ТУТ ЕСТЬ своя закономерность. Чем больше скорость, тем шире динамический коридор. По очень простой причине: когда машина мчится в хорошем темпе, всякое незначительное отклонение руля, практически неизбежное даже на мелких ухабах, несколько сдвигает ее с прямой траектории. Особенно заметно это проявляется у больших джипов (грузовики в расчет уже не берем) на плохих дорогах.

Чтобы наглядно продемонстрировать, как это происходит, сотрудники Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ любезно предложили нам воспользоваться трассой, отведенной на Тушинском аэродроме для состязаний по стрит-рейсингу. Для наших целей она тоже вполне годилась.

Эксперимент предельно прост. На сей раз никакие тщательные измерения нам не потребуются. Дано: прямой участок трассы, на котором конусами обозначена проезжая часть. Перед ним беспорядочно уложены полукруглые поленья – то ли остатки “лежачего полицейского”, потрепанного временем, то ли какой-то дачник рассыпал с прицепа обрезки блок-хауса… Требуется проверить: как здесь проявят себя легковые автомобили разного типа?

Что и требовалось доказать…

ПЕРВАЯ часть эксперимента. Наш испытатель садится за руль редакционного “Ford Focus”. Разгон до 60 км/ч (лимит скорости в населенных пунктах) – машина, слегка подпрыгнув на чурбаках, не делает ни малейшей попытки сойти с курса. 90 км/ч (верхняя разрешенная планка для загородных дорог) – автомобиль держит курс столь же безупречно. 110 км/ч (максимум на автомагистралях) – коридор между конусами пройден как по ниточке. А если “нарушить ПДД”? Водитель утапливает педаль газа в пол, скорость – под 160 км/ч. Малолитражка впервые проявляет некоторые признаки неуверенности, чуть-чуть виляет, но все равно – ни один из конусов не сбит.

Точно так же вел бы себя любой другой легковой автомобиль (разумеется, при условии, что он исправен). Тут все дело в конструкции шасси. Чисто легковые модели обычно оснащаются независимой подвеской и реечным рулевым управлением. Такой тандем, как правило, обеспечивает точную управляемость и неплохую курсовую устойчивость, поскольку добиться слаженной работы этих систем в принципе несложно.

Вторая часть эксперимента. На старт выходит “Toyota RAV4” – типичный представитель “асфальтовых” внедорожников. Легковое шасси, но более крупные размеры. А размер, как мы вскоре убеждаемся, в данном случае имеет некоторое значение. 60, 90, 110 км/ч – экзамен сдан на “отлично”. И только когда кроссовер разгоняется до максимальной скорости за 170 км/ч, чувствуется, как после прыжка на препятствии его немного тянет в сторону. В принципе (при надлежащей реакции, тем более что мы готовы к такому развитию событий) можно было бы вернуть его на путь истинный движением руля, но наш испытатель делает вид, что разбросанные деревяшки для него – полная неожиданность. В результате пара из десятка конусов все-таки улетает из-под колес.

Третья часть эксперимента. Наш водитель устраивается в кожаном кресле “Range Rover” позапрошлого поколения. Несмотря на роскошное оснащение, шасси у этой люксовой модели такое же кондовое, как у всякого серьезного джипа. У настоящих внедорожников управляемость на высоких скоростях принесена в жертву прочности и проходимости. Подвеска здесь, как правило, зависимая, то есть с жесткими мостами. По ряду технических причин такая конструкция заставляет инженеров применять специальный рулевой привод, частью которого является длинная поперечная тяга. А у подобной схемы есть не самая приятная особенность: при наезде на неровности детали подвески и рулевого привода движутся по разным траекториям (на языке конструкторов это называется “кинематическим рассогласованием”). В результате управляемые колеса самопроизвольно поворачиваются на небольшой угол, и автомобиль уходит с прямой траектории. Большие полноценные внедорожники созданы отнюдь не для гонок. Их стихия – преодоление “off-road” или вальяжное перемещение по хорошим автострадам. А что касается более-менее разбитых дорог, эти красавцы рыскают даже на банальных колеях на асфальте, что уж говорить о ямах и ухабах!

Вот и теперь – на скорости немного за 100 км/ч, подскочив на полешках, внедорожник, словно битой по городкам, проходится по ряду конусов, не оставляя им шанса уцелеть. Дорогу он, конечно, “не потерял”, но динамический коридор оказался существенно шире коридора из конусов. Наш фотограф в восторге от удачного кадра и вопреки своему обыкновению даже не требует дублей. Снято!

Хорошая реакция и крепкая рука помогают удерживать машину на прямой. Но – до определенного предела.

Вместо эпилога

В МЕРУ разбитая загородная трасса, неровный асфальт, ямы и трещины… Если рядом с вами на приличной скорости мчится большой внедорожник, постарайтесь держаться от него на некотором расстоянии – не забывайте, что его динамический коридор может сделать трассу узкой для двух автомобилей. Тем более следует опасаться грузовиков, водители которых, кажется, считают себя участниками “Дакара”. Приглядитесь, как их мотает из стороны в сторону…

Помнить о динамическом коридоре рекомендуем и владельцам серьезных внедорожников. Конечно, хорошая реакция и крепкая рука помогают успешно справляться с их рысканием на высоких скоростях, но – до определенного предела. После которого любое водительское мастерство, увы, уступает законам физики.

 

 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9