В начале июня Евросоюз направил в орган ВТО по разрешению споров иск к России в связи с неравными условиясм уплаты утилизационного сбора для российских производителей и импортеров автомобилей. Теперь к требованиям ЕС присоединились и другие страны, поставляющие свои автомобили на территорию РФ.
Россия уже получила официальные уведомления от пяти стран-членов ВТО о присоединении их к консультациям по утилизационному сбору на автомобили. Неравные условия препятствуют свободной конкуренции отечественных и зарубежных автопроизводителей, считают они. Кроме того, их не устраивает объем взимаемых за импорт автомобилей пошлин. В частности, США сообщили, что с сентября 2012 года (когда РФ вступила в ВТО) по май 2013 года пошлиной облагались экспортные продажи на сумму 1,25 млрд долларов, что составляет 10% от всего объема экспорта США в Россию. Евросоюз сообщил, что за счет пошлин на импорт автомобилей в Россию европейские автопроизводители теряют доход на сумму 10 млрд евро (13 млрд долларов) ежегодно.
Напомним, что с сентября 2012 года Россия в рамках своего вступления в ВТО понизила пошлины на импорт новых легковых автомобилей с 30 до 25% и обязалась в течение семи лет постепенно снизить их до 15%.
Что касается утилизационного сбора, ввести который в апреле 2012 г. предложил Владимир Путин, он, по мнению авторов иска, создает неравные условия для российских и зарубежных автопроизводителей. Российским производителям разрешили взять на себя гарантии по утилизации автомобилей, а импортеров обязали платить сбор по базовой ставке, которая для легковых машин составляет 20 000 руб., для грузовиков и автобусов — 150 000 руб. После того, как представители Евросоюза заявили, что такие законы противоречат правилам ВТО, российские чиновники обещали сделать уплату сбора обязательной для всех не позднее 1 июля 2013 года. Правительство РФ в конце мая внесло на рассмотрение в Думу необходимые поправки, а рассмотрение документа назначено на осеннюю сессию.