Фитнес – это не спорт и не физкультура. Это образ жизни. Истинный поклонник фитнеса достаточно обеспечен, чтобы позволить себе престижный спортклуб с суперсовременными тренажерами, персонального тренера и экологически чистые пищевые добавки. И хотя физические упражнения – всего лишь хобби в свободное от работы время, полученные результаты порой позволяют достойно выступать на любительских соревнованиях… Автомобили “BMW Alpina” умеют невероятно быстро ездить как по прямой автостраде, так и по извилистым серпантинам, но язык не поворачивается назвать их спорткарами. Это вещь в себе. Выдающиеся ходовые характеристики здесь не самоцель, а естественное дополнение к эксклюзивности, качеству и комфорту. Такова философия “Alpina”.
СЛОВО “философия” звучало буквально на каждом шагу. Впрочем, это воспринималось вполне естественно в стране Гегеля и Канта, и даже вполне русское название конечной цели нашей поездки – городка Бухлоэ (по-немецки произносится как “Бухло”) недалеко от Мюнхена – не отвлекало от возвышенных мыслей. Именно так. Знакомство с автомобилями “Alpina” начинается не с лошадиных сил и секунд до “сотни”, а с постижения философии фирмы. Как сделать идеальный автомобиль для сибарита, обладающего чувством вкуса и меры и любящего скорость? Берем продукт одного из лидеров мирового автопрома и каждое его положительное качество вручную возводим в абсолют, что невозможно при массовом производстве. Но упаси вас бог при разговоре с представителем фирмы назвать это тюнингом! Здесь полноценная фабрика, пусть и небольшая, наделенная статусом автопроизводителя по стандартам ISO с 1983 года. К тому же на все автомобили “Alpina” распространяется заводская гарантия от BMW. Каждый двигатель собирается и доводится одним мастером. На фабрике есть и шорная мастерская, где изготавливается отделка салона из элитных сортов кожи и алькантары. Подчеркнуто роскошная кожаная обшивка интерьера – непременный атрибут каждого автомобиля.
Седан “B3” сочетает в себе скорость, стиль и практичность.
Аэродинамика купе “B3” – одна из лучших в классе.
Насколько важен российский рынок для “Alpina”? На это указывает хотя бы тот факт, что тест-драйв новинок Франфуртского автосалона 2007 года – моделей серии “В3 Bi-Turbo” – сначала устроили для наших журналистов и лишь потом – для немецких коллег.
Торопливая раздача ключей зажигания без жала (во всех новых “Альпинах” используется кнопка “старт-стоп”), и я оказываюсь за рулем седана “В3 Bi-Turbo”, окрашенного в традиционный синий цвет “Alpina Blue”. Петляя по извилистым загородным дорожкам, пробираюсь к автобану. “Ты куда разогнался? Т ут больше “сотни” нельзя ездить!” – торопливо осаживает меня коллега. Ну вот, стоило на относительно прямом участке чуть отвлечься на пасторально-чистенький пейзаж за окном, выпустив из поля зрения спидометр, как допустимый лимит сразу был превышен на 60 км/ ч. Набор скорости произошел мгновенно и совершенно незаметно – ни тебе грозного рева двигателя, ни повышенной вибрации. Сбрасываю скорость до положенного предела. Да я пешком быстрее хожу! Где острые ощущения?! Автомобиль бесстрастно прописывает крутые повороты, как в компьютерном симуляторе. Вот что значит идеальная развесовка по осям в пропорции 50:50. Плюс настроенная альпиновскими инженерами подвеска, сводящая к нулю крены кузова, но не в ущерб комфортности езды. Свою лепту вносят и внушительные 18дюймовые 20-спицевые колеса, обутые в особо цепкую резину “Michelin Pilot Sport 2”. Кстати, как опцию можно заказать диски и на дюйм больше.
Вот и автобан. Газ в пол, и шестиступенчатый спортивный “автомат” с технологией “Switch-Tronic” от фирмы ZF начинает быстро и мягко перебирать передачи. Да-да, гидромеханический “автомат”! На автомобилях “BMW Alpina” вы не встретите ни механики, ни знаменитой роботизированной коробки SMG. Никаких резких переключений и рывков, только плавное ускорение – такова философия фирмы. Можно, конечно, поучаствовать в этом процессе, меняя передачи покачиванием рычага, но тягаться в расторопности с умным механизмом вскоре становится не очень-то интересно…
– А ведь с роботизированной коробкой машина могла бы разгоняться еще быстрее, – заметил я вслух уже потом, в присутствии представителя фирмы. На что тот невозмутимо ответил:
– Мы не ставим целью добиться максимально возможной динамики. Наши клиенты не должны ради этого терять ни грана комфорта. – И добавил – Это наша философия.
