С помощью этой базы потенциальный покупатель сможет проверить, не находится ли приобретаемый автомобиль под обременением. В первую очередь это важно для того, чтобы отследить нарушения в сфере автокредитования, где доля машин, неправомерно продаваемых из-под залога по банковским кредитам, доходит до 10%. При этом для добросовестных банковских заемщиков, берущих кредит, под залог автомобиля, его регистрация в реестре облегчит получение ссуды.
Группой депутатов Госдумы во главе с руководителем комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным было предложено внести в Гражданский кодекс ряд поправок, предусматривающий создание единого электронного реестра движимого залогового имущества, определение правил его работы, порядка формирования и стоимости услуг нотариусов, которые будут его вести.
В документе предполагается, что информацию о заключении договора в базу будут вносить в течение часа. Впрочем, реалистичность таких сроков ставится под сомнение. В итоге информация о заложенном движимом имуществе должна быть размещена в открытом доступе в интернете.
Существующие у бюро кредитных историй базы залоговых автомобилей не содержат исчерпывающей информации, и полностью полагаться на них невозможно.
Напомним, что Московские власти планируют запустить до конца 2013 года сервис «автоистория», предоставляющий возможность ознакомиться с информацией о ранее выданных паспортах, пройденных техосмотрах, количестве ДТП и эвакуаций автомобилей с пробегом через портал госуслуг. Причем сервис, планируемый к запуску столичными чиновниками, будет платным (предполагаемая цена – 150 рублей за запрос). Непонятно, будет ли необходимость в его использовании, если федеральные власти примут закон о введении общероссийской базы.