Может ли лизинг быть интересен покупателям, которые сейчас либо пытаются найти среди множества банков тот, который выдаст максимально честный автокредит, либо копят деньги под подушкой, не доверяя кредитным организациям?
Если вы придете в автосалон где-нибудь в США или Европе и скажете, что хотите приобрести автомобиль в кредит, вам обязательно предложат подумать еще об одной финансовой схеме приобретения – о лизинге. Россиянам же термин “лизинг” в отличие от “автокредитования” до сих пор мало знаком, хотя это весьма интересный и, возможно, перспективный способ приобретения машины.
Можно сказать, что лизинга в России для физических лиц, не являющихся частными предпринимателями, вообще нет. Притом что крупные компании и средний бизнес активно пользуются для формирования корпоративных автопарков лизинговыми схемами. Но многие ли задумывались почему?
Прежде всего, надо определиться, что такое лизинг. Если не вдаваться в юридические тонкости, это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений, то есть любых “непотребляемых” товаров, за редкими исключениями. В случае с автомобилями схема выглядит следующим образом. Покупатель обращается в лизинговую компанию и заключает с ней долгосрочный договор, по которому лизингодатель приобретает за свой счет выбранный клиентом автомобиль и передает его последнему в аренду. Обычно на три года. После истечения срока действия договора возможно несколько вариантов: либо клиент возвращает автомобиль лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости.
В российской практике чаще всего покупатель в момент заключения лизинговой сделки выплачивает часть стоимости приобретаемого автомобиля (например, 30%), оставшаяся часть выплачивается в течение всего срока аренды ежемесячно равными платежами. Через три года за чисто символическую сумму клиент выкупает лизинговую машину и к нему переходит право собственности. Естественно, лизинговая компания добавляет к стоимости автомобиля определенную наценку, которая включается в ежемесячные платежи, – из нее-то и складывается прибыль лизингодателя. Сейчас в России средняя переплата за лизинговый автомобиль колеблется в пределах от 30 до 60%.
Но почему такая прозрачная и понятная схема в России существует только для юридических лиц? Почему по ней редко приобретаются автомобили для личного использования?
Основной объем лизинговых сделок приходится на коммерческую технику – тракторы и грузовики всех типов. Прежде всего потому, что это подразумевается в российском законодательстве. С одной стороны ст. 4 закона “О финансовой аренде (лизинге)” дает определение лизингополучателя – им может быть как юридическое, так и физическое лицо. То есть вроде бы подразумевается, что любой человек может прийти и оформить лизинговый договор. Но далее в законе дается разъяснение, что предмет лизинга может использоваться только для предпринимательской деятельности. Этим противоречием, как правило, и объясняется отсутствие в России лизинга для частных лиц. Ведь чтобы обычный покупатель, желающий приобрести легковой автомобиль, смог заключить такую сделку, ему надо обосновать использование этого приобретения для какого-либо бизнеса. Значит, как минимум, надо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Но и это не все. Лизинговая компания, как и банк при выдаче кредита, оценивает риски и может отказать. Клиент должен будет предоставить документы, подтверждающие реальность и прибыльность его бизнеса, чтобы решение было положительным.
В законодательстве развитых стран, где лизинг используется уже многие десятилетия, таких барьеров нет. И в Европе, и в США лизинговые компании имеют право работать с частными лицами. Так может надо всего лишь исправить несколько строк в законодательстве и тогда мы заживем как на Западе? Оказывается, нет. Чтобы в России лизинг стал доступен частным клиентам, необходимо еще многое поменять.
Если сравнить конечную стоимость автомобиля, приобретаемого в лизинг, с конечной стоимостью такого же авто, на которое получен кредит, выяснится, что лизинг потребителю обходится несколько дороже. Наценка лизинговой компании в платежах постоянна, она, в отличие от банковских процентов по кредиту, не меняется в зависимости от оставшейся суммы долга. Да и процент, который закладывают лизингодатели, как правило, чуть выше банковского, ведь в него закладываются налог на остаточную стоимость и налог на имущество, которые должны платить такие компании. Кроме того, считается, что лизинговая компания несет большие риски, особенно если сделка заключается с физическим лицом, а не с компанией.