На все “Альпины” 3-й серии можно заказать шикарный кожаный салон по индивидуальному вкусу.
…Стрелка спидометра доползла до отметки “270” – еще 15 км/ч, и я достигну максимальной паспортной скорости. Но тут какой-то “тихоход”, мирно ехавший на 200 км/ч, неожиданно перестроился в левый ряд – откуда ему было знать, что синяя точка на горизонте через несколько секунд окажется рядом с ним. Тормоз! Автомобиль без намека на колебания и рыскания стремительно осаживается на безопасном расстоянии от заднего бампера впередиидущей машины…
Выбрав подходящий момент, останавливаюсь и резко стартую с места. Деревья и столбы по краям дороги превращаются в размытую картинку: по документам разгон с места до 100 км/ч составляет 4,8 с. Результат, достойный суперкара. Но, повторю, “В3 Bi-Turbo”, как и любая другая “Alpina”, – не суперкар в привычном понимании этого слова. Это комфортабельный экипаж для быстрого перемещения во времени и пространстве. Например, от автомобилей BMW М-серии “Альпины” отличаются не только сознательным уходом от брутальной спортивности – у них иная концепция двигателя. В отличие от инженеров баварского концерна, ратующих за атмосферные моторы, на предприятии “Alpina” выступают за компрессорные двигатели. Трехлитровый шестицилиндровый силовой агрегат на “моем” седане развивает 360 л.с., а его крутящий момент достигает внушительных 500 Нм при 3.800-5.000 об/мин, причем 400 Нм он начинает выдавать уже с 1.300 оборотов, обеспечивая уверенный старт с самых “низов”. Основой для этого турбомотора послужил базовый рядный двигатель BMW с самой передовой на сегодняшний день технологией впрыска – инжекторами, расположенными по центру над поршнями. Стандартные поршни здесь заменили особо высокопрочными от фирмы “Mahle”, что позволило добиться давления воздуха 1,1 бара при степени сжатия 9,4 к 1. В итоге с каждого литра двигателя удалось “снять” по 120 л.с.
Но не только мощность мотора обеспечивает столь внушительные динамические показатели. “Автомобиль должен быть легким” – не устает повторять основатель “Альпины” Буркард Бовензипен. Шестицилиндровый турбомотор с алюминиевым блоком цилиндров гораздо легче восьмицилиндрового “атмосферника” схожей мощности. Добавьте сюда “вылизанную” аэродинамику, и окажется, что автомобиль может потягаться с более “вооруженными” соперниками. В частности, представители “Альпины” намекали, что “В3 Bi-Turbo” по ездовым характеристикам не уступает некоему “суперкару из Ингольштадта” мощностью 420 л.с. При этом двигатель “Альпины” обладает довольно скромным по суперкаровским меркам аппетитом – в городе он потребляет всего 14,1 л на 100 км, а на трассе и того меньше – 7,3 л, что обеспечивает седану приличный запас хода – до 600 км. И это дополнительный показатель комфорта – владелец такого автомобиля должен как можно реже обременять себя суетными заботами вроде заездов на АЗС.
Купе-кабриолет “В3” снабжен складывающейся жесткой крышей.
А теперь пересядем на купе “В3 Bi-Turbo”. В отличие от более практичного седана это настоящий роскошный экипаж для эгоиста, что, впрочем, не мешает в случае необходимости разместить с должным удобством еще трех человек, забросив при этом в багажник пару объемистых сумок. Но главное – купе красиво той спокойной и уверенной красотой, которая свойственна всем высокотехнологичным аппаратам, будь то сверхобтекаемый поезд на магнитной подушке или истребитель-перехватчик. Такие ассоциации возникают не на пустом месте. По аэродинамике купе можно сравнить с лучшими образцами спорткаров. На ходу возникает ощущение, что автомобиль еще более цепко держит дорогу и охотнее ныряет в повороты, чем седан. Пусть разница не столь велика, но все же повадки купе кажутся более спортивными. Так и есть – хотя технически оно почти полностью повторяет седан, но подвеска ради лучшей управляемости сделана более жесткой. Прибавьте сюда повышенную жесткость трехдверного кузова – и получите хирургически точную реакцию на руль. Разгон до “сотни” и максимальная скорость тоже совпадают с динамикой седана, но за счет лучшей обтекаемости расход топлива ниже на 0,1 л.
