Чешский лифтбек Skoda Rapid с некоторым опозданием пришел на российский рынок. Чтобы выяснить, сможет ли он навязать конкуренцию в сегменте бюджетных малолитражек, мы устроили ему сравнительный тест с бестселлером Kia Rio
На европейский тест-драйв Skoda Rapid мы ездили в Словакию еще осенью 2012 г. Тот автомобиль был оснащен европейскими моторами и европейской подвеской. Российские же продажи лифтбека начались весной 2014 г. За это время было налажено производство в Калуге, а сам автомобиль был адаптирован к нашим непростым условиям эксплуатации. Он получил адаптированную для плохих дорог подвеску с увеличенным на 15 мм дорожным просветом, более мощные генератор и стартер, а также аккумулятор повышенной емкости. Снизу моторный отсек обзавелся защитой, а электрогидравлический усилитель рулевого управления, как мы и предполагали, был заменен на электрический. Кроме того, улучшилась антикоррозионная защита кузова.
Впрочем, и Kia Rio, производимый на заводе под Санкт-Петербургом, адаптирован для российских условий не хуже – где еще в этом классе встретишь обогрев рулевого колеса и лобового стекла? Разве что у родственного Hyundai Solaris. После трех лет производства Rio обновился. Автомобиль получил измененный дизайн фар и задних фонарей, бамперы со светодиодами, улучшенные материалы отделки салона, перепроектированный блок управления климатом, новую музыкальную систему и некоторые другие, не особенно заметные новшества.
Начальная цена Kia Rio составляет 469 900 рублей за версию с 1,4-литровым 107-сильным двигателем и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Если укомплектовать ее 4-диапазонным «автоматом», цена вырастет до 567 900 рублей. Наиболее доступный вариант с 1,6-литровым мотором мощностью 123 л.с. и 6-ступенчатой «механикой» стоит 585 900 рублей. Он же, но с 6-диапазонным «автоматом» обойдется покупателю не менее чем в 625 900 рублей.
Минимальная цена Skoda Rapid – 489 000 рублей. Столько стоит вариант с 1,2-литровым мотором мощностью 75 л.с. и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Далее следует модификация со старым 1,6-литровым 105-сильным мотором, которая предлагается за 539 000 рублей в версии с 5-ступенчатой «механикой» и за 584 000 рублей – с 6-диапазонным «автоматом». И, наконец, самый мощный вариант, оснащенный 1,4-литровым двигателем мощностью 122 л.с. и 7-ступенчатой трансмиссией DSG с двумя сцеплениями, продается по цене от 698 000 рублей.
Интересно, что базовая цена Rapid с 1,6-литровым мотором и «механикой» (539 000 рублей) заметно ниже, чем у Rio с таким же по объему мотором (585 000 рублей). Более того, 1,6-литровый Rapid с «автоматом» стоит на 1000 рублей дешевле, чем Rio с механической коробкой передач. Мы, честно говоря, думали, что будет все наоборот. Но если брать начальные модификации этих автомобилей с самыми скромными моторами, то тут преимущество уже за Kia. У нас же на тесте побывали 1,6-литровые версии, причем Rapid оснащен механической коробкой, а Rio – «автоматом».
Марка Skoda принадлежат концерну Volks-wagen, а значит, качество отделки интерьера у ее автомобилей должно быть на высочайшем уровне. Даже у такой бюджетной модели, как Rapid. С одной стороны, это действительно так: зазоры между салонными панелями минимальные, все кнопочки и рычажки включаются с четкими щелчками, и визуальное качество материалов на высоте. Правда, на ощупь пластик всюду жесткий, что, в принципе, неизбежно для машин такого класса. Но когда садишься в салон Kia, вдруг понимаешь, что его интерьер... лучше! Качество сборки не уступает Skoda, при этом пластик выглядит дороже, а приборная панель обшита кожзаменителем. Да и дизайн более живой и современный.
Правда, по эргономике лидерство уже за Skoda – бортовой интерфейс у Rapid более понятный. Впрочем, чешский лифтбек тоже не без греха. Так, автоматический режим у него имеет только водительский стеклоподъемник, и работает он лишь при опускании стекла. У Kia авторежим тоже предусмотрен только для водительского стекла, но в отличие от «чеха» оно не только самостоятельно опускается, но и поднимается.
