ПОД КОЛЕСАМИ гладкий, припорошенный снегом лед, впереди – очерченная конусами трасса “лосиного теста”. Инструктор просит забыть про все контраварийные рефлексы, чуждые среднестатистическому водителю, и вести себя так, словно мы обычные, не слишком искушенные автомобилисты. То есть когда перед капотом неожиданно возникнет препятствие (предположим, тот самый лось на дорогу выскочил), надо “запаниковать”, резко бросить педаль газа и пытаться объехать преграду.

Что ж, попробуем. Сначала удостоверимся, что противозаносная система ESP включена. Скорость – 70 км/ч. Поравнявшись с первыми конусами, “пугаюсь”, отпускаю педаль и отчаянно кручу баранку. В недрах подвески раздается протестующий треск, и я буквально кожей чувствую, как электроника по очереди притормаживает колеса, одергивая машину и направляя ее на требуемую траекторию. А если прибавить еще пяток км/ч? Автомобиль рыскает сильнее, однако остается в пределах трассы.

Теперь – то же самое, только с отключенной ESP. На “семидесяти” автомобиль проскакивает между конусами, но виляет так, что на настоящем шоссе неминуемо задел бы соседние машины. Чуть прибавляем скорость – нас веером разворачивает вокруг своей оси.

– Вы сами все ощутили, – говорит инструктор. – Именно так в мире происходит 60% аварий со смертельным исходом – это боковые столкновения в результате заноса. Не зря независимые исследования, проведенные на всех континентах, показали, что повсеместное внедрение электронных систем безопасности уменьшит смертность на дорогах как минимум наполовину.

Новое испытание – не для слабонервных. Дорожка идеально гладкого, как на олимпийском катке, льда, а параллельно ей – полоска чистого асфальта. Предстоит разогнаться до 100 км/ч и затормозить “в пол”, пустив левую пару колес по льду, а правую – по асфальту. Не надо обладать богатым воображением, чтобы представить, что сейчас машину неизбежно закрутит волчком. Однако ничего подобного не происходит – она послушно останавливается. И даже не приходится особо работать рулем. За меня это делает система динамического подруливания DSA, которая незаметно корректирует рыскание автомобиля при торможении, начале заноса или движении в колее. Разумеется, все это – на практически незаметных углах поворота колес. Полностью подменить водителя система не призвана.

Теперь проделаем нечто противоположное: на таком же “миксте” будем не тормозить, а трогаться в горку. Останавливаюсь на середине искусственного холма и отпускаю педаль тормоза. Машина стоит неподвижно – электронный ассистент не позволяет ей откатываться назад. Газ – и автомобиль начинает двигаться вперед без дерганий и пробуксовок.

Праздник послушания

АДАПТИВНЫЙ круиз-контроль – давно не новость, однако на современных моделях он задействуется не с трех десятков км/ч, как раньше, а практически со старта. На практике это выглядит так. Пристроившись за ассистирующим фургоном, нажимаю кнопку и убираю ноги с педалей – наш автомобиль следует за направляющим, словно приклеенный, предел скорости (верхняя планка – 200 км/ч) и дистанцию до впередиидущего автомобиля мы выбираем самостоятельно. Фургон резко увеличивает скорость – мы тоже увеличиваем. Внезапно у него вспыхивают красные стоп-сигналы..

– Не тормозить! – напоминает инструктор.

И действительно, наша машина сама плавно замедляется до полной остановки.

– А если между нами и “лидером” вклинится другой автомобиль? – спрашиваю у представителя фирмы.

– Система сработает.

– А если он неожиданно сместится на соседнюю полосу шоссе?

– Тогда электроника, согласно тем же заданным вами условиям, будет ориентироваться на другой автомобиль, который окажется перед вами..

Очень интересное упражнение – “карусель” на кольце полированного льда. Скользко так, что в обычных ботинках тут на ногах не устоишь. А вот наш автомобиль уверенно держится на круговой траектории – электроника постоянно одергивает то или иное колесо, корректируя курс машины. До того, как мы начинаем “уплывать” наружу круга, удается набрать 60 км/ч. Весьма приличный запас надежности – ведь на дорогах общего пользования при такой гололедице нормальные водители держат скорость в два-три раза ниже.

Очередное задание: в рискованной дорожной обстановке мы должны.. вообще не понять, что есть какой-то риск. Новая система “ESP 9 Premium” снабжена мощным процессором, мгновенно обрабатывающим показания всех датчиков, и высокопроизводительной гидравликой. При ее срабатывании вы не ощущаете ни биения педали тормоза, ни посторонних шумов. Просто машина кажется необычайно послушной, и, без труда прописывая сложные виражи, вы начинаете мнить себя искусным водителем.

– Вы не боитесь, что владелец такой машины в опасной ситуации либо переоценит свои навыки, либо излишне доверится электронике? – спрашиваю у руководителя тестов.

– Конечно, идеальный вариант – когда водитель проходит специальный тренинг, чтобы узнать, на что способен он сам и его автомобиль. Но даже если за рулем сидит новичок, современные активные вспомогательные системы позволяют отодвинуть опасный порог гораздо дальше, чем на “пустой” машине. Для этого мы и работаем.

             

                    

НАША СПРАВКА

Как развивалась вспомогательная электроника

ВПЕРВЫЕ она появилась на автомобилях в конце 70-х годов прошлого века в виде АБС – антиблокировочной системы, позволяющей избежать блокировки колес на скользком покрытии и торможения юзом, когда машина фактически теряет управление.

 

Постепенно АБС обрастала дополнительными датчиками и функциями. Электроника начала следить и корректировать вращение колес не только при замедлении, но и при разгоне автомобиля – так появилась противобуксовочная система TSC (по классификации “Bosch”). Ровно 15 лет назад в автомобили стали устанавливать датчики положения руля, продольного ускорения и угловой скорости рыскания, которые объединили с тормозной системой и блоком управления двигателем. Теперь система могла распознавать угрозу заноса или сноса и притормаживать отдельные колеса, а также ограничивать тягу двигателя. Устройство получило название ESP (Electronic Stability Program).

Современные средства активной безопасности представляют собой “конструктор”, когда к системе управления двигателем и тормозами добавляются все новые датчики, скажем, радар круиз-контроля или устройство помощи при спуске с горы. Поэтому сегодня автопроизводителям и покупателям выгодно сразу оснащать автомобиль пакетом из нескольких функций.

 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9