К сожалению, самый красивый автомобиль в гамме “В3” нам удалось увидеть только на рекламных проспектах – “живого” образца в тот момент на предприятии не оказалось. Речь идет о кабриолете “В3 Bi-Turbo” с полностью складывающейся жесткой крышей. Характеристики двигателя у машины такие же, как у седана и купе. Чтобы сохранить жесткость открытого кузова, потребовались дополнительные усиливающие элементы, и масса автомобиля возросла на 200 кг. Однако на динамических характеристиках это не слишком отразилось. Время разгона до 100 км/ч увеличилось на 0,2 с, а максимальная скорость сократилась на 5 км/ч.
Нам удалось для сравнения опробовать еще одну “трешку”, которая пока что не будет поставляться в Россию. Это дизельный универсал “D3” с двигателем мощностью 200 л.с., оснащенный механической коробкой передач. Автомобиль в основном рассчитан на молодых покупателей, которые только начинают приобщаться к миру “Alpina”. Машина лишена некоторых опций и электроприводов, но, как и основные модели, щеголяет прекрасно сделанным кожаным салоном. Представитель “Alpina” в России компания “ABTODOM” полагает, что их клиенты не поймут сочетания “массовый эксклюзив”, да еще и с дизелем, и продажи будут минимальными. Поэтому дорогостоящая сертификация “D3” в нашей стране просто невыгодна. Остальные модели “В3 Bi-Turbo” ожидаются у нас в марте будущего года.
Новая “пятерка” снаружи и внутри практически не отличается от предшественницы. Основное различие – под капотом.
ДВЕ ДРУГИЕ премьеры не являются новинками в полном смысле этого слова. Рестайлинговые “В5 S” и “В6 S” представляют собой обновленные седан “В5” и купе “В6”, которые, в свою очередь, являются прошедшими “фитнес-подготовку” от “Alpina” BMW 5-й и 6-й серий. В прошлом году мы уже опробовали предыдущие модели (Клаксон № 9 ‘2006) и вот испытываем их следующее поколение.
Седан “В5 S”. Да, впору поиграть в “найдите десять отличий”… Внешне автомобиль практически не изменился, разве что бампер получил дополнительную продольную планку. Может быть, основные различия проявятся на ходу? Так и есть! Судя по впечатляющему размыванию картинки за окном (комфорт скрадывает физические ощущения разгона), можно подумать, что автомобиль получил новый, более мощный двигатель. Сверяюсь с технической документацией. Да нет, все тот же 4,4-литровый V8 с радиальным компрессором типа “Наутилус” – особым видом наддува, который взял все лучшее от традиционного турбонагнетателя и компрессора и не отнимает у двигателя часть мощности на высоких оборотах. Однако двигатель все же подвергся серьезной доработке. Инженеры “Альпины” изменили угол установки распределительных валов, чтобы оптимизировать процесс сгорания топлива и снизить температуру отработанных газов. Это позволило прибавить к прежним 500 л.с. еще 30 “лошадок”, а крутящий момент увеличился с 700 до 725 Нм. Причем максимальная мощность становится доступна уже при 5.500 об/мин. Многим атмосферным двигателям большего объема такие показатели недоступны. В результате большой седан способен разогнаться до 100 км/ч за 4,6 с и достичь максимальной скорости 317 км/ч.
Но стихия новой “пятерки” – не только автобаны. Она способна прописывать лихие петли и на узеньких загородных дорогах с изяществом карта. Этому во многом способствует система электронной регулировки подвески EDC от компании “SACHS Race Engineering”. Пока дорога гладкая, система сохраняет подвеску достаточно мягкой, но стоило мне наехать на мельчайшую неровность, как автомобиль тут же распознавал изменение инерционных сил, и амортизаторы вмиг становились жесткими, сохраняя прямолинейность движения. А что произойдет, если нажать кнопку “Sport” на средней консоли? Теоретически я знаю, что сейчас подвеска перенастроилась на спортивный лад и приобрела большую жесткость. Но в салоне это почти не ощущается – ровная загородная дорога и лимит скорости не дают почувствовать все изменения. А на автобане спортивный режим дает о себе знать, когда скорость переваливает далеко за 200 км/ч.
На автостраде полный аншлаг. Стремительные разгоны приходится чередовать с резкими торможениями. Но голова при этом не стремится врезаться в лобовое стекло, да и на ремнях не повисаешь, несмотря на то, что большой седан оттормаживается с 200 км/ч всего за 5,5 с. Даже огромные тормозные диски лишены, казалось бы, обязательной для сверхбыстрых машин перфорации. Все должно быть очень плавно, хотя и чрезвычайно быстро – такова, как вы уже догадались, философия фирмы. Несмотря на позднюю осень, в день теста было сухо и солнечно. А если бы накрапывал дождь, то автоматика периодически подсушивала диски, слегка прижимая их к колодкам, чтобы тормоза всегда были наготове. Такая функция активизируется, как только датчик дождя включит “дворники”.
