Типичная картина для левого ряда Московской кольцевой: машины едут со скоростью выше 100 км/ч, поддерживая дистанцию 3-5 м. Смертельно опасно!
УСЛОВИЯ эксперимента были предельно просты: прямой участок испытательной трассы, два автомобиля едут один за другим. Правда, в целях безопасности не строго след в след, а с небольшим смещением. Скорость по штатному спидометру – ровно 100 км/ч, предварительно отмеренная дистанция – 5 м. За рулем обеих машин опытные тренеры-инструкторы школы искусства вождения “Driving Art”. В какой-то произвольно выбранный момент водитель первого автомобиля резко бьет по тормозам, имитируя экстренное торможение. Задача едущего следом инструктора – тоже максимально эффективно затормозить и не “догнать” переднюю машину.
Для чистоты опыта мы взяли два абсолютно одинаковых автомобиля “Mitsubishi Lancer”, технически исправных и “обутых” в штатные покрышки. Измерения проводились при теплой погоде на сухом и достаточно ровном асфальте. При прочих равных условиях тормозной путь у обеих машин должен быть одинаковым. А вот остановочный – уже нет.
Остановочным путем, напомним читателям, называют расстояние, которое проходит автомобиль с того момента, как водитель увидел препятствие, до полной остановки. Он по определению всегда больше “чистого” тормозного пути. По оценкам зарубежных экспертов, среднестатистическому водителю требуется почти секунда на то, чтобы принять решение об экстренном торможении и изо всех сил ударить по педали тормоза. Автомобиль, двигавшийся со скоростью 100 км/ч, за секунду успевает проехать более 25 метров! Теоретически получается, что безопасная дистанция должна составлять как минимум 25 м. Проверим эту теорию на практике.
Михаил КРИВОСПИЦКИЙ, тренер-инструктор школы искусства вождения “Driving Art”: “Даже в том случае, когда дистанция до внезапно остановившегося автомобиля достаточна для того, чтобы избежать ДТП, тормозить тоже надо правильно. Распространенная ошибка большинства водителей заключается в том, что в экстренной ситуации они недостаточно сильно нажимают на тормоз. По педали надо бить со всей силы, так, словно вы хотите ее сломать. А при срабатывании АБС, когда педаль начинает вибрировать под ногой, ни в коем случае нельзя ослаблять давление вплоть до полной остановки автомобиля. Обычно на наших занятиях приходится тратить дополнительное время, чтобы привить водителям этот нехитрый навык”.
Минимальная безопасная дистанция на скорости 100 км/ч глазами водителя легковой иномарки.
НАШ ФОТОГРАФ дает отмашку. Машины поехали. Интенсивный разгон, равномерное движение с заданной скоростью и – резкое торможение. Визга резины нет – на обоих автомобилях работает АБС, помогая водителям удержать их на прямолинейной траектории. Когда пыль рассеялась, стало видно, что задний автомобиль “догнал” передний. Причем, если бы машины ехали по одной линии, удар был бы очень силен. Возможно, как принято говорить, “под списание”. Второй автомобиль (который был сзади) на 8 м (!!!) заехал за воображаемую черту “заднего бампера” резко остановившегося первого автомобиля. Иными словами, дистанция в 5-6 м, общепринятая на столичных магистралях (той же МКАД), по которым автомобили несутся в темпе 100-120 км/ч, смертельно опасна!
Еще одно измерение – теперь нехватка безопасного пространства составила 7 м, потом еще – примерно 9 (плюс-минус несколько сантиметров при таких результатах значения не имеют). Тормоза нагрелись, и эффективность их работы стала уменьшаться.
Пора подводить промежуточный итог: при скорости 100 км/ч минимальная безопасная дистанция, обеспечивающая хоть какие-то шансы избежать аварии, составляет около 15 м.
Даем автомобилям остыть и проверяем полученное значение. Дистанция – 15 м. Разгон, торможение.. Задний автомобиль успел остановиться, не доехав всего-то 30-40 см до воображаемой “линии бампера” переднего. Но это – в идеальных условиях полигона. Кроме того, надо делать поправку на то, что в нашем случае за рулем находился профессиональный инструктор и, что немаловажно, он знал, что сейчас ему придется тормозить.