По геометрии посадки за рулем опять выигрывает Rapid. Здесь все по-фольксвагеновски правильно, включая большие диапазоны регулировок руля и педалей. А вот в Rio возникает ощущение, что посадку подбирали под невысоких и длинноруких седоков. Сиденье даже в самом нижнем положении расположено очень высоко, а рулевому колесу не хватает настройки по вылету. В результате приходится сидеть либо с сильно согнутыми ногами, либо с сильно вытянутыми руками. Если же переместиться на правое переднее кресло, то окажется, что у него отсутствует настройка по высоте, в то время как у правого сиденья Skoda она имеется.
Пространству для ног на втором ряду чешского автомобиля позавидуют и модели парой классов выше. Если переднее сиденье настроено под человека ростом 180 см, то сидящий за ним пассажир такого же роста имеет запас перед коленями порядка 15 см! При этом над головой остается около 5 см свободного пространства. Однако на подголовник голову положить уже не получится – макушка упрется в ниспадающую крышу. На удивление, у Kia перед коленями всего на пару сантиметров меньше, зато над головой на ту же пару сантиметров больше, и голову, хоть и впритык, можно устроить на подголовнике. По удобству диваны у соперников примерно равны – двое седоков будут чувствовать себя вполне комфортно. Центральных подлокотников нет ни у того, ни у другого.
Багажник у Rapid необъятный и спланирован отлично. Единственная претензия – очень тяжелая пятая дверь. Когда в руках увесистые сумки, с ее поднятием могут быть проблемы – не мешало бы сюда установить более мощные пружины. У Rio багажное отделение не столь объемное, но для поклажи и здесь места достаточно. Под полом у обоих соперников находится полноценное запасное колесо. И у того, и у другого можно увеличить объем багажника, сложив спинку заднего дивана, при этом ровной площадки не получается ни у Skoda, ни у Kia , что, впрочем, совсем не страшно.
Skoda Rapid благодаря родству с Volkswagen является полноценным представителем немецкой школы. Сцепление информативное, а рычаг механической трансмиссии имеет четкие небольшие ходы. При этом первая, третья и пятая передачи расположены очень близко – настолько, что с непривычки можно ошибиться. Двигатель бодро рокочет и радует хорошей тягой благодаря сближенным передачам – на третьей можно спокойно поворачивать на перекрестках. А вот на загородной трассе приходится жалеть об отсутствии шестой передачи, так как мотор работает на высоких оборотах, что не способствует экономичности.
У Kia Rio двигатель развивает почти на 20 л.с. больше, чем у Skoda, при одинаковом объеме 1,6 л. В связи с этим фактом разгон у корейского автомобиля ощущается не менее интенсивным, несмотря на наличие медлительной автоматической трансмиссии. Зато «автомат» работает очень плавно. Тяги при этом хватает в большинстве дорожных ситуаций, в том числе и за городом. А наличие шестой передачи позволяет экономить топливо и на высокой скорости.
Тормоза хорошо работают у обоих автомобилей, но у Skoda педаль более точная и информативная, отчего замедлением управлять удобнее.
Немецкая школа настроек шасси выводит чешский лифтбек в лидеры этого теста по управляемости. Устойчивость на прямой «железобетонная». При этом Rapid игнорирует колейность и другие неровности, продолжая, словно по рельсам, следовать намеченному водителем курсу. Если закрыть глаза, можно запросто представить, что едешь на VW Passat или даже на Audi A6, настолько автомобиль непоколебим. И на извилистой трассе шасси ведет себя блестяще – Rapid едет очень собрано и точно, с минимальными кренами. В высшей степени позитивные впечатления вызывает и рулевое управление. «Баранка» острая – всего 2,5 оборота от упора до упора. При этом на высокой скорости никакой нервозности, а в виражах – точные и быстрые реакции. И информативность великолепна. Блеск!
Rio слегка рыскает в колее, хотя в целом и этот автомобиль ведет себя на автомагистрали неплохо (просто в сравнении с Rapid настройки его шасси несколько меркнут). «Кореец» не столь быстр в виражах, чуть больше кренится и менее точен. Если Skoda может доставить удовольствие активному водителю, то Kia как бы говорит ему, что он предпочитает спокойную и уравновешенную езду, без визга «резины» в виражах. Вторит настройкам шасси и «спокойный» руль, совершающий от упора до упора ровно три оборота. По быстроте реакций, информативности и точности он не сравнится с соперником, но в целом и его настройки не вызывают нареканий.