Роскошь отделки “B6 S” – под стать их незаурядным ходовым характеристикам.
Теперь опробуем топмодель фирмы – роскошное купе “В6 S”. По сравнению с прошлогодней версией “эска” стала более стильной и выразительной. Самая яркая деталь в ее облике – новая крышка капота с продолговатой центральной выштамповкой, оканчивающейся двумя прямоугольными, обращенными к водителя “ноздрями”, затянутыми стальной сеткой. Но это не главное – сама крышка изготовлена из стекловолокна и карбона, что существенно облегчило переднюю часть автомобиля и улучшило развесовку по осям.
Пусть технически купе почти полностью соответствует седану, но по впечатлениям это, безусловно, самый комфортабельный автомобиль из представленных на тест. Тело невесомо покоится на удобном сиденье, подвеска готова неощутимо поглотить мельчайшую неровность дороги. На мгновение показалось, что я не еду в автомобиле, а плыву в воздухе с крейсерской скоростью 250 км/ч. А кто, собственно, решил, что удовольствие от быстрой езды обязательно должно сопровождаться экстремальными перегрузками, вдавливанием в кресло при разгоне и сводящими шею боковыми ускорениями?! Свою лепту вносит и более совершенная, нежели у седана, аэродинамика. За счет лучшей обтекаемости разгон до 100 км/ч на 0,1 с лучше, чем у седана, а максимальная скорость выше на 1 км/ч. Казалось бы, цифры не очень значительны, но в мире быстроходных автомобилей борьба за доли секунд не менее упорная, чем у спортсменов-олимпийцев. И не каждый автомобиль сможет приблизиться к олимпийским рекордам с непринужденностью любителя фитнеса.
В Россию также будет поставляться кабриолет “В6 S”, который нам, как и его “младшего брата”, не показали воочию. В отличие от открытой “трешки” он снабжен не жесткой крышей, а мягким верхом. А в остальном – во многом унифицирован с купе “В6 S”, включая капот из композитных материалов. Как и полагается открытым автомобилям, кабриолет почти на 200 кг тяжелее купе, соответственно он немного уступает в динамике.
Традиционная фраза “на рынке автомобиль призван соперничать с…”, похоже, останется незавершенной. Глава фирмы Буркард Бовензипен полагает, что его автомобили слишком специфичны, чтобы напрямую конкурировать с какими-то конкретными моделями. Признанные суперкары для этого слишком спортивны, а шикарные люкс-модели недостаточно быстры. Собственно, в том и заключается эксклюзивность его машин. Такова философия “фитнес-каров” от “Alpina”.
Краткая техническая характеристика “BMW Alpina В3 Bi-Turbo” | |||
седан | купе | кабриолет | |
Габаритные размеры, см | 452х181,7х142,2 | 458х178,2х139,5 | 458х178,2х138,5 |
Собственная масса, кг | 1.570 | 1.560 | 1.770 |
Двигатель | рядный, 6-цил., 3 л, с двойным турбонаддувом | ||
Мощность, л.с. | 360 | ||
Крутящий момент | 500 Нм при 3.800-5.000 об/мин | ||
Коробка передач | 6-ступ., автоматическая, Switch-Tronic | ||
Тип привода | задний | ||
Максимальная скорость, км/ч | 285 | 285 | 280 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 4,8 | 4,8 | 5,0 |
Средний расход топлива, л/100 км | 9,8 | 9,7 | 9,9 |
Запас топлива, л | 63 |
Краткая техническая характеристика “BMW Alpina” (“В5 S” и “В6 S”) | |||
“В5 S” | “В6 S” | “В6 S” кабриолет | |
Габаритные размеры, см | 484,1х184,6х146,8 | 482,9х185,5х137,1 | 482,9х185,5х137,1 |
Собственная масса, кг | 1.720 | 1.720 | 1.930 |
Двигатель | V8, компрессорный, 4,4 л | ||
Мощность, л.с. | 530 | ||
Крутящий момент | 725 Нм при 4.750 об/мин | ||
Коробка передач | 6-ступ., автоматическая, Switch-Tronic | ||
Тип привода | задний | ||
Максимальная скорость, км/ч | 317 | 318 | 313 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 4,6 | 4,5 | 4,8 |
Средний расход топлива, л/100 км | 12,3 | 12,3 | 12,8 |
Запас топлива, л | 70 |
2005 - 2010
2006 - сегодня
≈3 648 836 руб.