В одном из самых авторитетных рецензируемых научных журналов Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) «Science» появилась статья международной команды исследователей, которые попытались выяснить какой выбор, по мнению людей, должна совершать система автономного управления автомобилем, решая адаптированную «проблему вагонетки».
Речь идет о широко известном мысленном эксперименте, сформулированном еще в 1967 году. В оригинале, испытуемому предлагается решить по каким рельсам поедет вагонетка – по тем, к которым привязаны пять человек, либо по тем, к которым привязан один человек. Третьим выходом для испытуемого является бездействие.
Для проведения соцопроса условие задачи были переформулированы. Так, пассажир находится в салоне беспилотного автомобиля, движущегося на максимальной скорости. Испытуемому предлагается решить, как должна поступить система – не подвергать пассажира опасности и пожертвовать 10-ю пешеходами, либо резко свернуть и гарантировано убить пассажира и спасти десять человек.
В рамках исследования было проведено несколько опросов, в которых меняли разные параметры задачи. Так, в одном опросе испытуемому предлагалось решать задачу, в которой в салоне автомобиля находился абстрактный человек, в другом – внутри находился сам испытуемый. Также исследователи проводили опросы с разным количеством пешеходов – от одного до ста.
Согласно результатам исследования, большая часть опрошенных при решении задачи применила утилитарный подход и выбирала вариант с минимальным количеством жертв. Стоит отметить, что когда условие задачи включало одного пешехода, процент людей, готовых пожертвовать ради него жизнью абстрактного пассажира составил почти 75%. Однако с увеличением количества пешеходов этот процент падал. Так, при наличии пяти пешеходов только 50% согласились пожертвовать пассажиром, а при ста – только 20%.
Однако при решении задачи, в которой на месте пассажира находился сам испытуемый, этот показатель практически не менялся вне зависимости от количества пешеходов. Подавляющее большинство опрошенных предпочли сохранить собственную жизнь, нежели жизни даже сотни пешеходов.