На автомобиле с механической КПП разворот в два приема занимает около 7 с.
В ПРАВИЛАХ дорожного движения имеется косвенное упоминание безопасного расстояния до встречного автомобиля, при котором можно разворачиваться. Пункт 8.11 ПДД гласит: “Разворот запрещается.. в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м”. Получается, что авторы Правил считают 100 м минимально достаточной дистанцией для маневра. Так ли это на самом деле? Проверим.
Для эксперимента выбрали прямую двухрядную дорогу, отлично просматривающуюся в обе стороны метров на 200 и, что важно, с разрывом в сплошной осевой линии разметки – мы Правила не нарушаем.
Начали разворачиваться. За рулем редакционного автомобиля – опытный водитель из числа экспертов “Клаксона”. Перед коллегой поставлена задача максимально быстро развернуться в штатном режиме (то есть так, как это делает большинство среднестатистических автомобилистов), не прибегая к специальным “спортивным” приемам управления машиной. С помощью секундомера мы засекали время, которое потребуется на выполнение маневра.
На этом участке ширина проезжей части вполне достаточна для разворота в один прием. Надо только притормозить поближе к правому краю дороги, включить первую передачу, повернуть руль и нажать на газ. По идее должно получиться быстро..
Автомобиль останавливается у обочины и по сигналу начинает маневр. Проводим несколько замеров. Анализируем результаты: среднее время разворота – около 3 с. Значит, наша машина почти 3 с находилась поперек проезжей части. Осталось понять, много это или мало? Смотря с чем сравнивать..
В данном случае сопоставлять надо, разумеется, с расстоянием, которое успел бы проехать другой водитель, которому мы своим маневром перекрыли путь. Подразумевается, что мы с ним заметим друг друга со 100 м, оговоренных в ПДД. Автомобиль, который едет со скоростью 60 км/ч, за 3 с преодолеет ровно 50 м. Казалось бы, все в порядке – это лишь половина допустимой дистанции, у оппонента есть время, чтобы сбавить ход, не прибегая к экстренному торможению. Хотя слегка помешать ему мы уже успели.. Но давайте будем реалистами. По пустынным дорогам со скоростью 60 км/ч у нас никто не ездит. По крайней мере – 80 км/ч, чаще – 100, а может быть, и все 120.. За сколько секунд в этом случае промчится тот водитель сотню метров? Смотрите таблицу.
Скорость движения | Время прохождения 100-метрового участка |
60 км/ч | 6 с |
80 км/ч | 4,5 с |
100 км/ч | 3,6 с |
120 км/ч | 3 с |
На наш взгляд, начиная с 80 км/ч резкое торможение неизбежно. А если другой водитель держит скорость под 120 км/ч, столкновения удастся избежать разве что чудом. Особенно на мокрой дороге..
В любом случае Правила мы уже нарушили, совершенно того не желая. Напомним, в “Общих положениях” ПДД записано: “Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен.. осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость”.
Помеха была налицо, хотя мы разворачивались с максимально возможной быстротой. А что будет, если разворот займет больше времени?
ДАЛЕКО не всегда ширина дороги позволяет развернуться с первой попытки. И далеко не каждый водитель способен на глазок безошибочно определить, хватит ли радиуса разворота. Весьма вероятно, что маневр придется выполнять в два приема.
Наш испытатель имитирует эту ситуацию. Начинает разворот, “упирается” в обочину, включает заднюю передачу, сдает назад, снова переключает скорость.. уф, все! Электронный секундомер зафиксировал: на все про все у опытного водителя ушло примерно 7 с. Как там себя чувствует гипотетический автомобилист, которому мы создаем помеху? Составим таблицу.
Скорость движения | Расстояние, которое автомобиль пройдет за 7 с |
60 км/ч | 117 м |
80 км/ч | 155 м |
100 км/ч | 195 м |
120 км/ч | 233 м |
Если машина оборудована “автоматом”, то длительность маневра увеличивается примерно на 2 с.
Исходя из этих значений и надо определять минимальное безопасное расстояние до встречного автомобиля. В любом случае это значительно больше 100 м, о которых идет речь в ПДД. Величину, указанную в документе, надо воспринимать как условную, а в реальных условиях дистанция не поддается точному расчету. Она зависит от ряда факторов, например, от неизвестной вам скорости встречной машины. Поэтому мы бы рекомендовали начинать разворот, только когда расстояние до другого транспортного средства составляет никак не меньше 300 м.
Порой даже этого может оказаться недостаточно. Например, если ваш автомобиль.. оборудован АКПП. “Автомат” по определению переключается медленнее, чем механическая коробка передач. К тому же не надо забывать, что переводить селектор АКПП из положения “Drive” в “Reverse” можно только при полной остановке автомобиля, а это еще больше замедляет выполнение маневра.
Меняем тестовый автомобиль и повторяем измерения. Так и есть, чтобы развернуться в два приема на машине с “автоматом”, нашему испытателю потребовалось почти на 2 с больше, чем с “механикой”. А какое расстояние за это время успел проехать воображаемый встречный автомобиль? Посмотрим таблицу.
Скорость движения | Расстояние, которое автомобиль пройдет за 9 с |
60 км/ч | 150 м |
80 км/ч | 200 м |
100 км/ч | 250 м |
120 км/ч | 300 м |
Выводы делайте сами. Надеемся, что наш эксперимент кого-то заставит лишний раз задуматься, прежде чем решиться на такой рискованный маневр. По крайней мере мы сами теперь перед разворотом поперек проезжей части, что называется, трижды поплюем через левое плечо..