Этот автомобиль по праву вошел в когорту лучших заокеанских моделей. Он пользуется заслуженной популярностью уже более 50 лет. Еще бы! Ведь “Corvette”, по сути, – родоначальник американских спорткаров, очень мощных, стильных и слегка архаичных. Несмотря на технический прогресс и смену поколений, он всегда оставался верен своей идеологии. Это очень ценят поклонники марки, в том числе и в нашей стране, где “Corvette” на вторичном рынке встречается достаточно часто. Во что обойдется будущему владельцу содержание легендарного спортивного автомобиля?
НА РОССИЙСКОМ вторичном рынке наиболее популярны “Chevrolet Corvette” четвертого и пятого поколений (они обозначались “C4” и “C5” соответственно). Первые выпускались с 1983 по 1996 год, а вторые – с 1997 по 2004 год. Об этих моделях мы и расскажем подробнее, поскольку более свежие экземпляры попадают к нам в страну в основном новыми или с небольшим пробегом, а машины первых серий уже стали коллекционными редкостями.
– “CHEVROLET Corvette”, пожалуй, один из самых необременительных в содержании спорткаров, – рассказывает основатель “Moscow Corvette Club” Дмитрий Еремин. – Почти все расходные материалы для текущего обслуживания, как правило, есть в наличии на сервисных станциях. Менее востребованные запчасти придется заказывать, но сроки поставки небольшие – необходимую деталь обычно привозят в течение двух месяцев. Если потребуется срочный ремонт, то и здесь есть выход. На “Corvette” подходят многие комплектующие от других моделей концерна “General Motors”. Поэтому достаточно велики шансы найти в России даже какую-нибудь редкую запчасть.
С обслуживанием проблем тоже не возникнет. В одной лишь Москве наберется с десяток техцентров, готовых принять “Corvette”. Кроме того, многие авторизованные дилеры не отказывают в помощи владельцам этих автомобилей (несмотря на то, что в нашей стране “Корветы” официально не продаются). Наконец, большинство элементарных операций под силу выполнить любому частному мастеру, знакомому с американскими машинами.
Затраты на обслуживание спорткара сравнимы с аналогичной статьей расходов владельцев обычных массовых машин. Например, замена масла в двигателе обойдется $40-80 (в зависимости от марки “расходников”), в коробке передач – $40-50.. Причем мотор “Corvette” без проблем работает даже на дешевом минеральном масле.
Обычно годовой пробег “Корветов” в нашей стране не превышает 5.000-7.000 км, поэтому для поддержания автомобиля в исправном состоянии достаточно навещать техцентр от силы раз в год .
А вот в аварии владельцу этого спорткара лучше не попадать. Автомобиль очень требователен к качеству восстановления. Халтурный ремонт может нарушить точный баланс настроек шасси, и тогда о хорошей управляемости и безопасности на высоких скоростях придется забыть. Вдобавок возможны трудности с покупкой кузовных панелей. Как рассказывают в техцентре “ВитаМоторс”, завод не производит их в массовом порядке. Сначала набирается определенное количество заказов, и лишь затем они оптом направляются в производство. Поэтому здесь – как повезет. Иногда удается получить детали достаточно быстро, но бывает, что приходится ждать едва ли не год.
НАДЕЖНОСТЬ “Chevrolet Corvette” сомнений не вызывает. По словам сервисменов, в России встречаются даже модели первых поколений, на которых владельцы в теплое время года ездят буквально ежедневно. Сказывается приличный запас прочности, традиционный для американских автомобилей.
Ресурс двигателей очень велик. Даже при езде на предельных режимах они, как правило, не подводят владельца. Во всяком случае мастера не смогли припомнить случаи капитального ремонта этих моторов. Российское топливо они “переваривают” без проблем. Даже если вам случилось залить некачественный бензин, ничего страшного не произойдет. Обычно (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!) в худшем случае все обходится лишь заменой свечей зажигания ($120-140).
Правда, на некоторых экземплярах случались такие неприятности, как неустойчивый, вплоть до остановки мотора, холостой ход (причина чаще всего кроется в неисправности датчика массового расхода воздуха) и течь заднего сальника коленвала. Но эти “болезни” не носили массового характера.
Еще у видавших виды экземпляров могут возникнуть возрастные проблемы. Например, неожиданно мотор начинает перегреваться. В этом случае надо готовиться к подробной ревизии всей системы охлаждения. Как правило, она показывает, что пора чистить радиатор и менять патрубки.