Платить за отточенную управляемость Skoda приходится ездовым комфортом. Подвеска хоть и настроена мягче, чем у европейской версии, все равно довольно жестка: ни одна кочка или трещинка асфальта не останется незамеченной. А на волнистом загородном покрытии автомобиль начинает подбрасывать седоков на волнах. Зато энергоемкость у подвески отличная – на разбитой дороге хоть и трясет, зато пробоев нет.
Kia Rio по относительно ровному асфальту едет мягче, чем Skoda Rapid. Особенно впечатляет способность его подвески «растворять» заплатки и трещины асфальта, а также трамвайные пути. А на булыжной мостовой корейская машина несет своих седоков словно на воздушной подушке, в то время как «чех» в этих условиях напоминает вибростенд. Правда, на волнистой дороге у «корейца» начинается раскачка, а на разбитом асфальте энергоемкости шасси уже не хватает – подвеска «ловит» жесткие пробои. Интересно, что, когда мы ездили на Kia Rio в прошлый раз, примерно полтора года назад, его подвеска была настроена заметно жестче. Видимо, инженеры компании до сих пор пытаются найти золотую середину для наших дорог. Но это непросто – в одном выигрываешь, в другом теряешь. Словом, при нынешних настройках на Kia Rio стало комфортнее, чем раньше, ездить по более-менее ровным дорогам ценой энергоемкости на плохих трассах. Так что для разбитых направлений лучше выбирать Skoda Rapid.
Обычно автомобили класса «В» отличаются отсутствием нормальной шумоизоляции, однако наши соперники по этому параметру показали себя на удивление хорошо. Конечно, тишины бизнес-седанов от них ждать не приходится, но в целом акустический комфорт и в Skoda, и в Kia на высоте. У обоих звук двигателей довольно громкий на высоких оборотах и не особенно мелодичный, но раздражения не вызывает. Шум набегающего воздушного потока на высоких скоростях слышен отчетливо, но он не выходит за пределы комфортной зоны. И на удивление тихо ведут себя шины. Впрочем, оба тестовых экземпляра были «обуты» в качественные покрышки, и при установке дешевой «резины» ситуация может измениться.
Честно говоря, перед началом теста мы считали, что Skoda выиграет «в одни ворота». Rapid, собственно, и выиграл, но легкой его победу не назовешь. Да, Kia Rio не азартен, и у него нет такого совершенного, как у Skoda, шасси. Зато корейский седан порадовал отличным по качеству салоном и почти не проиграл по вместимости для задних пассажиров. Более того, при городской езде Kia оказался более комфортным. А еще на московской автомойке за Rapid с нас взяли 450 рублей, в то время как за Rio только 350. Тоже аргумент...
Технические характеристики Kia Rio 1.6 | |
---|---|
Габариты, мм | 4370х1700х1470 |
Колесная база, мм | 2570 |
Колея спереди/сзади, мм | 1495/1502 |
Диаметр разворота, м | нет данных |
Клиренс, мм | 160 |
Объем багажника, л | 500 |
Снаряженная масса, кг | 1151 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1591 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 123/630 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 155/4200 |
Привод | передний |
Трансмиссия | автоматическая 6-диапазонная |
Тормоза спереди/сзади | вентилируемые дисковые/дисковые |
Шины | 185/65 R15 |
Макс. скорость, км/ч | 185 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 11,2 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,4 |
Объем бака, л | 43 |
Технические характеристики Skoda Rapid 1.6 | |
---|---|
Габариты, мм | 4483х1706х1461 |
Колесная база, мм | 2602 |
Колея спереди/сзади, мм | 1463/1500 |
Диаметр разворота, м | 10,2 |
Клиренс, мм | 143 |
Объем багажника, л | 530 |
Снаряженная масса, кг | 1155 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 105/5600 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 153/3800 |
Привод | передний |
Трансмиссия | механическая 5-ступенчатая |
Тормоза спереди/сзади | вентилируемые дисковые/барабанные |
Шины | 185/60 R15 |
Макс. скорость, км/ч | 193 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,6 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,4 |
Объем бака, л | 55 |
2000 - сегодня