Рынок в целом увеличивается в среднем на 20% ежегодно, сообщают аналитики агентства. Происходит перераспределение объемов между игроками. Об этом свидетельствуют данные, представленные на третьей конференции «Рынок подержанных автомобилей в России», проведенной аналитическим агентством для аналитиков и маркетологов 26 мая 2011 года в Москве.
По мнению директора «Автостата» Сергея Целикова, из всего объема рынка в 4,1 млн автомобилей, наиболее интересным для дилеров представляется сегмент иномарок в возрасте до 10 лет. На него приходится порядка 33,7% от общего объема продаж (1,38 млн шт.). Лидеры этого сегмента – модели Toyota Corolla, Ford Focus, Chevrolet Niva, Mitsubishi Lancer, Daewoo Nexia и Hyundai Accent.
«Рынок подержанных автомобилей интересен для дилеров, банков, страховых компаний. Российский рынок ищет модель, по которой он будет развиваться. Существуют европейская, американская модели, но по какой из них Россия будет двигаться к цивилизованному вторичному рынку – еще не ясно», – считает Сергей Целиков.
Рост продаж автомобилей с пробегом также отметил Ленар Шакиров, заместитель коммерческого директора ООО УК «ТрансТехСервис». По его словам, за 4 первых месяца в 2009 году компанией, работающей в Уфе, Казани и Набережных Челнах, было продано 72 автомобиля. За аналогичный период 2010 года – уже 177 шт. Итоги января-апреля текущего года превзошли предыдущий показатель еще на 104%. «Особой популярностью пользуются автомобили: стоимостью до 600 000 рублей, немецкие и японские модели, кроссоверы и внедорожники до 1 млн рублей», – пояснил эксперт.
Данные о росте продаж подержанных автомобилей привел в своем докладе и Виктор Беляков, коммерческий директор, ОАО «Модус Плюс» (г. Ростов-на-Дону; г.Краснодар) : в 2009 году было продано 653 машины, в 2010 году – 1468 шт. Рост составил 125%.
Одно из основных направлений развития дилерского бизнеса на вторичном рынке – это выделение направления «автомобилей с пробегом» в отдельный бизнес. Успешность такого варианта при применении профессионального подхода подтверждает Перепелов Александр, генеральный директор, ведущий бизнес-лаборант направления «Автомобили с пробегом» компании «HeadMadeLab». В 2009 году компания реализовала 392 автомобиля. После проведенных работ по созданию отдельного направления, в том числе нового бренда «Великан Авто» и сайта, в 2010 году продажи выросли до 689 единиц.
По словам Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», среди регионов России помимо Москвы и Санкт-Петербурга наибольшую емкость имеют Московская область, Краснодарский край, Ростовская и Челябинская области и Красноярский край.
Если в целом по стране около 4% рынка приходится на дилерские продажи, то в Москве по итогам 2010 года дилеры заняли более 20% вторичного рынка. Андрей Измалков, руководитель аналитического отдела компании «BlueFish» заявил, что в Москве очень высока конкуренция среди дилеров. По прогнозу аналитика, к 2015 году доля дилерских продаж на рынке автомобилей с пробегом вырастет до 30%.
Эксперты сходятся во мнении, что российский рынок подержанных автомобилей интересен для дилеров и ближайшее время будет развиваться быстрыми темпами. Об особенностях и направлениях развития высказались докладчики конференции. Аналитики отмечали, что развитие цивилизованного вторичного авторынка России невозможно без привлечения Интернет-технологий, так как Интернет при меньших общих затратах дает в 8,6 раз больше звонков и имеет в 18,6 меньшую стоимость звонка, чем пресса.
Игорь Мацкевич, руководитель направления «Автомобили с пробегом», Volkswagen Grup Rus заявил на конференции, что для дилеров этот сегмент рынка очень перспективен. В частности, компанией Volkswagen создан новый всемирный бренд для поддержки продаж автомобилей с пробегом «Das WeltAuto». В России, одной из первых стран, новый бренд представляют уже 22 дилера.
Андрей Измалков озвучил свой прогноз, согласно которому в 2011 году объем рынка подержанных автомобилей составит 4,4 млн шт., а объем выручки составит 51,9 млрд долларов США. Также эксперты считают, что вырастет количество зарубежных игроков на российском рынке, имеющих опыт продаж автомобилей с пробегом. В мегаполисах конкуренция усилится, дилеры будут искать новые рынки. Кроме того, через 2-3 года возможна экспансия крупных игроков в регионы (зависит от интереса региональных клиентов к данной услуге).