Отдельно следует упомянуть двигатель “Chevrolet Corvette ZR-1”. Несмотря на передовую конструкцию, он обладает рядом врожденных недостатков. На некоторых машинах отказывал вакуумный привод вторичных дроссельных заслонок, из-за чего мотор заметно терял мощность. К такому же результату приводила и неправильная регулировка этого привода. Также отмечались течь масла (из-под крышки системы вентиляции картера) и антифриза – из дефектных шлангов радиатора.
Бывало, двигатель вообще отказывался запускаться из-за коррозии подвижных частей стартера. Он расположен в развале блока цилиндров. Чтобы там не скапливалась влага, инженеры предусмотрели специальный дренаж. Но он забивался грязью, и в скором времени вокруг стартера скапливалась небольшая лужа. В таких условиях он быстро терял работоспособность.
На некоторых экземплярах мотор работал с перебоями на холостом ходу. Так проявляла себя дефектная прошивка блока управления двигателем.
Вдобавок некоторые “ZR-1” попадали под сервисную кампанию по замене жгута проводов в моторном отсеке. Провода могли перетереться и вызвать пожар. Имейте в виду: если на машине устраняли какой-либо дефект в рамках отзыва, то под капотом на видном месте обязательно должна быть наклейка с указанием дилера, выполнившего работу, и закодированным обозначением причины ремонта.
Преемник этой модификации – “Corvette Z06” – не страдал таким букетом “болезней”. Но и с ним не все гладко. В частности, некоторые экземпляры отличались повышенным расходом масла. Исправить ситуацию могла только замена поршневых колец.
Так что “заряженные” версии “Корветов” могут изрядно потрепать нервы своим владельцам. Поэтому при их покупке надо быть особенно внимательным и тщательно проверять все системы двигателя..
Механическая трансмиссия у всех модификаций “Corvette” практически беспроблемна. Зато “автомат” может преподнести неприятный сюрприз. Виной тому – недоработка конструкции. Заводской дефект проявляет себя по-разному. Бывает, коробка отказывается включать вторую, четвертую и заднюю передачи или вообще работает лишь на первой ступени. Легкая форма “недомогания” – повышенный шум в движении. Но в любом случае исправить ситуацию может лишь переборка АКПП.
Рулевое управление, как и ходовая часть, обычно хлопот не доставляет. Разве что со временем придется потратиться на замену деталей, подверженных естественному износу: амортизаторов, ступичных подшипников и т.д. Частенько требуют замены колесные диски – низкопрофильная резина не в состоянии уберечь их от возможных ударов о края ям.
Пожалуй, слабым местом “Chevrolet Corvette” можно назвать электрику и электронику. Например, сбой противоугонной системы частенько приводил к блокировке рулевой колонки. Из-за нарушения контакта в проводке, бывало, отказывал дисплей комбинации приборов. Также выходили из строя электроприводы воздушных заслонок климатической установки. В результате невозможно регулировать температуру в салоне. Иногда отказывал пульт управления электронастройками кресла. Порой стеклоочистители начинали работать только на максимальной скорости. Иной раз приходилось менять топливный насос…
Некоторые машины, оборудованные системой бесключевого доступа в салон, не выносили холодов. Уже при температуре немногим ниже 10º тепла двери отказывались открываться. В этом случае обычно помогала замена приемника радиосигнала.
С тормозами была связана своя проблема. На заводе иногда выставляли очень маленький зазор между педалью и нижнем краем передней панели. Это приводило к неполному растормаживанию колес и повышенному износу колодок. А вот сигнал контрольной лампы АБС через несколько секунд после начала движения и одновременно легкая вибрация на педали тормоза – вовсе не признаки поломки. Это особенность системы. Таким образом она самодиагностируется.
БОЛЬШИНСТВО перечисленных недостатков проявлялось на машинах первых лет производства той или иной модели, когда завод только начинал ее осваивать. Поэтому, наверно, есть резон воздержаться от покупки “Chevrolet Corvette” 1983-1985 и 1997-1998 годов выпуска. Впоследствии в конструкцию этих машин вносили изменения, и проблемы постепенно исчезали. Так что приобретать более “поздние” экземпляры менее рискованно.
В нашу страну “Корветы” попадают в основном из Америки. Европейские версии – редкость. Оно и понятно: заокеанские машины дешевле. Обычно их техническое состояние вполне приемлемо, а информационная система “Carfax” позволяет более-менее точно проследить историю конкретного автомобиля, что снижает вероятность покупки “кота в мешке”.
