Из расчета базовой ставки устанавливается размер транспортного налога во всех субъектах Федерации. Региональные власти имеют право самостоятельно устанавливать размер транспортного налога при условии, что он не превысит базовую ставку более чем в пять раз.
До сих пор базовая ставка составляла: 5 руб. с одной лошадиный силы для автомобилей мощностью до 100 л.с., 7 руб. если мощность находится в пределах 100 – 150 л.с., 10 руб. при мощности от 150 до 200 л. с., 15 руб. при 200 – 250 л.с. и, наконец, 30 руб.— при мощности автомобиля свыше 250 л.с.
Минфин рассчитывает, что после двукратного увеличения ставок региональные бюджеты пополнятся на 7,5 млрд. руб. в год.
В России уже есть регионы, которые практически исчерпали возможность повышения транспортного налога исходя из действующей базовой ставки. Это касается, к примеру, Санкт-Петербурга, где администрация города после принятия поправок в Налоговый кодекс планирует увеличить ставку налога. Так для автомобилей мощностью выше 250 л.с. она составит 300 руб. за лошадиную силу. То есть, владелец автомобиля мощностью 290 л.с., проживающий в Петербурге, будет платить ежегодно 87 тыс. руб. налога (вместо нынешних 43,5 тыс. руб.).
Столичные чиновники отмечают, что Москва до сих пор не исчерпала возможностей действующей базовой ставки, и экономической необходимости повышать транспортный налог пока нет. К примеру, владельцы авто мощностью до 100 л.с. в Москве платят 7 руб. с лошадиной силы, что в 1,4 раза выше базовой ставки. Нежелательна для московских властей и социальная напряженность, которая неизбежно возникнет в случае роста этого налога.
В том, что акции протеста будут, сомневаться не приходится. На следующий день после принятия в первом чтении поправок в Налоговый кодекс в Москве прошел несанкционированный автопробег против удвоения транспортного налога. Организовано мероприятие было московским отделением Федерации автомобилистов России (ФАР). Санкционировать автопробег власти города отказались.
В итоге около 200 автомобилей со стикерами «Нет повышению транспортного налога» выехали в субботу вечером с Зубовского бульвара с целью проехать по внутренней стороне Садового кольца до набережной Тараса Шевченко. Сотрудники ДПС тут же начали останавливать участников мероприятия и составлять протоколы об административных правонарушениях. По заявлениям организаторов акции, часто на одного водителя составлялось по 3-4 протокола.
В столичном ГИБДД заявляют, что несанкционированный автопробег фактически не состоялся – благодаря слаженным действиям ДПС и других подразделений МВД. Жалоб на плохое обращение от участников несанкционированной акции не поступало. Всего было составлено более 130 протоколов.
В Федерации автомобилистов России заявляют, что сейчас готовят жалобу в Конституционный суд против законопроекта об удвоении ставок транспортного налога.