Безопасная дистанция при движении со скоростью 100 км/ч (ориентировочные данные для разных типов автомобилей) | |||
Автомобиль гольф-класса | 20 м | ||
Тяжелый внедорожник | 24 м | ||
Отечественная “классика” | 29 м |
Обычный среднестатистический водитель в реальной жизненной ситуации скорее всего показал бы заметно худший результат. По мнению специалистов, время его реакции будет больше в среднем на 0,1-0,2 с. Автомобиль за это время успеет проехать около 5 м. Вдобавок водитель может быть расслаблен, отвлечен на другие действия (например, настройку магнитолы) – прибавьте к дистанции еще несколько метров, необходимых для обеспечения безопасности. Таким образом, подтверждается правильность теоретического вывода, выделенного жирным шрифтом в конце предыдущей главы.
Повторимся: в реальных условиях движения для обычного водителя, не имеющего навыков профессионального пилота, при скорости 100 км/ч безопасная дистанция составляет 20-25 м.
А общепринятая 5-метровая дистанция, как мы выяснили позднее, недостаточна даже при движении с умеренной (практически повсеместно разрешенной) скоростью 60 км/ч. При экстренном торможении водителю заднего автомобиля для полной остановки не хватает 1,5-2 м. Значит, ДТП и в этом случае практически неизбежно.
Мы, как и собирались изначально, экспериметально определили безопасную дистанцию для движения со скоростями 60, 80 и 100 км/ч, а полученные данные свели в таблицу:
Минимальная безопасная дистанция
(получено экспериментально для одинаковых автомобилей среднего класса) | |
60 км/ч | 7-12 м |
80 км/ч | 12-17 м |
100 км/ч | 15-20 м |
Большие расстояния? Большие. Как правило, поддерживать такую дистанцию до впередиидущего автомобиля не удается. В интенсивном потоке образовавшуюся щель между машинами незамедлительно кто-то займет, и придется снова притормаживать, чтобы опять увеличить дистанцию. И так – до бесконечности. Неужели все так плохо? Нет, на самом деле все еще хуже..
В НАШЕМ эксперименте участвовали два абсолютно одинаковых автомобиля среднего класса, тормозная динамика которых принципиально ничем не различается. Но, как известно, разные машины тормозят поразному. Интенсивность замедления зависит от множества факторов, таких как конструкция тормозной системы, тип и размерность покрышек, вес машины и т.д. Поэтому для наглядности мы повторили эксперимент, взяв в качестве “догоняющего” автомобиля сначала большой внедорожник “Ran-ge Rover”, а потом новенькую (только что прошедшую обкатку) вазовскую “классику”. Скорость – снова 100 км/ч. Дистанция – 15 м. Для двух “Mitsubishi”, как мы уже выяснили, она более-менее приемлема.
Разгон, торможение, остановка. Результат: тяжелому джипу не хватило 4 м, а “Жигулям” – целых 9 м. Вдобавок отечественный автомобиль, не оборудованный АБС, при экстренном торможении оказалось непросто удержать на прямой. Профессионал с этим успешно справился, а если бы за рулем сидел менее опытный автомобилист? Внезапный выезд из своей полосы движения может быть чреват еще более тяжелыми последствиями, чем столкновение с остановившимся впереди автомобилем..
Можно делать выводы и, исходя из типа собственного автомобиля, вносить соответствующие поправки в полученные нами результаты. Еще не надо забывать, что в ходе нашего эксперимента “Mitsubishi Lan-cer”, ехавший впереди, обладает отличной, но отнюдь не феноменальной тормозной динамикой. А ведь на российских дорогах сегодня нередко встречаются и значительно более “серьезные” автомобили на спортивных колесах, с цепкими тормозами..
Автомобиль гольф-класса | Тяжелый внедорожник | Отечественная “классика” |
Такова картина после торможения со скорости 100 км/ч на дистанции 15 м: иномарке гольф-класса
хватило места едва-едва, при этом ни джип, ни отечественная “классика” остановиться не успели |