Что касается открытых версий “Corvette”, то они в принципе неплохо себя зарекомендовали. Но бывали случаи, когда воры резали мягкую крышу, чтобы украсть вещи из салона. Поэтому многие владельцы на всякий случай заказывали для своих машин съемную жесткую крышу. Поинтересуйтесь о ней при покупке открытого автомобиля.
Учитывая высокую надежность “Chevrolet Corvette”, при его выборе главное – выяснить, как прежний хозяин относился к машине. Если она ухожена, уровни рабочих жидкостей в норме, в движении не слышно посторонних шумов, то с большой долей вероятности можно предположить, что все в норме. Однако точный диагноз смогут поставить лишь на сервисе. Поэтому мы советуем не жалеть денег на комплексную диагностику.
Примерная стоимость некоторых запасных частей | |
Наименование запчасти | Цена, $ |
Фильтр воздушный | 20-25 |
Фильтр масляный | 8-15 |
Фильтр топливный | 18-25 |
Колодки тормозные | 25-60 |
Свеча зажигания | 4-10 |
Примерные цены на “Chevrolet Corvette” в тыс. долл. CША | ||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
40-60 | 45-65 | 50-70 | 55-80 | 60-85 |
ИДЕЯ создания “Chevrolet Corvette” пришла знаменитому дизайнеру компании “General Motors” Харли Эрлу. В 1951 году он убедил руководство концерна начать производство мощного двухместного спортивного автомобиля. Уже через год появился “EX-122” – близкий к серийному производству прототип, который представили на ежегодном шоу “Motorama”. В 1953 году он без каких-либо серьезных изменений начал сходить с конвейера.
Машину нарекли именем “Corvette” (по аналогии с легким быстроходным боевым кораблем) и рекламировали как “настоящий американский спорткар”. Действительно, до этого момента ни один заокеанский автопроизводитель не мог построить спортивную модель исключительно собственными силами.
Оригинальной чертой нового автомобиля стал легкий кузов из композитных материалов. Впрочем, появился он по весьма банальной причине – в те годы в США был острый дефицит стали, вызванный Второй мировой войной. А под капотом скрывались узлы от других серийных моделей “Chevrolet”, например, двухступенчатая автоматическая коробка передач “Powerglide” и рядный шестицилиндровый двигатель “Blue Flame”. Впервые V-образная “восьмерка” появилась на “Chevrolet Corvette” в 1955 году. С тех пор машина неоднократно модернизировалась, но ее идеология оставалась неизменной.
ЧЕТВЕРТОЕ поколение “Chevrolet Corvette” дебютировало весной 1983 года. Модель отличалась множеством нестандартных конструктивных решений. Например, от автомобиля третьей генерации “Corvette C4” получил подъемные фары и уникальные независимые подвески. В них в качестве упругих элементов использовались легкие композитные рессоры, причем расположенные поперечно.
Кроме того, до 1989 года в качестве альтернативы базовой четырехступенчатой автоматической коробке передач “Corvette” оснащали специальной “механикой” с числом передач “4+3”. Ради экономии топлива на трех высших ступенях в ней автоматически включался овердрайв. Однако эта коробка показала себя не с лучшей стороны, и вскоре ее заменили обычной шестиступенчатой МКПП.
Новый кузов не отличался агрессивным дизайном, зато, как и раньше, был сделан из легкого пластика и обладал отличной по меркам тех лет обтекаемостью. Тормоза получили легкие жесткие алюминиевые суппорты. Обрел свою изюминку и салон: комбинацию приборов украсили шкалы спидометра и тахометра на жидких кристаллах. Также в комплектацию машины включили противоугонную систему.
Первые два года производства “C4” оснащался проверенным временем 5,7-литровым 205-сильным восьмицилиндровым мотором “L83”. В 1985 году спорткар получил новый 230-сильный мотор “L98”. Годом позже автомобиль стали оснащать АБС. Вновь появилась открытая версия “Corvette” (которая отсутствовала в модельном ряду с 1975 года).
1987 год ознаменовался небольшой модернизацией двигателя, поднявшей его мощность до 240 л.с. На приборной панели появился индикатор давления воздуха в шинах.
