Вокруг нового технического регламента было сломано много копий. Основным камнем преткновения на этапе его разработки были требования соответствия расположения органов управления автомобилем принятому в России правостороннему движению. 16 сентября стало известно, что новый техрегламент подписан премьер-министром и вступит в силу по истечении 12 месяцев со дня официальной публикации.
В результате, запрета на «правый руль» в 150-страничном документе, опубликованном на сайте правительства, нет. Однако, вводится ряд других ограничений.
Например, запрещается установка на легковые автомобили, включая внедорожники, и грузовики до 3,5 тонн так называемых «кенгурятников» – «выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками». Разрешены лишь металлические решетки массой до 0,5 кг для защиты фар.
Не допускается и наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, – например, столь любимых российскими водителями «елочек» и всевозможных амулетов на зеркале заднего вида.
В соответствии с новым техрегламентом нельзя будет ездить с трещинами на ветровом стекле или с цветной пленкой шире 14 см.
Госномера теперь запрещено закрывать «оргстеклом и другими материалами». Головки болтов, которыми крепится номер, не должны закрывать ни цифр, ни букв, ни флажка. В номере запрещено сверлить дополнительные дырки – даже если они не совпадают с местами для креплений на автомобиле. В таких случаях придется использовать переходные конструкции.
Ряд положений нового техрегламента вызвал неоднозначную реакцию у представителей автомобильных общественных организаций.
Так в техрегламенте четко сказано, что зарубежный производитель может иметь в России только одного официального дилера: “изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ”. По замыслу авторов документа, так проще следить за качеством поставляемой в Россию готовой техники и запчастей.
Президент московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев поясняет:
«Сейчас при таможне аккредитовано 249 фирм “белого списка”, которые могут ввозить в Россию автомобили. На самом деле собственников у этих фирм гораздо меньше, так что они просто спокойно поделят представляемые марки машин между собой. А вот мелкие независимые фирмы, которые разбавляли монополизацию, уйдут с рынка. Иные же юридические лица могут привезти один автомобиль одной марки раз в 12 месяцев».
Газета «Московский комсомолец» предполагает, что западные компании будут поставлены в условия, при которых лишатся возможности выбирать нескольких дилеров, чтобы они конкурировали между собой. Если же появится компания, которая предложит производителю лучшие дилерские условия, неизвестно, сможет ли тот быстро разорвать контракт с прежним партнером.
Господин Канаев прогнозирует, что в результате таких мер цены на запчасти поднимутся на 15—20%, сколь существенно вырастут в стоимости ввозимые иномарки, эксперт сказать не берется.
«Документ не является техническим регламентом», – заявляет Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». Техрегламент правозащитник называет протекционистским экономическим регулятором, «зачищающим» внутренний рынок от конкурентов.
Впрочем, есть и более взвешенные мнения. Александр Холодов, председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» не видит в пункте об одном представителе в России для каждой марки ничего страшного. «Речь идет о том, что у компании, не являющейся резидентом страны, должно быть официальное представительство в России. На числе дилеров это не отразится. То же самое происходит и сейчас».
Александр Холодов отмечает, что новое требование может отразиться лишь на ввозе эксклюзивных моделей, чьи производители не имеют российского представительства.
По материалам: Интерфакс, GZT.Ru, Московский комсомолец