Мнение, будто французы слишком романтичны, слегка безалаберны и настолько же ленивы, – миф. На самом деле они очень практичны, иначе не смогли бы сделать автомобиль, который всего за три года разошелся почти миллионным тиражом
Помнится, незабвенный Остап Бендер рассказывал, что в его время в Европе была мода на ситечки для чая. Не знаю, как с этим делом сейчас, но спрос на хэтчбеки в Старом Свете точно падает. За десять последних лет их доля в “гольф”-классе снизилась заметно: с 61% в 2001 г. до 48% в 2010 г. Это результат роста популярности кроссоверов и других SUV. Но такова картина в целом по рынку. Если же взглянуть на то, как обстоят дела у фирм – законодателей моды в области тех же хэтчбеков, выяснится, что их рецепты изготовления бестселлеров по-прежнему хороши.
Взять, например, модель Peugeot 308. У дилеров этот автомобиль впервые появился в октябре 2007 г. И сбыт мгновенно пошел в гору: французы, испанцы, англичане, немцы, а заодно и россияне приняли преемницу 307-й модели на ура. Как результат, к концу 2010 г., когда пришло время провести рестайлинг, по всему миру было продано 930 тыс. этих машин, причем львиная доля пришлась именно на хэтчбек – автомобиль с таким кузовом выбрало 68,3% покупателей (чуть менее четверти клиентов предпочло универсал, еще 8,3% остановилось на версии купе-кабриолет).
Сейчас на сцене появляется заметно обновленная 308-я. Причем одновременно во всех трех вариантах кузова. И нет сомнений, что уже через пару-тройку месяцев после апрельского старта продаж французы рапортуют о выпуске миллионного экземпляра этого бестселлера. Как знать, возможно, юбилейный экземпляр сойдет с конвейера калужского завода марки.
У двух самых востребованных версий Peugeot 308 есть замечательная опция – панорамная крыша. Если ее поставить на хэтчбек, то общая площадь остекления машины составит 4,86 кв. м. В универсале показатель еще выше – 5,58 кв. м. Если вы думаете, что это немного, просто вспомните, что в иных “хрущевках” кухни меньше. Вот из таких “изюминок комфорта” и состоит эта модель. Видимо, французы себя очень любят и, создавая автомобиль, стремились сделать его в высшей степени удобным и приятным.
Например, салон в ходе рестайлинга подвергся доработке, с тем чтобы стать одним из самых просторных в своем классе. На уровне локтей и хэтчбек, и универсал в передней части предлагают по 1464 мм, еще более чем на полсантиметра больше места сзади. Как принято в Peugeot, внутри машины можно обнаружить множество карманов, боксов, ящичков. Их общий объем здесь составляет 42 л, причем все емкости размещены так, что, с одной стороны ими легко пользоваться, с другой – они не съедают пространства. А ведь автомобиль имеет еще и вместительный багажник. В том же хэтчбеке он, если измерять “до полки”, составляет 430 л. Но полку можно снять, и емкость отсека увеличится заметно. А еще есть вариант сложить задние кресла, что сделает багажник попросту огромным – 1398 л. Нетрудно догадаться, что в универсале эти показатели заметно больше, и даже купе-кабриолет, если у него убрана металлическая крыша, может предложить как минимум 266 л свободного пространства в грузовом отсеке.
Идее комфорта и практичности подчинены и прочие составляющие интерьера. Так, на рулевом колесе теперь есть упоры для больших пальцев, по-новому отделаны дверные ручки и элементы передней панели, появились некоторые кожаные, лакированные и хромированные детали, а качество всех материалов возросло. В итоге зоной водителя и переднего пассажира 308-я стала в чем-то перекликаться со стильной моделью Peugeot RCZ и более высокой по классу 508-й, которую в России начнут продавать осенью.
Свой вклад в обновленный облик модели внесли и дизайнеры экстерьера. Как рассказал один из них во время теста, в 308-й (при сохранении всех прежних габаритов) теперь воплощены новые стилистические “коды” бренда. Выяснилось, что имеются в виду некоторые линии и элементы, придающие автомобилям марки элегантность, стильность и вместе с тем “мускулистость”. В их числе – более крупная решетка радиатора и декоративная хромированная рамка на ней, нижняя часть бампера, визуально расширяющая кузов, V-образный капот и эмблема, где фирменный лев отныне размещен на черном лакированном фоне, динамичная линия днища кузова.
Как водится, изменилась и оптика – теперь здесь стоят новые передние фары с гладкими рассеивателями, дневные ходовые огни сделаны на светодиодах. А задние фонари на универсале размещены так, чтобы проем двери багажника получился как можно более крупным; в сочетании с низким порогом это должно обеспечить простоту погрузки и выгрузки. Кроме того, ключевая горизонтальная линия кузова в этой модификации проходит к задней двери в ее средней части, что согласно замыслу авторов придает версии SW визуальную вытянутость, а заодно солидность. Пожалуй, я с этим соглашусь. А в качестве бонуса французскому универсалу добавлю: это единственная модель в своем классе, предлагающая 7-местную компоновку салона.
В момент, когда я проводил дебютный тест рестайлинговой машины, спецификации для России утверждены не были (речь прежде всего о моторах). Поэтому решил пока испытать другие элементы – шасси, рулевое управление, тормоза, ряд систем безопасности, а более детальное знакомство с трансмиссиями и силовыми агрегатами отложить на лето, когда появятся машины калужской сборки.
