Современный автомобиль, продукт 126 летней эволюции, что очень немного по меркам истории, восхищает потребителей отточенностью форм, техническим совершенством, многочисленными электронными системами, обеспечивающими безопасность и легкость управления. Мало кто сейчас сомневается, что в скором будущем автомобиль превратится в робота, который все делает за водителя, создавая ему комфортное личное пространство при передвижении.
Как всегда начинается все с премиальных марок, которые внедряют системы автоматического торможения, ассистенты парковки, «умную» навигацию, оснащают автомобили мультимедийными системами с широчайшими возможностями от просмотра видео, до полноценного выхода в интернет. Автомобили уже научились отправлять дилеру информацию о неисправностях, записываться на ремонт, подбирать владельцу подходящий ресторан, бронировать столик и делать предзаказ… Спектр возможного постоянно расширяется. И нет особых сомнений в том, что еще через пару-тройку лет все это станет доступно массовому потребителю. Электроника стремительно развивается и столь же стремительно дешевеет.
Есть, конечно, противники прогресса, приверженцы «классики», которые считают, что вся эта электроника убивает саму «ИДЕЮ». В их представлении совершенствованию подлежит лишь механическая составляющая, а электронные помощники должны присутствовать по минимуму. Вот только автомобилей, отвечающих таким запросам, становится все меньше.
Важно другое – если возникает такое противопоставление и неприятие современного направления в развитии автомобиля, значит, для этого есть серьезные основания.
На протяжении всего XX века у большинства ведущих автопроизводителей появление каждой новой модели было обусловлено введением тех или иных технических новшеств. Касалось ли это подвески, двигателя или кузова – каждый раз это был серьезный шаг вперед на пути к тому автомобилю, который мы видим сегодня.
Можно привести множество примеров. Появление в начале 1930-х годов гидравлических приводов тормозных механизмов. В сороковых в автомобилестроении начинает использоваться автоматическая трансмиссия. Создание фирмой Mercedes-Benz кузовов с передними и задними зонами деформации, поглощающими кинетическую энергию при ударе в 1959 году. Тогда же Volvo выпускает первые серийные автомобили с ремнями безопасности. В 1970-х появляются и подушки безопасности.
В 1940-е годы Volkswagen активно применяет на своих моделях стержневую или торсионную подвеску. В 1955 году Citroen презентует модель DS с гидропневматической подвеской. А в 1960-е годы Peugeot, Ford и Fiat внедряют подвеску типа МакФерсон, которая впоследствии станет наиболее массовой. С 1980-х широкое распространение получают наравне с передними задние многорычажные подвески.
В 1950-е происходит массовый переход к производству верхнеклапанных двигателей, за счет чего стала расти их мощность.
В середине 1960-х для того, чтобы справляться с возросшей мощностью и обеспечивать необходимую безопасность начинается применение дисковых тормозов и двухконтурной тормозной системы. Вскоре после установки дисковых тормозов на обе оси Mercedes начинает оснащать свои автомобили системой ABS (1978 год).
С 1970-х годов начинается активное развитие распределенного и прямого электронного впрыска топлива, который уже к концу 1990-х практически полностью вытеснит карбюраторы.
К этому же периоду следует отнести и внедрение в массовое производство в легковом автомобилестроении турбированных двигателей. Сперва это было связано с нефтяным кризисом 1973 года, когда актуальной стала тема сокращения затрат на горючее. А затем и с ужесточением экологических стандартов в 1980-е годы. Результатом стало доведение эффективности дизельных двигателей до уровня бензиновых и их массовое внедрение в легковом автомобилестроении. Позже началось использование турбин и на бензиновых двигателях в целях сокращения потребления топлива.
Нельзя не упомянуть и борьбу автопроизводителей за уменьшение веса автомобиля. Здесь надо вспомнить и начало массового использования во второй половине прошлого века алюминиевых блоков цилиндров и элементов подвески, и применение алюминиевых сплавов для изготовления кузовов в 1990-х годах.
Каждое нововведение в прошлом веке было направлено на улучшение управляемости, мощности, организации пространства, безопасности… Сегодня у потребителя часто возникает ощущение, что новинки, появляющиеся на рынке, предлагают лишь расширение электронных опций, обновление программного обеспечения и новый дизайн, что больше похоже на маркетинговый ход с целью повышения интереса к модели. Качественных скачков в потребительских свойствах практически не происходит. Конечно, это лишь ощущение. Но скорость и периодичность смены модельных рядов увеличилась, производители частично унифицировали платформы, и «прорывные» модели стали появляться реже. Конечно, у части автолюбителей это вызывает чувство ностальгии по «старым временам».
Так можно ли говорить, что эволюция завершилась, и следующим этапом должно стать появление принципиально иных средств передвижения? Какими будут новые поколения автомобилей, над которыми уже сейчас работают инженеры крупнейших мировых автопроизводителей?