Автомобильное топливо под брендом Shell продается уже более 100 лет – с 1907 г., а в 1929 г. началось сотрудничество фирмы с Энцо Феррари. Первое восхождение на высшую ступеньку подиума команды Scuderia Ferrari с участием Shell состоялось в 1951 г. В начале же нового века, в 2002 г., на болиде Ferrari, заправленном бензином Shell, Михаэль Шумахер добыл Scuderia Ferrari сотую победу Формулы-1. А спустя еще шесть лет была одержана 150-я победа в гонках MotoGP на мотоцикле Ducati с горючим Shell.
Итальянские авто- и мотоконюшни получают от крупнейшей нефтяной компании не только топливо. В гоночной технике применяется весь спектр горюче-смазочных материалов Shell: бензин, масла, смазки, охлаждающая жидкость и даже жидкость для системы рекуперации энергии KERS на “формульных” машинах.
Параллельно с этим шла продажа горючего и смазки для обычных автомобилей, мотоциклов, судов и промышленных двигателей. В 1998 г. начался выпуск одного из самых высокотехнологичных продуктов – бензина Shell V-Power уровня “премиум”, ныне продаваемого более чем в 65 странах.
Интересно, что состав бензина для гоночных и обычных автомобилей на 99% одинаков. То есть у специалистов по адаптации топлива к моторам остается мизерный “коридор” на изменение свойств топлива. Одна из важнейших присадок к гоночному бензину – модификатор трения, используемый в премиальном бензине Shell V-Power, – разрабатывалась совместно с Ferrari. Ее главная задача состоит в очистке от нагара верхней части поршня и первого поршневого кольца. Другая присадка обеспечивает стойкость топлива к детонации, что для гоночных бензинов является одним из ключевых параметров.
Кроме того, в пакет присадок бензинов V-Power входит очень эффективный моющий компонент, позволяющий при регулярном использовании этого топлива содержать основные узлы двигателя в идеальной чистоте. Например, клапаны. При сильном увеличении заметно, что нагар на них представляет собой не “окаменелость”, а скорее “холмы с пещерами”. Это подтверждается простейшим опытом, который при мне провели в лаборатории. В стакан с бензином окунули два клапана – чистый и с нагаром. Затем вынули, а бензин, осевший на них, подожгли. Через несколько секунд на чистой детали топливо сгорело, а на клапане с нагаром горение продолжалось. Вот так и теряется мощность в моторах.
Меняя соотношение десятка параметров бензина, его можно “приспосабливать” к особенностям двигателей и условиям, в которых он используется. Это позволяет создавать топливо для гонок на конкретных трассах, а в обычной жизни – для региональных рынков. Путем многофакторного анализа можно подобрать оптимальный пакет присадок для температуры, при которой пройдет гонка, сочетания прямых участков и виражей, максимальной скорости, вертикального профиля трассы. По сути, к каждой гонке Формулы-1 в Shell готовят уникальный бензин. На одном из компьютеров мне предложили самостоятельно “изменить” состав бензина для этапа гонок в Сильверстоуне, в результате чего можно было видеть, как меняются параметры топлива и вписывается ли эта формула в рамки требований FIA.
Однако работа центра разработкой и отгрузкой бензина для гонок не исчерпывается. Бензин и масла – предмет пристального внимания FIA. Количество и качество бензина на “формульных” гонках может быть проверено практически в любой момент, но основным считается контроль перед квалификацией. Поэтому мобильная лаборатория Shell выезжает на каждый этап Формулы-1, где в ходе гонок проводит до 30–40 тестов. Основной вопрос, на который химики отвечают при проверке бензина с помощью газового хроматографа, – остается ли состав топлива неизменным в ходе всех дней гонки и нет ли в нем следов загрязнений. А на соседнем стенде специалисты проверяют моторное и другие масла на отсутствие следов металлической стружки, по которым судят о состоянии двигателя и других важнейших агрегатов.
Участие в Формуле-1, особенно с учетом того, что Shell не только поставщик, но и спонсор Scuderia Ferrari, – дело затратное. Зато в ходе гонок накапливается бесценная информация о поведении топлива в разных режимах. А многие технологии и компоненты переносятся в “гражданский” бензин, который продается на обычных АЗС, благодаря чему вложения в спорт окупаются.
В гамбургском центре Shell проводятся лабораторные и стендовые испытания, а натурные тесты топлива и смазок проходят на автомобилях и мотоциклах по всему миру. В ходе испытаний специалисты контролируют состояние моторов, “заглядывая” с помощью эндоскопа в цилиндры для осмотра клапанов и поршней. А в лаборатории с беговыми барабанами и огромным вентилятором идут стендовые испытания топлива на реальных автомобилях с помощью роботов, имитирующих работу водителя в режиме “7/24”. Датчики позволяют следить за состоянием множества параметров.
Впрочем, Shell занимается практически всеми видами энергии, используемой человеком. Здесь разработали технологии получения жидкого топлива из каменного угля и анализируют возможность получения подобного горючего из сланцевого угля. Одно из перспективных направлений – получение низкосернистого жидкого топлива из природного газа (технология GTL: gas-to-liquid). Завод, запущенный в Катаре два года назад, при выходе на проектную мощность будет выдавать 260 тыс. баррелей сжиженного синтетического топлива в сутки, благодаря чему объем продукции Shell в мире вырастет на 8%. Автомобиль, работающий на таком топливе, проходит испытания и в Гамбурге. В итоге синтетическое горючее потребовало внести серьезные изменения в конструкцию мотора – по сути, двигатель разработали под топливо, а не наоборот, как это бывает обычно.