Сказать, что инженеры глубоко переработали конструкцию автомобиля, в данном случае никак нельзя. Но этого и не требовалось: уже с момента своего первого появления на рынке Peugeot 308 был хорош. Не вызывала нареканий управляемость машины, плавность хода, динамика. Тем не менее французы все же поработали над усилителем руля, и он стал еще более острым и информативным. Зато куда больше новаций в элементах, влияющих на расход топлива и выброс вредных веществ. В частности, на 25 кг удалось снизить общий вес автомобиля, на некоторых версиях будут стоять шины со сверхнизким сопротивлением качению, а коэффициент аэродинамического сопротивления кузова доведен до рекордного в своем сегменте – всего 0,28.
Что касается подвески, то, как и у большинства европейских автомобилей компакт- и “гольф”-класса, в 308-й она настроена на частичную загрузку салона – например на двоих взрослых и ребенка с небольшим багажом. В этом случае автомобиль, особенно на трассе, едет почти идеально: стабильно, плавно, глотая неровности. Однако попробуйте сесть впятером, и вы обнаружите, что задняя подвеска начнет методично считать каждую ямку и кочку. Но европейцы так почти не передвигаются, а именно на этот континент приходится подавляющая доля сбыта модели. Значит, настройки шасси справедливо ориентированы на подобную езду, и наш тест еще раз подтвердил это: обновленный хэтчбек безупречно прописывает повороты горных серпантинов, коих на Лазурном Берегу Франции в достатке, он легко маневрирует, послушен, быстро набирает скорость и надежно тормозит. Версия SW мне показалась чуть менее юркой (на то и универсал), но в целом замечаний нет и к ней.
Кстати, уже в базовую комплектацию машины входят электронный регулятор тормозных сил и система помощи при экстренном торможении с автоматическим включением аварийных огней. Нет проблем и на стоянках: обзор во все стороны отличный, габариты кузова чувствуешь без привыкания, да к тому же на экран цветного дисплея выводится информация с передних и задних датчиков парковки. Словом, на ходу это уже знакомый, но от этого не менее удачный Peugeot 308, и, наверное, менять в нем что-либо кардинально и не следовало. Как известно, улучшать хорошее – только портить.
Свое решение дистанцироваться от моторов я в ходе теста изменил лишь один раз, когда представилась возможность испытать микрогибридную силовую установку e-HDi, где дизель сочетается с потенциалом электричества. Подобный привод я уже опробовал на “старшей” модели бренда – Peugeot 508, но там была только механическая коробка передач. Теперь, на 308-й, эта конструкция впервые стала доступна и в сочетании с “роботом”.
Конечно же, все прелести новинки лучше всего заметны в городском потоке. В первую очередь – система Stop&Start. Специально выведенный на приборную панель “экосчетчик” показывает, какое время из того, что вы находитесь в дороге, двигатель не работал. Проехав по узким улочкам Ниццы, постояв на светофорах и в небольших пробках, выясняю: почти треть поездки (в минутах) благодаря системе мой мотор был выключен. При этом сам момент его запуска каждый раз я почти не чувствовал: во-первых, это происходит очень быстро (всего 400 миллисекунд), во-вторых, чрезвычайно плавно – в отличие от большинства аналогов других брендов здесь Stop&Start заводит агрегат почти незаметно, без вибраций. И так же мягко глушит: если в автомобиле стоит 6-диапазонная роботизированная коробка, то при подъезде к светофору и переводе селектора в “нейтраль” мотор отключится на скорости 8 км/ч. С “механикой” система срабатывает уже на 20 км/ч, нужно лишь снять ногу со сцепления и тоже перевести рычаг в нейтральное положение.
Но есть у французской инновации и другие плюсы. Так, благодаря дополнительному аккумулятору она может работать одновременно со всеми прочими потребителями электричества – “музыкой”, климат-контролем, стеклоочистителями. Да и рабочий диапазон температуры окружающего воздуха впечатляет: от –5 до 30°C, в то время как у конкурентов системы “стоп-старт” пока могут функционировать лишь в более комфортных условиях – от 3 до 25°C.
Но будет ли e-HDi представлена на российском рынке? Даниил Проскурин, директор по маркетингу “Пежо Россия”, отвечает: “Конечно же, мы понимаем, что у нас эта новинка пока выглядит как экзотика, и массового спроса на нее ждать не приходится. Однако следует смотреть вперед, а заодно и демонстрировать технические достижения Peugeot. Поэтому возможность появления подобной технологии в нашей стране мы не исключаем”.
Сравните сами | |||
Параметр/автомобиль
| Peugeot 308
|
|
|
Макс. мощность, л.с.
| 156 | 150 | 138 |
Макс. момент, Нм
| 240 | 145 | 190 |
Макс. скорость, км/ч
| 212 | 196 | 195 |
Время разгона 0–100 км/ч, с
| 9,1 | 10,6 | 10,1 |
Экономичность, л/100 км
| 7,6 | 7,6 | 7,8 |
Безопасность EuroNCAP
| ***** | ***** | ***** |
Цена, руб.
| нет данных | от 886 000 | от 751 000 |
Технические характеристики PEUGEOT 308 | |
Габариты, мм | 4276х1815х1498 |
Колесная база, мм | 2608 |
Колея спереди/сзади, мм | 1526/1521 |
Объем багажника, л | 430–1398 |
Снаряженная масса, кг | 1398 |
Тип двигателя | L4 дизельный |
Рабочий объем, куб. см | 1997 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 340/2000–3000 |
Привод | передний |
Трансмиссия | механическая 6-ступенчатая |
Тормоза спереди/сзади | дисковые вентилируемые/дисковые |
Макс. скорость, км/ч | 205 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 8,8 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 5,1 |
Объем бака, л | 60 |