Многие из водителей уже получили «письма счастья» с квитанциями об уплате штрафа за превышение скорости, зафиксированное камерами видеонаблюдения, хотя, по их мнению, скорость они не превышали. Однако камеры отмечали повышенную скорость, причем, во многих случаях подозрительно одинаковую – 82 км/ч. При этом доказательства от автомобилистов, что они ехали в данном месте и в данное время с меньшими скоростями, не принимаются. Хотя в качестве подтверждения предлагаются, в том числе, показания GPS-GSM автопейджеров, данные с которых сохраняются на специальном сервере.
Наиболее часто на наших дорогах работает комплекс фото- и видеофиксации нарушений ПДД под названием «Стрелка». Это устройство состоит из радара, применявшегося в прошлом в военной авиации, и камеры, отслеживающей скорость движения автомобиля на расстоянии до одного километра. Кстати, стоимость системы нешуточная – около 3 млн. рублей, а с учетом установочного комплекта – свыше 5 млн. Существуют и значительно более дешевые системы видеофиксации. Тем не менее, только в Москве количество этих комплексов фото- и видеофиксации равно 150, а в Подмосковье — 105, и до конца года на столичных улицах появится еще 450 «Стрелок».
Причина ошибок «Стрелки» может крыться в том, что прибор испытывался на двухполосной трассе вместо многополосной, причем, «тестируемые» автомобили двигались с невысокими скоростями. Из-за этого камера могла ошибаться в «выборе» нарушителя. Хотя представители фирмы-производителя «Стрелки» – нижегородской компании «Системы передовых технологий» - уверены, что ошибки исключены, поскольку радар устройства способен измерять скорость всех транспортных средств, попавших в зону его действия, при их движении не только по двум, но и по четырем и даже пяти полосам одновременно, и не в одной точке, а на дистанциях до 350 метров. Государственная дума, тем не менее, собирается направить письмо в Минпромторг, предлагая приостановить закупку «Стрелок» до проведения дополнительных испытаний прибора.
Известный борец за права автомобилистов, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков уверен, что ошибки «Стрелки» могут дискредитировать всю систему видеофиксации нарушений ПДД. Он видит недостаток системы в том, что она одновременно и фотографирует автомобиль, и фиксирует его скорость, при этом на снимок может попасть один автомобиль, а скорость будет «взята» от другого, который в этот момент оказался в непосредственной близости. Комплекс «Стрелка», считает депутат, может служить хорошим прибором для сбора статистических данных о дорожном движении. Для того чтобы вменять автомобилистам превышение скоростного режима, требуются более точные и совершенные устройства.