ОПЫТНЫЕ автомобилисты говорят, что ночью можно ехать настолько быстро, насколько позволяет дальность света фар. Это верно, безопасная скорость напрямую зависит от того расстояния, на которое просматривается дорога. Чем раньше водитель заметит препятствие, тем раньше он начнет торможение и, соответственно, тем больше места для маневра ему останется. Если же скорость слишком велика, то может так статься, что при появлении помехи тормозить будет уже поздно.
Специалисты утверждают: исправные и отрегулированные в соответствии с ГОСТом фары в режиме дальнего света достаточно эффективно высвечивают дорогу примерно на 100-110 м перед автомобилем. Причем не столь важно, каким типом осветительных приборов оборудована машина. По результатам измерений дальность света модного и престижного “ксенона” непринципиально отличается от возможностей штатных “галогенок”. Исходя из этого, можно считать, что при движении по темной дороге в большинстве случаев заметить помеху можно на расстоянии около (или чуть больше) 100 м.
Для экстренного торможения на сухом асфальте даже со скорости 120 км/ч такой дистанции более чем достаточно. Но часто ли осенью дорога бывает чистой и сухой? На мокром покрытии тормозной путь автомобиля увеличивается в полтора с лишним раза. Максимальная скорость, с которой можно замедлиться на дистанции, не превышающей 100 м, составит уже не 120, а 100 км/ч. В таблице 1 мы приводим средние значения длины тормозного пути, рассчитанные по методике ГИБДД. По ним наглядно видно, как это расстояние зависит от скорости движения и состояния дорожного покрытия.
Но в реальных условиях, когда препятствие появляется не прямо перед капотом машины, а где-то (как кажется водителю) достаточно далеко – на самой границе видимости, – незамедлительно бить по педали тормоза никто не будет. На то, чтобы рассмотреть помеху, оценить расстояние до нее и принять решение о торможении, среднестатистическому водителю требуется около двух секунд. Несложно подсчитать, что при скорости 60 км/ч за это время автомобиль успевает проехать более 30 м, а при 120 км/ч – уже почти 70 м. Поэтому полная дистанция, которая потребуется для экстренной остановки, будет складываться из длины тормозного пути и того расстояния, которое машина успеет проехать до начала торможения. Этот показатель называют остановочным путем. Для наглядности мы рассчитали его средние значения и результаты тоже свели в таблицу.
Получается, что максимальная скорость, при которой водитель, увидев в свете фар препятствие, может безопасно остановиться, составляет на сухом асфальте не более 100 км/ч, а на мокром – 80 км/ч. Если же автомобиль движется быстрее, то в тот момент, когда помеха окажется в поле зрения, тормозить будет уже поздно..
Средняя длина тормозного пути
(рассчитана по методике ГИБДД) | ||||
60 км/ч | 80 км/ч | 100 км/ч | 120 км/ч | |
Сухой асфальт | 20 м | 36 м | 56 м | 81 м |
Мокрый асфальт | 35 м | 63 м | 98 м | 142 м |
Укатанный снег | 70 м | 126 м | 197 м | 283 м |
Голый лед | 140 м | 252 м | 394 м | 567 м |
Средняя длина остановочного пути
(с учетом времени реакции водителя)
| ||||
60 км/ч | 80 км/ч | 100 км/ч | 120 км/ч | |
Сухой асфальт | 53 м | 80 м | 112 м | 148 м |
Мокрый асфальт | 68 м | 107 м | 154 м | 209 м |
Укатанный снег | 103 м | 170 м | 253 м | 350 м |
Голый лед | 173 м | 296 м | 450 м | 634 м |