Также существовала “заряженная” версия “Chevrolet Corvette”, названная “ZR-1”. По сравнению со стандартной моделью это был во многом другой автомобиль. Его разработала известная английская компания “Lotus”. Прежде всего британцы создали, по сути, новый 375-сильный 5,7-литровый V8, получивший обозначение “LT5”. Он отличался алюминиевым блоком цилиндров и верхним расположением распределительных валов (вместо нижнего у стандартного мотора). Подачу топлива обеспечивали 16 форсунок (по две на цилиндр), половина которых могла отключаться при равномерной езде. В этом случае отдача двигателя понижалась примерно до 210 л.с. Машина с “LT5” под капотом могла разменивать первые 96 км/ч за 4,6 с.
Вдобавок инженеры “Lotus” доработали тормоза, рулевое управление и наделили “Corvette” гоночной подвеской “FX3”, позволяющей настраивать управляемость автомобиля под особенности конкретной трассы.
В 1993 году компания “Lotus” модернизировала свой мотор, после чего его отдача возросла до 405 л.с. А еще через два года сборка версии “ZR-1” прекратилась.
Что касается “гражданских” автомобилей, то в 1992 году их стали оснащать 5,7-литровым V8 “LT1” мощностью 300 л.с. Тогда же появилась система ASR (“Acceleration Slip Regulation”), которая при проскальзывании ведущих колес подтормаживала их и уменьшала подачу топлива в двигатель. В результате автомобиль сохранял стабильность даже в руках неопытного водителя. При желании систему можно было отключить.
Следующее изменение произошло в 1996 году. “Corvette” с механической коробкой передач получил более мощный двигатель “LT4” – новейшую 330-сильную “восьмерку”. Версии с АКПП продолжали оснащаться старым мотором.
ПРОИЗВОДСТВО пятого поколения “Corvette” началось в 1997 году. Машина сохранила общие пропорции и стиль предшественника, но под знакомым кузовом скрывались серьезные изменения. Например, легкая, но очень жесткая рама, сделанная по новой технологии. Шасси автомобиля было построено по схеме “transaxle”, то есть ради лучшей развесовки КПП перенесли к задней оси и объединили с главной передачей. Поменялся двигатель. Место под капотом заняла 5,7-литровая “восьмерка” “LS1” мощностью 345 л.с. (с 2001 года – 350 сил). Вдобавок покупатель мог заказать регулируемые подвески для различных условий езды.
Поначалу “Corvette C5” выпускался только с кузовом “купе”. Открытую версию предложили в 1998 году. Тогда же спорткар получил специальные шины, позволяющие после прокола проехать в поисках шиномонтажа до 200 миль.
Год спустя появился третий вариант кузова – FRC (“Fixed-roof coupe”). Снаружи такой автомобиль походил на родстер с установленной жесткой крышей. Но на самом деле она составляла с кузовом единое целое. Для этой версии предлагалась исключительно механическая трансмиссия – “автомат” не ставили даже за доплату. Кроме того, “Corvette FRC” оснащали более жесткой подвеской и дифференциалом повышенного трения.
В 2001 году эту модификацию взяли за основу при создании традиционной “заряженной” версии спорткара, на этот раз получившей обозначение “Z06”. В движение ее приводил форсированный двигатель “LS6” мощностью 385 л.с. По сравнению с базовым автомобилем “Z06” максимально облегчили за счет установки титановой системы выпуска, более тонких стекол, специальных колес и иного аккумулятора. Соответствующим образом было доработано шасси. В результате, несмотря на проигрыш в мощности своему предшественнику “ZR-1”, динамика у “Z06” оказалась немного лучше.
В 2002 году специалисты основательно модернизировали механизм газораспределения двигателя “LS6”, и его отдача поднялась до 405 л.с. Причем, по данным некоторых тюнинговых ателье, этот показатель даже занижен, поскольку на стенде “Z06” с таким мотором выдавал впечатляющие 425 л.с.
Тогда же этот “Corvette” получил шильдик “Z06” с приставкой “405 hp”. А список базового оборудования пополнился системой проецирования показаний приборов на ветровое стекло.
Год спустя “Corvette” отпраздновал полувековой юбилей. В честь этого события спорткары 2003 года выпуска получили регулируемую подвеску в базовой комплектации, измененную эмблему и специальные памятные таблички. Окрашивались эти машины исключительно в темно-красный металлик и были доступны только в кузовах “купе” и “кабриолет”. “Chevrolet Corvette C5” перестали выпускать в конце 2004 года.