Ассортимент категорий водительских прав увеличился почти в два раза. Основным изменением, о необходимости введения которого говорилось уже давно, стало официальное введение категории «М», дающей право на вождение скутеров и мопедов. Право на управление лёгкими двухколёсными транспортными средствами можно получить только с 16 лет и после сдачи экзамена. Водителям, имеющим права любой другой категории, получать отдельный документ на управление мопедом или скутером не придется.
В рамках уже существующих категорий закон вводит подкатегории. Теперь в водительских удостоверениях появятся такие обозначения, как A1, В1, C1, D1, C1E и D1E. Категория А1 даёт право управления мотоциклами малой мощности, с рабочим объёмом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров и максимальной мощностью не более 11 кВт. В1 потребуется для вождения трициклов и квадроциклов. С подкатегорией С1 можно управлять автомобилями, разрешённая максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не превышает 7,5 тонн, а подкатегорией D1 – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест, помимо сиденья водителя. Подкатегории С1Е и D1Е предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий С1 и D1 с прицепами свыше 750 килограммов. Для каждой подкатегории установлены возрастные ограничения. Так, получить право на управление лёгкими мотоциклами (категория А1) можно с 16 лет. На категории А, B, С, а также на подкатегории В1, С1 – с 18 лет. Сесть за руль автобуса (категории D1, D) можно только с 21 года (для военных – с 19-летнего возраста).
Кроме того, теперь экзамен по вождению можно будет пройти и на автомобиле с автоматической коробкой передач. При этом в водительских правах будет делаться особая пометка. Граждане, выбравшие на экзамены «автомат» не будут иметь права водить автомобили, оснащенные механической коробкой. Для того чтобы пересесть на «механику», им потребуется сдать дополнительный экзамен.
Введение отдельной категории прав для водителей двухколесных транспортных средств – наиболее популярный пункт в поправках. Эта идея вызвала одобрение у большинства населения, так как подобная мера назрела давно: по статистике, каждое пятое ДТП в России происходит по вине владельцев мопедов и скутеров, при этом чаще всего именно они гибнут или получают серьезные увечья в случае аварии. Зачастую водители двадцатикубовых транспортных средств не соблюдают правила дорожного движения просто потому, что не знают их, поэтому введение специальных водительских прав для таких машин действительно поможет снизить аварийность на дорогах.
Однако вместе с введением категорий прав в законы внесены и другие, гораздо менее однозначно оцениваемые изменения. Так, согласно обновленному закону, запрещено будет сдавать экзамены после самостоятельной подготовки. Доступ к экзамену на получение водительских прав открывается только после прохождения обучения в лицензированной автошколе. Официально эта поправка внесена для того, чтобы на экзамены приходили только люди, имеющие качественную подготовку, однако уже сейчас понятно, что такое нововведение открывает большие возможности для коррупции.
Кроме того, к работе по управлению транспортными средствами в качестве водителей могут допускаться только лица, имеющие российское национальное водительское удостоверение. Контролировать это обязаны их работодатели. В случае если работодатель допустит к работе человека, не имеющего российских «прав», ему грозит штраф в размере до 50 тысяч рублей.
Поправки вступают в силу в ноябре 2013 года. До этого момента еще можно успеть получить права старого образца. Кстати, владельцам старых прав нет необходимости менять их на новые до истечения срока действия документа.