– ВЫ КОГДА-НИБУДЬ падали со стула? – спросили меня в лаборатории “Volvo”.
– Однажды, когда ножка подломилась…
– Надеюсь, было не очень больно?
– Нет, но крайне неприятно.
– А если встать на стул ногами и упасть на пол плашмя? Что будет, как вы полагаете?
– Ничего хорошего. Лучше даже не думать об этом.
– А мы рассчитали последствия: вы ударитесь лицом о пол с такой же силой, как стукнулись бы о ветровое стекло, руль или приборную панель машины при лобовом столкновении на скорости 25 км/ч. Неприятно? Но этого легко избежать, если пристегиваться ремнями безопасности…
Вот такая наглядная арифметика. Вольвовцы перевели удары на разных скоростях “в стулья”. Таким образом, у них получилось, что если 25 км/ч соответствует одному стулу, то 40 км/ч – уже девяти. Представляете себе эффект от падения с такой пирамиды?
Все результаты расчетов мы свели в таблицу, для удобства указав эквивалентную высоту падения не в стульях, а в метрах. Обратите внимание, что удар при ДТП на скорости 100 км/ч будет в точности такой же, как при падении на землю с крыши 12-этажного дома!
Понятно, что в этом случае уже ничто не спасет. Но ведь на меньших скоростях человек может выставить вперед руки и тем самым смягчить удар?
– Нет, не получится, – утверждают специалисты. – Сил не хватит!
Для того чтобы понять, почему их не хватит, придется вспомнить школьный курс физики. Не пугайтесь – в минимальном объеме. Масса тела, как известно, величина постоянная. А вот вес – может меняться. Например, принято считать, что человек средней комплекции весит около 70 кг. На самом деле это значит, что масса его тела составляет 70 кг. В состоянии покоя масса равна весу. Но в нашем случае при ударе автомобиля о препятствие находящемуся в машине человеку будет придано значительное отрицательное ускорение (иными словами – замедление), и его вес изменится. Он составит произведение массы на ускорение.
Впрочем, можно не забивать голову законами физики и не искать калькулятор. Специалисты все уже рассчитали. При ударе на скорости 10 км/ч вес 70-килограммового человека возрастет почти до… тонны. Если быть точным, то до 982 кг. Не великовата ли нагрузка на руки? Если же скорость движения вырастет до 40 км/ч, то вес тела при ударе составит 2.453 кг (см. таблицу). Две с половиной тонны руки точно не выдержат…
Кстати, именно поэтому эксперты категорически запрещают в машине держать детей на руках. Масса годовалого ребенка составляет 10-12 кг (это норма). А при лобовом столкновении на 40 км/ч его вес увеличится… в 35 раз. Согласитесь: 350-420 кг ни одна мама в руках не удержит.
Скорость автомобиля при ударе (км/ч) | Эквивалентная высота падения (м) | Вес человека в момент
удара (кг) |
10 | 0,39 | 982,04 |
25 | 2,46 | 1.748,6 |
40 | 6,30 | 2.453,6 |
55 | 11,91 | 3.154,7 |
70 | 19,29 | 3.780,9 |
85 | 28,44 | 4.349,4 |
100 | 39,37 | 4.861,1 |
ПОЧТИ полвека назад – в 1959 году Нильс Болен, сотрудник отдела безопасности компании “Volvo”, изобрел трехточечные привязные ремни. В следующем году они уже появились на конвейере. Ими стала оснащаться модель “Volvo Amazon” (на фото), ставшая первым в мире автомобилем, серийно оборудованным этим средством безопасности. Потом ремни появились на “Volvo PV544”, а чуть позже их взяли на вооружение и другие автопроизводители.
Вклад компании “Volvo” в дело пассивной безопасности был признан столь важным, что в 1985 году патентное бюро Западной Германии назвало автомобильные привязные ремни одним из восьми самых ценных для человечества изобретений, сделанных за последние 100 лет.
Поначалу ремнями оборудовались только места водителя и переднего пассажира. На задних сиденьях они появились лишь в 1967 году, а еще через два года стандартом (и спереди, и сзади) стали инерционные ремни с катушками, фиксирующимися при столкновении.