Концепция этого транспортного средства была разработана специалистами Массачусетского технологического института (США), но реализована в кооперации с европейскими инженерами. Новинка получила название Hiriko Citycar EV. Название – говорящее само за себя: слово «hiriko» можно перевести с баскского диалекта как «городское транспортное средство». Параметры электрокара стандартные: максимальная дальность поездки на полностью заряженных аккумуляторах – 120 километров, максимальная скорость – 110 км/ч. В салоне могут разместиться не больше двух человек.
Электродвигатели расположены в колесах (технология так называемых мотор-колес). Колеса могут поворачиваться на 90 градусов, что обеспечивает Hiriko потрясающую маневренность: агрегат способен перемещаться боком (так называемый «крабовый ход», как у строительных погрузчиков) или по диагонали, а разворот происходит в буквальном смысле на месте. В ступице каждого колеса умещаются также элементы подвески и тормозной системы. Механических «связей» в ситикаре практически нет: процесс управления движением осуществляется только по проводам.
При парковке же электромобиль можно… «сложить», при этом он займет на парковке меньшую площадь, чем суперкомпактный «Смарт». Часть Hiriko, предназначенная для размещения пассажиров, поднимается над нижней, «технической» частью, в которой расположены аккумуляторы и другие устройства, уходит вниз. При этом пассажиры как бы встают и выходят через откидывающуюся вверх фронтальную «дверь» (она же – ветровое стекло). Похожая схема была реализована на микролитражке «Изетта», которая выпускалась в 50-е годы ХХ века, с той разницей, что ее дверь открывалась в сторону, причем, вместе с рулевой колонкой.
Для чего могут быть нужны такие транспортные средства? Конечно, в частных руках они вряд ли найдут практическое применение. Но вот в службах проката – наверняка пригодятся. В том числе для перемещения по экологически чистым районам городов, музеям под открытым небом, большим паркам и другим подобным объектам.
Заявленная цена оригинального средства передвижения немаленькая – 12,5 тыс. евро. Первые серийные экземпляры фирма готова пустить в свободную продажу уже в 2013 году.