- Вот уже два десятилетия вы представляете лишь одного автопроизводителя – корпорацию Toyota. Чем это обусловлено?
- Все просто: соучредителем, который и сейчас владеет 92% акций предприятия, является Toyota Tsusho Corporation. Это торговый дом группы компаний Toyota. Хотя вначале мы создавались не как дилеры. В 1991 г. совместное предприятие “БИЗНЕС КАР” учредили для проката машин и транспортного обслуживания иностранных торговых делегаций. С советской стороны партнером стало автопредприятие Министерства внешэкономсвязей.
- А как пришла идея торговать машинами?
- Обслуживание делегаций в тот момент оказалось мало востребованным делом, и мы даже занялись продажей японской бытовой электроники. Но затем решили, что следует сосредоточиться на чем-то одном, и выбрали автомобили. Первый торговый зал открылся в ноябре 1992 г. там, где сейчас расположен “Тойота Центр Серебряный Бор” в Москве. Это был магазин “Мото-Ява”, где мы арендовали этаж. В том помещении и начали продавать новые автомобили Toyota и запчасти к ним. Но уже через три года ввели в строй второй комплекс – “Тойота Центр Битца”. Причем он стал первым в России торгово-техническим центром, построенным по специальному проекту дилерского центра. Он открылся весной 1996 г., но сейчас нуждается в реконструкции и расширении. Этим вопросом, кстати, мы занимаемся.
- А до того момента сервис был?
- Конечно. В первое время снимали два этажа в одном из таксомоторных парков. На одном осуществляли ремонт, техобслуживание, предпродажную подготовку, на другом разместили склад автомобилей.
- Какими автомобилями торговали в 90-х?
- Во-первых, только новыми. Во-вторых, был определен достаточно большой модельный ряд. В него вошли Corolla 90-й серии, Carina E, которую как раз начали делать для Европы, пользовались популярностью Hiace и Hilux. И, разумеется, бестселлер бренда Land Cruiser 80. Правда, столкнулись с проблемой спроса. С одной стороны, практически не было конкуренции, с другой – и людей, готовых отдать 15–20 тыс. долларов за новый автомобиль, тоже можно было чуть ли не по пальцам пересчитать. Поэтому вначале в основном работали с корпоративными клиентами.
- Первый проданный автомобиль помните?
- Помню. Это была Camry, которую Toyota Tsusho Corporation привезла на выставку в Москву. Вместе с ней на стенде представляли также две Corolla. С них и начались продажи автомобилей в ООО “СП БИЗНЕС КАР”.
- Построив центр в Битце, вы, по сути, обрекли себя на возведение современных центров в будущем.
- А другого пути не могло и быть, раз уж мы всерьез взялись за этот бизнес. Тем более что с 1999 по 2002 г. ООО “СП БИЗНЕС КАР” выполняло функции импортера продукции Toyota в России, ввозило машины для всех официальных дилеров. И тут ключевую роль сыграл наш “Тойота Центр Лосиный Остров”. Кроме шоу-рума и ремонтной зоны в нем располагался и централизованный склад запчастей. И именно этот центр впоследствии стал во многом образцом для формирования довольно жестких стандартов при открытии всех новых дилерских предприятий бренда в нашей стране. Это и величина торговых площадей, и высота потолков, и оформление различных зон, и сервисные мощности, включая наличие кузовного цеха. Так что не случайно дилерская сеть Toyota сейчас одна из самых сильных в России.
- И какое место в этой сети занимает “СП БИЗНЕС КАР”?
- Только в Москве у нас пять центров Toyota и четыре – Lexus. Еще пять центров открыли в разных регионах страны, причем самый “свежий” из них, в Краснодаре, принял первых клиентов буквально на днях, 9 сентября. Еще ряд проектов сейчас в разработке.
- Как вы приняли переход от дистрибьюции к чистому дилерству?
- Спокойно. Мы всегда понимали, что импорт – дело производителя и наша работа на этом участке – дело временное. Другой вопрос, что этот статус налагал особую ответственность. А поскольку мы по-прежнему остаемся крупнейшим дилерским холдингом японской корпорации в России, то к нам вполне справедливо и поныне предъявляются более высокие требования, чем ко многим другим дилерам.
- Если сравнить “СП БИЗНЕС КАР” с остальными дилерами бренда, в чем ваше преимущество?
- Для покупателей, прежде всего, хорошо то, что наша компания гарантирует стабильность. Предприятие большое, хорошо структурированное. Поэтому риски того, что с ним что-то случится и клиент останется без поддержки, сведены к минимуму. Кроме того, крупная компания имеет централизованные подразделения – маркетинг, финансовую, юридическую службу, IT-департамент, что позволяет оптимизировать многие затраты при высоком качестве услуг.
- Видимо, чтобы сполна оценить масштаб вашей компании, надо взглянуть на показатели ее работы за минувшие 20 лет?
- Да, действительно за все эти годы в наших центрах обслужено почти 1,4 млн автомобилей Toyota и Lexus, реализовано около 205 тыс. новых автомобилей. Рекордным для нас стал предкризисный 2008 г., когда мы продали более 34 тыс. единиц.
- А как пережили кризис?
- Провал по объемам продаж был существенный – сбыт снизился почти втрое. Тут, очевидно, сказалось и то, что компания “СП БИЗНЕС КАР” фактически монобрендовая. Тем не менее с точки зрения финансовой устойчивости ничего драматического не случилось. Дело в том, что мы развиваемся постепенно, практически не берем кредитов, все наши центры находятся в собственности фирмы. К тому же мы в тот момент сократили вакансии, упразднили часть малопродуктивных позиций, на два квартала заморозили выплату премий и бонусов. В итоге даже в очень тяжелом 2009 г. сработали с прибылью, пусть и не с такой большой, как в прежние годы. Кстати, благодаря этому мы не свернули, а лишь притормозили строительство новых объектов и теперь вводим их в строй в разных городах страны.
- Считаете ли вы эффективными программы поддержки клиентов?
- Приведу одну цифру: сейчас у нас действует почти полтора десятка подобных программ в области продаж, ремонта и сервиса, запчастей. И так – практически постоянно. Но гораздо важнее, что “СП БИЗНЕС КАР” стал пионером во многих подобных аспектах. Например, мы первыми в России еще в 2001 г. внедрили удаленное урегулирование страховых случаев, когда и страхование, и обслуживание контракта, включая оценку ущерба и направление на ремонт, производится прямо в дилерском центре. Одними из первых мы запустили также программу расширенной гарантии на 4–5-летние автомобили. И еще в конце 90-х начали проводить дни открытых дверей в своих торгово-технических центрах. Сейчас все эти приемы использует и большинство дилеров, и автопроизводители.
- Успех дилера во многом обусловлен квалификацией персонала. Какова ваша кадровая политика?
- Она сформировалась еще на первом этапе существования компании и базируется на нескольких принципах. Первое – в “СП БИЗНЕС КАР” можно прийти только один раз. Если человек увольняется, обратно его не возьмут, и все это знают. Второе – на ключевые должности назначаются люди не со стороны, а выросшие внутри компании. Мы убедились, что лучше, если человек прошел ряд позиций снизу, знает свою компанию и имеет стимул к росту. Третий принцип состоит в том, что действует мощная внутренняя система подготовки кадров. У нас есть свой учебный центр, есть также система аттестации и переаттестации сотрудников. О профессионализме наших специалистов говорит и тот факт, что в японской компании-импортере на ключевых позициях трудится немало выходцев из “СП БИЗНЕС КАР”.