Во многом этот год запомнится событиями, связанными со странами-соседями. Так, «Газпром» прекратил поставлять газ на Украину, в Белоруссии на третий срок переизбран Александр Лукашенко, да еще разгорелся конфликт России с Грузией – вплоть до депортации граждан обоих государств и запрета минералки. А что происходило на автомобильном рынке?
1. ИЗ-ЗА КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ПАДЕНИЯ СПРОСА
Ижевский завод прекратил выпуск ИЖ-2126 «Ода» и универсала «Фабула». Однако в производство запустили грузовой «гибрид» ИЖ-27175 – фургон с перед-ком ВАЗ-2105 и задней частью ИЖ-27171. Автомобиль с вазовским двигателем 1,6 л мощностью 74 л.с. был чуть дешевле аналогичной модели тольяттинской компании ВИС. Но спрос на ижевские фургоны все равно держался недолго, поскольку их отличали низкое качество изготовления и слабая коррозийная стойкость кузова.
2. В ПРОДАЖУ ПУСТИЛИ
очередной вариант ветерана отечественного автопрома «Волги» ГАЗ-31105. На сей раз версию с двигателем Chrysler, чей 4-цилиндровый мотор, снятый с производства в Америке, при рабочем объеме 2,4 л выдавал 137 л.с. Нижегородский седан развивал 100 км/ч за 11,2 с и достигал почти 180 км/ч! Однако трансмиссия, тормоза, элементы рулевого управления остались прежними и плохо гармонирующими с мощным двигателем. Интерес к машине был небольшим и недолгим.
3. В АПРЕЛЕ В РОССИИ
ввели нормы Euro 2. Это стало болезненным ударом по некоторым моделям с двигателями, по-прежнему оснащаемыми карбюраторами. Постепенно сошли со сцены ульяновские моторы, в том числе объемом 2,9 л, которые ставили на внедорожники УАЗ. Введение Euro 2 окончательно погубило и «Оку». Камский завод прекратил производство малолитражки. В Серпухове же пытались приспособить к машине китайский силовой агрегат, но стоимость автомобиля с ним оказалась в полтора раза выше и вскоре выпуск «Оки» остановили и там.
4. В СТРАНЕ
начались продажи невиданных у нас прежде иранских седанов Samand – многие и не подозревали, что в этой стране тоже делают автомобили. В основе машины – французский Peugeot 405, давно снятый с производства в Европе. Двигатель рабочим объемом 1,8 л развивал 100 л.с. Предлагали пару модификаций, отличающихся комплектацией. Некоторый интерес к машине был, но иранская компания не создала нормальной дилерской сети и мизерные продажи седанов вскоре сошли на нет.
5. ПОД КАЛУГОЙ
с большой помпой, в присутствии министра экономического развития России Германа Грефа и главы Skoda Детлефа Виттига, заложили первый камень в основание нового завода – первого предприятия концерна Volkswagen на территории России. Завод действительно довольно быстро построили и запустили в эксплуатацию. Вскоре поблизости появились и иные автомобильные предприятия, Калуга стала одним из центров нового российского автопрома.
6. СПРОС НА УЛЬТРАДОРОГИЕ МАШИНЫ
постоянно рос. Поэтому официальный дилер BMW фирма «Автодом» объявила о начале продаж автомобилей марки Alpina – продукции известной немецкой компании, занимающейся тюнингом баварских моделей. Первенцем стал седан Alpina B7 на базе «семерки» семейства Е65. Настроенный двигатель объемом 4,4 л развивал 500 л.с. Следом в Россию завезли купе Alpina B6, под заказ предлагали и другие модели немецкой фирмы.
7. В МОСКВЕ
впервые официально стали выдавать в прокат кемперы – передвижные дома на колесах на шасси европейских фургонов. Большинство – известной в мире марки Hymer, сделанных с оригинальным дизайном, но на серийных узлах. Интерес к автомобильным путешествием существовал, однако спрос был невелик. И дело даже не в отсутствии специальных стоянок и инфраструктуры, а в высокой для многих россиян цене аренды – от 3000 рублей в сутки.
8. В РОССИИ
1 июля ввели в действие новые Правила дорожного движения. Изменений внесли относительно немного, но некоторые оказались очень важными. Так, все автомобили и мотоциклы отныне должны в любое время суток двигаться с включенным ближним светом фар. В ПДД появилось и около трех десятков новых знаков – в частности, «искусственные неровности». Им стали обозначать «лежачих полицейских».
9. ГОРЬКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД
громогласно заявил о покупке британской компании, выпускающей фургоны и микроавтобусы под маркой LDV. Гамма моделей включала автомобили грузоподъемностью 1000–1600 кг с дизелями объемом 2,5 л мощностью 95 и 120 л.с. LDV Maxus показали и в России. Объявили о начале продаж, а также о перспективе модернизации семейства «ГАЗель» с использованием узлов и агрегатов британского фургона. Однако в стране прижилось мизерное количество LDV, а вскоре проект закрыли.