Ростислав Хаит из “Квартета И” о том, как рождается юмор, своих маленьких радостях и “дозированной поневоле” популярности
Отличий немного. Много, как я бы выразился, смешного и одновременно неглупого. Это вовсе не означает, что все смешное обязательно глупое, просто мы всегда стараемся создавать юмор, над которым можно подумать. В “Быстрее, чем кролики” гораздо больше сюжета. Он интригует, зрителю не ясно, что будет происходить дальше.
В основе нашего фильма лежит спектакль “Квартета И”, премьера которого состоялась аж в 2005 г., задолго до появления “Мальчишника”. Да, в начале есть схожие моменты: мужчины после бурного веселья просыпаются и не понимают, где они, что произошло. Но голливудские продюсеры тщательно мониторят ситуацию на театральных и кинорынках, и не исключено, что именно они воспользовались нашими идеями. Впрочем, замысел не эксклюзивен. Вспомните “А поутру они проснулись” Василия Шукшина.
Единственный интерес, который я к ним испытываю, только как к средству передвижения. В смысле удобств они тоже полезны. В плане же дешевых “понтов” машины мне абсолютно безразличны. Должен признаться, что вообще не умею водить. Поэтому некоторое время назад, когда все-таки начал пользоваться автомобилем, меня возил водитель. Соответственно, тот Lexus LX 570 могу оценивать только как пассажир.
Прекрасно! Очень комфортабельный и просторный салон, удобные кресла, хорошая “музыка” и система климата. На мой взгляд, модель очень мощная, солидная. Серьезная машина! Правда, другой у меня и не было.
Нет. Живу недалеко от театра и практически круглогодично хожу пешком, а если езжу, то обычно с Лешей (Леонид Барац из “Квартета И”. – Прим. ред.). Но в период, когда меня возил Lexus, в моей жизни была еще одна маленькая радость: вышел из подъезда, сел в теплую машину, открыл “Спорт-Экспресс”… Тебя везут, а ты читаешь...
Еда. Не то чтобы я гурман – это абсолютно приземленные плотские удовольствия. Я, например, знаю, что в этом ресторане готовят самое вкусное мясо в городе, в этом – отменные домашние котлетки, в этом – всегда свежий сыр бурата. Хорошего вина люблю выпить. Из тех же маленьких радостей – прослушивание любимой музыки.
Хотя мы называемся квартетом, нас пятеро. Помимо Леши Бараца, Камиля Ларина и Саши Демидова есть режиссер Сергей Петрейков. Этой командой и работаем: почти каждый день уже более 13 лет к часу дня приходим в ДК имени Зуева, где идут все постановки “Квартета И”, и пишем. Бывает, до полуночи, когда нет спектакля, или до шести вечера, если выходить на сцену.
Это трудная работа. Всегда преодоление, причем не из-за денег, а ради творческого результата. Конечно, у нас случаются и ссоры, причем серьезные. Но есть понимание: ты общаешься с близкими людьми, с которыми смотришь в одну сторону. Когда выпиваю, меня “пробивает” в назидательность: начинаю нудеть, мол, много работаем. С другой стороны, это же очень важно! Есть люди, которые трудятся мало, но обладают талантом и успешны. А по мне не важно, талантливый ты или нет, – надо работать. Хотя я сам, например, человек работоспособный, но не трудолюбивый.
Спорим до запятой. “Убиваем” друг друга, потом, поразмыслив, думаем: зачем? Наверное, очень серьезно относимся к своему делу.
Не могу сказать. С авторской точки зрения – от трети до половины, математика здесь не работает. Одесский юмор ведь тоже очень разный. Поясню, что имею в виду. Мы с Лешей – южане, в нас сохранился общий позитивный фон от жизни. Мы с ним непохожи, но ощущение, что все должно быть хорошо, в нас присутствует. Сергей Петрейков – москвич, склонный скорее к мизантропии. Если все плохо, значит так и должно быть. Сочетание разных от природы людей, но одинаковых в самовыражении и придает некий объем тому, что мы делаем. Так и на сцене: Саша и Камиль, опять же, разные. Но зритель понимает язык, на котором мы к нему обращаемся, хотя видит разные личности.
Эта пришло само собой. Планка нашей популярности не высока, но и не низка. Кино мы снимаем раз в два года, вводим в репертуар новый спектакль раз в три-четыре года. Но на ТВ так и не удалось сделать программу, которая стала бы хитом, была цикличной, просуществовала хотя бы один телесезон. Есть какие-то разовые появления в программах наших друзей, но обычно они происходят по какому-либо поводу. Признаюсь, если бы предложили какие-то сумасшедшие деньги за работу на Первом канале, не пошли бы. Я это называю “дозированностью поневоле”, она нас очень устраивает.
Думаю, наша аудитория, если обобщать, это нормальные, адекватные люди. Если более конкретно, то они – представители среднего класса. В России, с моей точки зрения, их становится все больше, что меня очень радует. Это люди, которые сами зарабатывают деньги, сами несут ответственность за свою жизнь, это мужчины и женщины в возрасте от 25 до 55 лет. Конечно, не исключаю, что 70- или 15-летним у нас тоже понравится, но это уже не наша целевая аудитория. Сергей Довлатов сказал: “Только пошляки боятся середины, потому что именно там происходит все самое интересное”.
Умираю по нему, он – мой любимый писатель. В нем есть очень хорошая, простите за слово, амбивалентность. Вспомните фразу: “Мне стало противно и я ушел. Вернее, остался”. Про отношения мужчины и женщины сказано. Мне эта фраза сказала больше, чем подробное описание, что произошло между ними. Довлатов – это адекватность, остроумие и уникальное понимание жизни. Он преуспел в главном: был честным по отношению к себе – ирония и правда в одном лице. Сколько же нужно мудрости, чтобы так про себя думать!
Ростислав Хаит родился в 1971 г. в семье популярного капитана одесской команды КВН и художественного руководителя “Джентельмен-шоу” Валерия Хаита. Вместе с ним в школе учился Леонид Барац, который до сих пор остается лучшим другом. Вместе молодые люди поступили на театральный факультет ГИТИСа, где также учились Александр Демидов и Камиль Ларин. В 1993 г. после окончания вуза эта четверка вместе с режиссером Сергеем Петрейковым организовала театр “Квартет И”. Ростислав Хаит пока холост.