В канун своего 50-летия популярный спортсмен и тренер Александр Жулин о проблемах российского фигурного катания, рецепте от “звездной болезни” и о том, как известность помогает в общении с гаишниками
- В советское время фигурное катание было очень популярно, конкуренция была огромной. Если пара попадала в тройку лидеров в СССР, значит была лучшей из лучших и, как правило, брала призовое место на международных соревнованиях. В 90-е годы многие дворцы спорта закрылись, да и большинству людей стало не до спорта. Спад, который мы наблюдаем сегодня, – логичное следствие перестройки. Именно поколение, которое начинало заниматься в 90-х, представляло Россию на зимней Олимпиаде в Ванкувере, где мы выступили очень слабо. Так что дело не в том, что теперь школа хуже, просто в стране не стало жесткой внутренней борьбы, естественного отбора. С середины 2000-х ситуация изменилась в лучшую сторону. Благодаря телевизионным шоу “Танцы на льду” и “Ледниковый период” люди начали активно интересоваться фигурным катанием, повели своих детей в секции. Так что лет через пять-десять мы снова будем всех “рвать”.
- На льду провожу ежедневно по семь-восемь часов. У меня сейчас очень большая нагрузка, потому что веду и юниорские, и взрослые пары. Ежегодно летом мы ездим на сборы в Латвию, где тренировки занимают еще больше времени – по 10–12 часов в день. Формула успеха в спорте описывается тремя “т”: трудолюбие, терпение, талант. Причем достижения на 70% зависят от первого. За свою жизнь я встречал много талантливых, но слабохарактерных людей, которые не выдерживали нагрузок и бросали.
- На своей машине. У меня Audi Q7, забиваю багажник необходимыми на месяц вещами – и вперед. Обычно добираюсь с одной остановкой, но в прошлом году поставил личный рекорд – ехал без перерыва 14 часов.
- Очень люблю водить. И люблю хорошие машины. Уже 15 лет не изменяю немецким маркам. Сначала ездил на BMW, потом пересел на Mercedes-Benz E-Class, а лет пять назад попробовал Audi. С тех пор перепробовал разные модели – A6, A7 и даже на А8 сам за рулем ездил. Мне, кстати, нравилось! Да и гаишники никогда не останавливали, видимо, думали, что если машина представительского класса, то за рулем водитель, который только что высадил какого-нибудь большого чиновника и направляется в гараж. Что толку его проверять?
- В Q7 мне все нравится. Мечтаю разве что о функции удаленного запуска двигателя. Чтобы выйти на балкон, нажать кнопку и машина начала прогреваться. Садишься в нее зимой, а в салоне уже тепло, можно сразу ехать. Но, думаю, это просто в моей комплектации такой системы нет. Зато мой автомобиль может самостоятельно парковаться. Первый раз, когда эта функция включилась, я испугался! Так необычно, когда руль сам поворачивается, а ты только жмешь на педали. С помощью этой функции достаточно большая машина может втиснуться в, казалось бы, маленький просвет, что очень важно в современном мегаполисе.
- В городе они нужны, это вопрос безопасности. А вот зачем нужно ограничивать скорость за городом, не понимаю. У меня машина с 5-литровым двигателем, и когда я выезжаю за МКАД по Звенигородскому шоссе, хочу разогнаться и быстрее добраться домой. Но меня фотографируют и затем присылают штраф. Не понимаю, почему на хорошей трассе нужно ставить камеры? В Германии на автобане ты можешь лететь и 160 км/ч, и больше, а у нас даже на нормальных дорогах ограничения. Это просто смешно.
- Иногда помогает. Например, когда сотрудник ГИБДД узнает и говорит, что я любимец его жены, после чего отпускает. Причем до телевизионных шоу никого особо не волновало, что я тренер российских чемпионов, а вот затем стали узнавать на улицах. Это приятно. Напрягает только, когда нахожусь с семьей в общественном месте, а все подходят, фотографируются и берут автографы на салфетке. Но к этому нужно относиться спокойно.
- Бывает, что у ребят сносит крышу, но примеры приводить не буду. Чаще всего это начало конца. Почувствовав себя звездой, человек расслабляется. И если что-то перестает получаться, начинает обвинять в этом всех: партнера, что не тянет; тренеров, что не так учат; родителей, что плохо воспитали; заливщиков, что скверно положили лед. Виноваты оказываются все, кроме него самого. Я стараюсь пресекать такие ситуации объяснениями. Если человек умный, поймет; если дурак, ему уже не поможешь – его будет заносить, и дольше двух лет он в спорте не продержится. Хорошо, что ко мне известность пришла в зрелом возрасте. На первый чемпионат мира попал в 26 лет, а широко узнаваемым стал только после “Танцев на льду” на Первом канале. Так что меня эта болезнь обошла стороной. Хотя, наверное, все зависит от человека и его воспитания. Я знаком со многими известными людьми, и большинство из них очень скромные люди. Мой кумир – Роберт Де Ниро. Однажды я присутствовал на его интервью. Он скромно сидел, отвечал на вопросы, глаза в пол. И лишь когда фотограф попросил что-то изобразить лицом, человек изменился, сразу показал всю свою звездность. Но это уровень профессионализма, а не выпендреж!
- Хожу в тренажерный зал, играю в футбол, теннис. Но больше всего люблю дома смотреть кино, в будни на это времени не хватает. Стараюсь также помогать жене с нашей маленькой дочкой Катей.
- Свою старшую дочь Сашеньку я поставил на коньки и водил на теннис. Она выбрала второе. Я рад этому. И Кате навязывать ничего не буду. Даже если она захочет пойти в юридическую школу, поддержу. Мне ее выбор, конечно, будет непонятен, но кто-то же в семье должен быть умным (смеется).
Александр Жулин родился 20 июля 1963 г. в Подмосковье. Фигурным катанием начал заниматься с пяти лет и уже в школьном возрасте участвовал в соревнованиях. В 17 лет из одиночников перешел в парное катание, где и добился выдающихся успехов. В 1992 г. в паре со своей первой женой Майей Усовой завоевал бронзовую медаль Олимпиады, а на следующих играх пара выиграла “серебро”. Впоследствии спортсмены ушли в профессиональное фигурное катание и выступали в различных шоу, позже этот брак распался. Перейдя на тренерскую работу, Александр не раз приводил своих воспитанников на высшие ступени пьедесталов Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы. В качестве участника и тренера выступал в телепроектах “Звезды на льду” и “Ледниковый период”.