Российский рынок тяжелых грузовиков в январе установил антирекорд: продажи оказались ниже уровня кризисного 2009 года, падение к январю 2014 года составило 25%. Рынок LCV тоже резко снизился - почти на 45%. Производители и дилеры винят в этом резкий рост кредитных и лизинговых ставок. Эксперты полагают, что причина - в отсутствии спроса и свободных денег у покупателей.
В прессе появились неофициальные данные о том, что совокупный объем производства и импорта тяжелых грузовиков (14-40 тонн) в РФ в январе упал на 25%, до исторического минимума в 1,57 тыс. машин.
В кризисном январе 2009 года производство и импорт удержались на уровне 2 тыс. машин, а в январе 2010 года — 1,9 тыс. машин. Чуть более половины объема продаж (около 800 машин) пришлось на КамАЗ. По предварительным данным, рынок LCV тоже резко снизился — почти на 45%, до 3,5 тыс. машин.
По данным "Автостата", в 2014 году продажи коммерческого транспорта в РФ уже упали на 15,4% - до 139,6 тыс. машин. В январе, по мнению экспертов, "сошлись почти все факторы негативной динамики". Во-первых, традиционный взлет продаж в минувшем декабре на этот раз оказался аномально высоким из-за ослабления рубля. Во-вторых, автоконцерны не сразу запустили госпрограмму утилизации (КамАЗ — 22 января, группа ГАЗ — 20 января). Но главной причиной падения рынка эксперты называют рост ключевой ставки ЦБ (с 16 декабря — 17%, с 30 января — 15% годовых), который существенно повлиял на продажи в кредит и лизинг.
По мнению зам. Гендиректора компании "ВЭБ-лизинг" Алексея Сичинава, ноябрь и декабрь 2014 года были успешными для продаж коммерческих автомобилей, а с января активность заметно упала. Он объясняет ситуацию распродажей запасов в конце года.
Как отмечает директор управления "Сбербанк лизинг" Денис Богданович, объемы лизинга действительно сокращаются и улучшений ждать стоит не раньше второго квартала.
Финансовый директор "ВТБ лизинг" Кирилл Аладышев считает, что в целом продажи коммерческого транспорта снизились более чем на 30%, примерно так обстоят дела и на рынке автобусов - в первую очередь в связи с повышением на 20-25% цен на импортную технику.
Уровень лизинговых ставок в "Сбербанк лизинге" и "ВТБ лизинге" не раскрывают. Как отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, рынок лизинга грузового автотранспорта сокращается скорее из-за отсутствия спроса со стороны перевозчиков, которые столкнулись со снижением объема заказов и простоями. При этом, добавляет он, ряд лизингополучателей не в силах финансировать контракты и вынужден возвращать грузовики банкам - количество предложений по операционному лизингу техники и схем продаж изъятых залогов растет. По данным "Infoline-Аналитики", в январе-сентябре 2014 года объем нового бизнеса (стоимость имущества) в сегменте лизинга коммерческого транспорта вырос примерно на 20%, до 90 млрд руб., а в целом по 2014 году ожидается небольшой рост на 2-7 млрд руб. (1,5-5%), до 120-125 млрд руб.
В свою очередь, Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" полагает, что грузовой сегмент авторынка падает сильнее легкового, так как на него значительное влияние оказывает инвестиционный спрос, который, в свою очередь, зависит от ставок по кредитам. В то же время, по его мнению, госпрограмма поддержки обновления парка (предоставление скидки при сдаче старого автомобиля в утиль или trade-in) для грузовиков и LCV эффективнее, чем для легковых машин: скидка остается весомой (100-350 тыс. руб.), а парк — более старым.