По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за май продажи новых легковых автомобилей упали на 12% по сравнению с показателем за май прошлого года. Было продано 229 670 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 31791 автомобиль меньше, чем в мае прошедшего года. Всего за первые пять месяцев текущего года количество продаж машин упало на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, составив 1 091 968 авто.
Тенденция автомобильного рынка к снижению наблюдалась в течении последних трех месяцев (о замедлении роста продаж и возможном спаде аналитики говорили еще в конце 2012 года), и показатели за май свидетельствуют о том, что она не только сохраняется, но и усиливается. Аналитики вынуждены пересмотреть прогнозы продаж на текущий год в сторону понижения: теперь уже стагнация авторынка в РФ не вызывает сомнений. Комитет автопроизводителей корректирует свой годовой прогноз по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году до 2 800 000 штук, что на 150 000 единиц, или на 5%, меньше по сравнению с показателями продаж в 2012 году. Эксперты считают, что рынок продолжит проседать, если правительство не начнет предпринимать срочные меры для стабилизации экономики с одной стороны и стимулирования потребительского спроса на автомобили – с другой.
Последний серьезный спад на автомобильном рынке РФ случился в 2009 году, на фоне мирового финансового кризиса. Тогда для спасения автопрома власти РФ предпринимали ряд протекционистских мер, одной из которых было повышение на 25% ввозных пошлин на новые иномарки. Тогда же были запущены стимулирующие программы утилизации старых автомобилей и льготного автокредитования. Чтобы поддержать отечественный автопром, чиновники предоставили крупнейшим автопроизводителям миллиардные кредиты от государственных банков. По большей части, счета по этим кредитам до сих пор не погашены. Сейчас экономисты говорят о второй волне глобальной рецессии, и последствия этой волны уже в полной мере затронули, например, авторынок Евросоюза.
Самой популярной у россиян маркой легковых автомобилей по версии АЕБ остается отечественная Lada: за пять месяцев было продано 189 552 автомобиля производства «АвтоВАЗа». Тем не менее, по сравнению с прошлый годом уровень продаж у компании упал на 8%.
Только двум брендам, принадлежащим к первой десятке лидеров рынка, удалось улучшить свои показатели продаж. Автопроизводитель Renault продал с января по май 85 784 автомобиля, что на 13% (или 10 064 штуки) больше, чем годом ранее. Показатель продаж корейской марки Kia, оказавшейся третьей по популярности в РФ, вырос на 5% по сравнению с прошлым годом: компания реализовала за первые пять месяцев года 77 329 автомобиля. Автомобилей Hyundai было продано 72 587 штуки: всего на 1% меньше, чем в прошлом году. Спрос на Chevrolet упал сразу на 13%, опустившись с третьего на пятое место. За период с начала года компанией было реализовано всего 65 345 машин.
Самый сильный спад среди лидеров показали Nissan (восьмое место) и Ford (девятое место), чьи продажи упали на 17% и 18% соответственно. Зато показатель продаж Mitsubishi вырос на 30% до 32 342 машин. Неплохо идут дела и у премиальных марок, таких как Mercedes и BMW, чьи показатели выросли на 18%.
Китайские автопроизводители демонстрируют наиболее бурный рост продаж в процентом отношении, но это связанно с эффектом низкого старта – их доля на рынке пока остается небольшой. Продажи продукции Great Wall выросли на 83%, а Geely - на 76%.