Все это справедливо и для развитых стран. Почему же тогда за рубежом лизинг так популярен? В США большая часть сделок по приобретению автомобилей осуществляется именно в лизинг, а не за счет кредитных средств. Причина в налоговой системе. В России предприятие, формирующее свой автопарк через лизинговые сделки, получает налоговые вычеты. В результате за счет сэкономленных средств лизинг оказывается дешевле кредита. Для физических лиц у нас подобных налоговых льгот не предусмотрено. А вот в США существует “финансовая отчетность домохозяйства”. То есть “семейный бюджет” рассматривается законом точно так же, как и бюджет предприятия. Домохозяйство – полноценный экономический субъект, имеющий те же права и обязанности, что и прочие, в том числе на льготы.
Но вряд ли в ближайшем будущем российское правительство изменит что-то в самой идеологии фискальной политики. В России главный принцип – чем легче администрируются налоги, тем лучше. Сложная финансовая отчетность и низкая налоговая дисциплина не позволят эффективно собирать налоги. Думаю, не одобрили бы такую “революцию” в налогообложении и банки. Лизинг по западному образцу для них означал бы потерю значительной доли рынка автокредитования.
Но если нет налоговых выгод, может ли лизинг быть привлекателен для населения? С моей точки зрения, даже в современных российских реалиях у лизинга для физических лиц есть целый ряд преимуществ. Любая лизинговая компания – это крупный клиент, которого ценит автопроизводитель. Часто лизинговые автомобили приобретаются с существенными скидками, что может служить основанием для снижения конечных затрат потребителя. Приобретение автомобиля в лизинг проще, чем получение кредита. В лизинговых договорах гораздо прозрачнее условия, клиент получает комфортную и понятную схему погашения своего “долга”. Не так актуальны для лизинговых сделок и всевозможные скрытые платежи, прописанные в банковском договоре мелким шрифтом. Вообще подводных камней в лизинге гораздо меньше, чем в сфере потребительского кредитования.
Еще лизинговую компанию, как правило, не интересуют ваши родственники – в отличие от кредита не потребуется разрешение супруги или супруга. Еще одним преимуществом лизинга может быть уплата транспортного налога лизингодателем и то, что техническое обслуживание лизингового автомобиля на период действия договора в целом ряде лизинговых программ не ваша головная боль.
Наконец, в отличие от набирающего популярность в последнее время кредитования с “обратным выкупом” в лизинге через три года вы становитесь собственником транспортного средства за минимальную остаточную плату – можно встретить такие варианты, как 0,1% от стоимости автомобиля, или просто 100 долларов.
С учетом всех этих особенностей, даже без существенных изменений в налоговом законодательстве лизингом могут заинтересоваться многие покупатели, которые сейчас либо пытаются найти среди множества банков тот, который выдаст максимально честный кредит, либо копят деньги под подушкой, не доверяя кредитным организациям.
Еще актуальнее тема лизинга для физических лиц станет по мере снижения ставки рефинансирования Центрального банка. Произойдет это, если в ближайшие несколько лет не будет очередного кризиса, продолжится снижение инфляции, ежегодно будет наблюдаться стабильный прирост ВВП... Фантастично? Пусть так, но ведь именно такое будущее является целью российских властей. Если им поверить, то должно состояться снижение процентных ставок как банковских, так и “наценок” лизинговых компаний. И если переплата в лизинге достигнет границы 6–8% годовых, массовый потребитель вполне может предпочесть такой способ приобретения автомобиля.
Так может уже сейчас надо позаботиться о будущем и “легализовать” лизинг для частных лиц? Это могло бы стать еще одним шагом к стимулированию роста на российском автомобильном рынке.
«Работать с физлицами страшно!» Читать далее
«В лизинге отличий между Европой и Россией не так много. Просто зарубежные предприниматели лучше понимают, что время стоит денег» Читать далее