На приобретение контр-аварийных и гоночных навыков было отведено четыре дня, в течение которых я учился находить общий язык с самыми мощными автомобилями баварской марки – BMW М5 и М6. По утрам на озере температура воздуха достигала отметки –42 °C, днем “теплело” до –35 °C. При такой температуре сибиряки стараются свои автомобили вообще не глушить либо выключать совсем ненадолго (если, разумеется, их не загоняют на ночь в теплые гаражи), иначе запустить двигатель “железного коня” будет очень проблематично. Вот и у ночевавших на озере баварских “эмок” организаторы старались по возможности не отключать двигатели – надежный пуск производитель гарантирует при температуре до –30 °С. Зато в салоне было тепло и при –42 °С, причем один из M6 был с кузовом кабриолет, но мягкий матерчатый верх никак не влиял на внутренний климат. Тепло было и в помещении для занятий по теории – без начального “ликбеза” в школе BMW никуда.
Чувствую себя действительно почти как в школьные годы, только к доске не вызывают и отметок не ставят. Зато учитель самый настоящий, да и доска имеется, на которой он рисует графики. Имя преподавателя – Алексей Маслов, он шеф-инструктор центра водительского мастерства BMW и по “совместительству” обладатель Кубка России по ралли. Кстати, до сих пор “гоняется” на BMW М3, подтверждая свои навыки.
В отличие от многих других школ обучения экстремальному вождению методика преподавания в BMW Driving Experience основана на постоянном взаимодействии обучающего и обучающегося – ученику не просто говорят, что делать, его заставляют думать и анализировать свои ошибки, причем как в теории, так и на практике. Например, Алексей объясняет, как распределяются пятна контакта под каждым из колес автомобиля в зависимости от разгона, торможения и поворота, а затем рисует на доске схему, где эти пятна имеют разную величину для разных колес. Потом он предлагает слушателям самим определить по этому рисунку, что происходит с автомобилем: разгоняется он или тормозит, а может, еще одновременно и поворачивает?
Далее инструктор демонстрирует, как действуют векторы сил в повороте и почему автомобиль в скольжении едет быстрее, чем без него. Это происходит потому, что при заносе “кормы” машина ориентируется в направлении выхода из виража и результирующая сила от тяги двигателя и сцепления шин возрастает. Кроме того, тягу мотора усиливает дозированная пробуксовка. На сухом асфальте она должна составлять около 2%, а на льду уже около 25%. Оказывается, даже пилоты Формулы-1 движутся в постоянном скольжении и с небольшой пробуксовкой, просто это малозаметно. Именно эти понятия предлагается уяснить на практике.
Совладать со взрывной тягой 560-сильного турбированного мотора нелегко, особенно когда она приходится на задние колеса, да еще и на раскатанном льду. Первое упражнение после разминки на “змейке” называется “квадрат”. В виде квадрата выставлены четыре конуса, вокруг каждого из которых надо поворачивать на 90°, вызывая контролируемый занос. Сначала получается через раз – то успеваю погасить скольжение, то разворачиваюсь. Но со временем правильный навык приходит, и я перехожу к “треугольнику”. Здесь все то же самое, но поворачивать надо уже на 120° и педаль акселератора следует держать нажатой чуть дольше. Приноравливаюсь, и меня отправляют на круг, по которому нужно ехать в постоянном скольжении.
Сделать это очень сложно – разворот следует за разворотом. Инструктор по рации не дает команды, как правильно делать, а предлагает подумать, что происходит с автомобилем. Чтобы вызвать занос, я резко нажимаю педаль акселератора, а потом требуется ювелирно дозировать тягу, что у меня, собственно, и не получается. Решение находится очень простое: нужно отпустить “газ”, а затем снова его нажать, пока автомобиль не успел стабилизироваться. Пробую – получается! А раз так, меня ждет следующее упражнение – точно такое же, но на круге большего радиуса, где скорость возрастает чуть ли не вдвое. Становится еще интереснее!
Затем переходим к “восьмерке” – два круга большого и маленького радиуса, которые следует проходить в контролируемом заносе. Подбираю нужную скорость на большом радиусе, переезжаю на маленький и… опять разворачиваюсь. На маленьком круге “педалировать” надо гораздо аккуратнее. Следующее упражнение называется “гантель”. Оно идентично “восьмерке”, только траектория движения не пересекается, из-за чего при переходе с одного круга на другой приходится “перекладывать” автомобиль из одного заноса в другой.
Вот так в течение трех дней относительно простые упражнения сменялись все более сложными, пока я не переехал на настоящую гоночную трассу, причем не гладкую, а “трехмерную”. Дело в том, что озеро промерзло полностью, а когда такое происходит, его поверхность становится неровной, в точности повторяющей рельеф дна. Особенно тяжело приходится в виражах с обратным наклоном, где автомобиль с удвоенной силой стремится выскользнуть наружу – прямиком на снежную целину. Однако, несмотря на все “невзгоды”, под конец практики я ездил в постоянном скольжении уже как заправский раллист. Чего, собственно, инструкторы и добивались.
Желающим пройти курсы BMW Winter Challenge в Красноярск ехать не нужно. Все будет происходить гораздо ближе – на озере Круглое в пригороде Санкт-Петербурга. Занятия начнутся уже в феврале 2013 г. Будет и еще одно отличие: вместо “эмок” обучение планируется проводить на автомобилях BMW 120d, BMW 328i, BMW 530xd, BMW X1 xDrive28i и BMW X3 xDrive30d. Эти машины предпочтительнее, так как на льду большая мощность, по сути, не нужна. Да и возможность проверить в деле сразу несколько моделей, в том числе и полноприводных, будет совсем не лишней.