Электроника все больше поддерживает, оберегает и заменяет человека в автомобиле. В последнее время растет популярность интеллектуальных подвесок, которые могут сделать более комфортными и спортивными любые машины, в том числе и автономные
Говорят, не красна изба углами. Зато хорошие «углы» украсят любой автомобиль. В обычной жизни нам приходится ездить по разным дорогам, и стандартная «пассивная» подвеска одинаково жестко или мягко отвечает на разбитый проселок и попадающийся местами ровный асфальт. Но ведь нередко хочется характер подвески изменить под конкретные условия, а то и просто под настроение.
В принципе в этом может помочь механическая подвеска с регулируемой высотой пружин, которую предлагают в качестве опции для некоторых спортивных машин. Но проблема в том, что для регулировки жесткости таких «койловеров» надо залезать под автомобиль или ставить его на подъемник. А после очередного трек-дня делать это снова, чтобы не подвергать позвоночник бессмысленной тряске в повседневных поездках.
Однако есть идеи получше: во-первых, изменять жесткость подвески нажатием одной кнопки, во-вторых, поручить следить за характером дороги электронике, за счет чего машина становится более комфортной даже на треке. Именно этим занимаются в компании Monroe. Крупнейший производитель компонентов подвески выпускает ныне каждый третий комплект амортизаторов с электронным управлением. Благодаря чему за последние 13 лет на мировом рынке оказалось более 6 млн систем «умных» подвесок Monroe.
Специалисты из Monroe, входящей в состав компании Tenneco, сначала рассказали мне, как разрабатываются и испытываются их подвески, затем провели по цехам завода, расположенного по соседству, где собираются основные элементы электронной подвески.
В теории все просто. Чтобы автомобиль адекватно реагировал на неровности дороги, нужно постоянно контролировать ход сжатия и отбоя каждого амортизатора. На извилистых дорогах вдобавок просится, чтобы становились жестче стабилизаторы, а на бездорожье их хочется «распустить». Иногда же приходит мысль, что машина должна двигаться как ковер-самолет, не реагируя на ямы и бугры.
Примерно в таком порядке и развивался «интеллект» подвесок. В классические пассивные подвески сначала добавили амортизаторы с одним внешним соленоидом, регулирующим характеристики сжатия и отбоя. Получилась полуактивная подвеска с условными режимами «Комфорт» и «Спорт», в которых жесткость амортизаторов водитель может регулировать по нескольким уровням. В такой подвеске электроника с помощью датчиков, оценивающих вертикальные ускорения колес, перемещения кузова и углы поворота руля, анализирует текущие условия и через каждые десять миллисекунд меняет характеристики каждого амортизатора для повышения комфорта и надежности контакта колес с дорогой, от которых зависит управляемость. Такая относительно простая система и была разработана Monroe в бельгийском городке Синт-Трёйден десять лет назад, сейчас она применяется уже почти в 40 моделях машин, лидируя на рынке.
Следующий шаг – в амортизаторы добавили еще по одному наружному клапану, чтобы за сжатие и отбой отвечали отдельные соленоиды. В таком варианте контролировать комфорт и управляемость можно еще тоньше: этот апгрейд стал очередным шагом к активной подвеске.
Амортизаторы с двумя внешними клапанами инженеры Monroe соединили между собой гидравлическими трубками, чтобы полностью отказаться от стальных стабилизаторов и регулировать крены с помощью электроники и гидравлики. Это практически идеальное решение для спорткаров, кроссоверов и внедорожников уже предлагается в качестве опции и для серийных моделей.
В арсенале компании есть и активная система, которая тестируется на автомобилях разных марок. К активным амортизаторам, созданным на основе амортизаторов с двумя внешними клапанами, добавились гидроаккумуляторы, насос и более сложная электроника. Благодаря гидроаккумуляторам можно быстро менять высоту и жесткость амортизаторов для подавления боковых кренов, «нырков» и «приседаний» кузова при торможениях и разгонах, за счет чего комфорт, управляемость и безопасность выходят на совершенно новый уровень. Планируется, что эта система, которую назвали ACOCAR, появится уже на следующих поколениях премиальных машин в сегментах E и F.
Об «активизации» подвесок мне рассказали в Инженерно-технологическом центре Monroe, расположенном рядом с заводом компании. Я увидел, как разрабатываются поршни, пластины клапанов и другие детали амортизаторов. Плавность хода во многом зависит от величины неподрессоренной массы, поэтому все детали подвески здесь стремятся максимально облегчить. Впервые в жизни я подержал в руках композитную чашку, в которую упирается... композитная пружина подвески! С помощью уникальной технологии в Monroe делают наружные трубы амортизаторов с переменной толщиной – не путем гидроформовки, а с помощью особой протяжки. Посмотрел и как изготавливают амортизаторы – весь процесс. Производство можно назвать таким же интеллектуальным, как сами подвески, для которых здесь производятся все детали.
И все же самой интересной частью знакомства с Monroe стал тест нескольких автомобилей со всеми типами подвесок, которые здесь выпускают или разрабатывают: от сравнительно демократичного Ford Focus RS и фантастического McLaren с полуактивной подвеской до нескромного Range Rover c ACOCAR. Во всех машинах четко чувствуешь разницу выбираемых настроек, а в некоторых из них поведение подвески меняется вместе со всеми настройками шасси и системы привода («несколько авто в одном» – уже реальность).
Так, за счет функции «лифта» на McLaren можно проходить «лежачих полицейских», не сбавляя «газа». Говорят, FIA потребовала убрать электронику из подвесок этих машин, участвующих в гоночных сериях (она делает болиды более быстрыми). А в Range Rover вы действительно ощутите себя на ковре-самолете – автомобиль становится практически автономным по отношению к неровностям дороги.
Что дальше? Полуактивные и активные подвески с помощью фронтальной камеры и навигатора превращаются в проактивные. А еще в навигацию можно «зашить» данные о микропрофиле дороги... Но последнее слово за клиентами, выбирающими эти недешевые опции. Производитель же делает все, чтобы «интеллект» подвесок стал более привлекательным и популярным.