Дмитрий Харатьян о большой разнице между кино и театром, музыкальном слухе, своем главном проекте и отношении к автомобилям
Главные – «Розыгрыш», «Фотографии на стене», «Скорость» – это работа Дмитрия Светозарова с музыкой «Машины времени». Кроме того, «Зеленый фургон», «Гардемарины…» и, конечно же, работа с Леонидом Гайдаем в ленте «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди». Отмечу также «Черный квадрат» Юрия Мороза по Фридриху Незнанскому, где была роль Турецкого – это потом уже появился сериал с Александром Домогаровым. В 2000-х снялся у Оксаны Байрак в фильме «Аврора, или Что снилось Спящей красавице». Там сыграл прототипа Александра Годунова – нашего известного балетного танцовщика, гения сцены, который закончил свои дни в Америке.
Не могу сказать. Конечно, «Розыгрыш» – это первая роль, первый учитель – Владимир Меньшов, но по-настоящему увлек меня этой профессией режиссер фильма «Фотографии на стене» Анатолий Васильев, который служил также актером в Театре на Таганке. Он много рассказывал, как они учатся, как готовятся к спектаклям, и заразил этим.
Очень! Я был уже известным артистом, и ожидания публики оказались завышенными. Сам это чувствовал, но вместе с тем был не готов к сцене. Ведь это совершенно иной способ существования, нежели кино, – я играл тихо, «про себя», как говорят артисты, и не всегда зритель улавливал текст. То, что в кино считается неправильным и наигрышем, в театре, наоборот, приветствуется. Потому что зритель должен слышать и в первом ряду, и в последнем; на сцене другой жест, пластика, сила голоса. Всю свою киношную органику пришлось рушить и учиться заново.
Года два. К счастью, рядом был суперпрофессионал театра Саша Балуев. Он, помню, все подсказывал: «Громче, громче говори!» А для меня после кино «громче» – это фальшь. Ну как орать в какой-нибудь интимной сцене? Но позже, когда нашел себя в этом пространстве, ощутил его, когда получил реакцию от зала, то начал в этом купаться, стало нравиться.
Жизнь идет, всегда есть какая-то работа. Но главное для меня сейчас – это театральная «Школа гардемаринов» в Красногорске, которую я открыл три года назад и где являюсь художественным руководителем. В ней занимается около пятидесяти детей, и в этом году на фестивале «Театральная весна» мы взяли Гран-при с музыкальным спектаклем «Повелитель мух». Вместе с педагогами набираем талантливых детей в три возрастные группы, ставим спектакли, обучаем актерскому мастерству, фехтованию, сценической речи, хореографии, вокалу.
Меня отдали в музыкальную школу, поскольку бабушка обещала купить пианино. Но у нее не получилось, и я школу бросил. Хотя, как выясняется, это и не так важно: было бы желание да слух. И мюзикл для меня остается одним из любимых жанров. Я был задействован в трех таких проектах – это удовольствие, это то, что нравится.
Пожалуй, эта лента оказалась самой «автомобильной». Мой герой Гриша Яковлев чуть ли не из металлолома собрал свой аппарат, который называл утюгом и на котором практически выиграл всесоюзные соревнования. Его разглядел профессор в исполнении Алексея Баталова и взял под свое крыло. И Гриша начал испытывать машину с реактивным двигателем, созданную ученым. Я там конкретный гонщик, испытатель.
Еще в пионерском лагере ходил в автокружок, где была «Волга», и даже по проселочным дорогам сам рулил. Но вот по-настоящему начал водить уже в 28 лет. Причем права получил благодаря фильму «На Дерибасовской хорошая погода…». Потому что на съемках в Америке требовалось управлять машиной, а без водительского удостоверения это было запрещено. Так что прямо перед отъездом в США сдал на права.
Как раз сейчас мне предложили протестировать BMW 7-й серии. Честно скажу, до сих пор моделям этой марки внимания уделял не много. Но теперь попробовал и понял, что напрасно: автомобиль великолепный! С одной стороны, роскошный, а с другой – спортивный. Понравились его чуткость и адаптивность к водителю, кажется, что этот представительский седан буквально подстраивается под меня, под мою манеру управления. Я бы даже сравнил его со спорт-купе – схожие ощущения.
Да. Этот BMW очень хорош именно для активной, драйверской езды. Вместе с тем баварская «семерка» – автомобиль большой, просторный, и у него есть и своя плавность, и высочайший уровень комфорта. Одни только сиденья чего стоят: великое множество настроек – подкачка, несколько видов массажа, отличный профиль, естественно, вентиляция и обогрев. Моим домашним тоже нравится – сзади ведь места очень много. А каков мотор! Когда его слышишь, чувствуешь, что под капотом скрыта мощь просто невероятная. Что же касается электроники, то это вообще космос – все сенсорное, ультрасовременное. Причем всем этим на редкость удобно пользоваться.
С возрастом моя манера езды на машинах меняется. Когда-то это делал очень резко, быстро, а теперь спокойно – стараюсь не нарушать правила, скорость набираю только по необходимости. Правда, именно на BMW 7-й серии так не получается: только дотронешься до педали акселератора, и седан просто выстреливает. К тому же он хорошо держит дорогу, даже на скорости под «двести» нет ощущения тревоги, страха. Наоборот, чувствуешь уверенность, понимаешь, что машина тебе полностью послушна.
Дмитрий Харатьян, народный артист России. Родился в 1960 году в городе Алмалык Ташкентской области, но уже год спустя семья переехала в Липецк, а затем в подмосковный Красногорск. В детстве мечтал стать хоккеистом, но из-за тщедушного телосложения в секцию его не взяли. Зато повезло в другом: школьником почти случайно попал на «Мосфильм», результатом чего стала одна из главных ролей в ленте «Розыгрыш». Со второй попытки поступив в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, по его окончании молодой человек сосредоточился на ролях в кино – ныне в его фильмографии уже более восьми десятков лент. Позже, в 1996 году, начал также играть в театре, а помимо этого известен как музыкант, исполнитель песен, продюсер, телеведущий. Дмитрий Харатьян женат на актрисе Марине Майко, у них растет сын Иван, тоже уже снявшийся в кино. Дочь Александра от первого брака Дмитрия стала финансистом.