На днях помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что в следующем году Россия может вступить во Всемирную торговую организацию. Вероятность этого превышает 50%. Ранее о благополучном завершении переговоров о вступлении России в ВТО в течение года говорил советник президента США Лоренс Саммерс.
Для российского автомобильного рынка это может стать концом периода протекционизма. Сохранение заградительных таможенных пошлины на ввоз иномарок в рамках ВТО, скорее всего, будет невозможно. О последствиях вступления в ВТО порталу Motorpage.ru рассказал ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований.
- При вступлении в ВТО, как правило, согласовывается график снижения таможенных тарифов. В 2008 году мы увеличили пошлины до 30%, тогда и речи о вступлении в ВТО не было. Сейчас понятно, что государства-члены ВТО, которые располагают развитой автомобильной промышленностью, будут настаивать на отмене этих барьеров. Каким будет график, сейчас предсказать сложно, но то, что пошлины будут снижаться, – это факт.
В связи с этим есть еще один очень важный аспект. Сейчас обсуждаются новые соглашения с автосборщиками. Пока очертания новых условий по повышению уровня локализации производства и объемам выпуска для иностранных производителей, построивших в России производственные мощности, не ясны. Однако правительство настроено на их ужесточение. В условиях возобновления процесса вступления России в ВТО переговоры по этому вопросу существенно осложняются. С одной стороны, правительству необходимо успеть заключить эти соглашения до вступления в ВТО, с другой, у зарубежных автопроизводителей появляется свобода маневра. Кроме того, страны, с которыми будут вестись переговоры о ВТО, заинтересованы в сохранении максимально комфортных условий для автосборочных производств в России, они будут на этом настаивать. Высокие таможенные пошлины – это элемент давления на автосборочные предприятия. Это заставляет их повышать уровень локализации. При вступлении в ВТО этот рычаг давления исчезнет. Соответственно для российского правительства сейчас очень важно добиться от производителей гарантий дальнейшего повышения уровня локализации. Если это будет сделано, можно будет и пошлины снижать.
С другой стороны, история о вступлении России в ВТО тянется уже много лет. Заявления о том, что оно вот-вот состоится, звучали неоднократно. И каждый раз все заканчивалось ничем. Возникали новые вопросы и переговоры продолжались. Есть вероятность, что и в этот раз ничего не состоится. До кризиса вроде бы все позиции были согласованы, но в кризис мы ввели повышенные таможенные пошлины. Значит ситуация опять изменилась. Значит без решения этого вопроса нас в ВТО не примут. И основные страны-автопроизводители, скорее всего, будут настаивать не только на возвращении пошлин к докризисному уровню, но и на дальнейшем снижении, думаю, до уровня 5%.
- А выставление требований по уровню локализации производства на местных автопроизводствах зарубежных концернов вписывается в правила Всемирной торговой организации?
- Это рассматривается как элемент промышленной политики, а поскольку задействованы импортные пошлины, и речь идет о предоставлении преференций и льготных условий для компаний, работающих внутри страны, то, конечно, в ВТО это рассматривается крайне негативно.
- Тогда о каких переговорах с зарубежными производителями вообще может идти речь? Если Россия вступает в ВТО, то и никаких ограничений на сборочные производства накладывать не может.
- Вряд ли автопроизводители займут в переговорах столь жесткую позицию. Пока процесс переговоров по присоединению к ВТО не завершен. И автопроизводители поостерегутся делать ставку на ВТО. Они займут прагматичную позицию – без конфликтов добиться более мягких условий, чем того хотелось бы российскому правительству.
Сейчас режим, в котором они функционируют, вполне комфортен, и ужесточение контроля над уровнем локализации и объемами производства на автосборочных предприятиях им не очень нравится. Но переговорные позиции у мировых автопроизводителей сейчас получаются очень хорошие, и они, скорее всего, будут пытаться максимально сохранить действующие нормы.
- Для мировых автогигантов производство в России необходимо только в условиях запретительных пошлин на ввоз иномарок, как единственный способ присутствия на рынке, или оно будет иметь смысл и в будущем, когда пошлины снизят?
- Это сложный вопрос. Дело в том, что значительные мощности европейских автоконцернов размещены в странах Восточной Европы. И процесс создания этих производств начался существенно раньше, чем в России, - сразу после развала СССР. Это крупные предприятия с мощностями до 200 тыс. автомобилей в год. При этом местные рынки стран Восточной Европы не велики. В результате открывать еще один завод в России только ради российского рынка может быть не оправданно. Сейчас присутствие зарубежных автопроизводителей в России с собственными заводами вынужденное. Но если все изменится, не факт, что развитие этих российских предприятий продолжится.
Хотя российский рынок довольно велик, а в таких вопросах всегда присутствует эффект масштаба. Создается завод, сначала он работает на внутренний рынок, а затем начинается эффект снежного кома, расширяется производственная линейка, увеличиваются объемы, начинаются поставки на внешние рынки. Я не исключаю, что со временем на АвтоВАЗе может производиться широкая линейка моделей Renault. Так что, не факт, что с отменой пошлин западные автопроизводители откажутся от локального производства здесь.
- С вашей точки зрения, при вступлении в ВТО, каковы шансы на сохранение отечественного автопрома?
- Понятно, что в условиях открытого рынка выживать будет гораздо сложнее. Особенно если учесть, что в России нет достаточной компонентной базы. Нам только предстоит создавать спрос на новые автокомпоненты и развивать их широкое производство. В той же Восточной Европе автокомпонентная база уже развита. То есть нашим преимуществом является потенциальный объем рынка, а их преимущество – развитые автокластеры, включающие как заводы автопроизводителей, так и работающие на них предприятия, производящие автокомпоненты. Если в самые кратчайшие сроки в Россию не придут производители автокомпонентов, в условиях ВТО мы проиграем глобальную конкуренцию и лишимся значительной части автопроизводства.
А ведь есть еще и Китай, где автокомпонентная база развита уже очень хорошо, и активно продвигается на экспорт в отличие от конечной продукции местного автопрома, которая пока ориентируется, прежде всего, на внутренний рынок. Выход производителей автокомпонентов Китая на внешний рынок это еще одна угроза для нас.