать. Про использование руля забудьте: поворот осуществляется исключительно за счет смещения веса тела внутрь виража и наклона самой машины. Внутренняя лыжа при этом чертит по воде дугу. Естественно, повороты должны быть плавными, с максимально большим радиусом. Этим искусством я овладел лишь в малой степени. Попытки закладывать виражи обычно завершались нырянием за утонувшим снегоходом. Возможно, свою роль здесь сыграл “облысевший” трак с почти сточенными грунтозацепами. Так что к следующему лету планирую поставить на свой “SXR700” новую зубастую гусеницу. Вот тогда и продолжим наши эксперименты..
- Автор
- Михаил ЧУПАКОВ
- Издание
- Клаксон №17 2008 год