BMW 1-й серии – особый автомобиль для мюнхенской компании. Ведь для многих именно с него начинается остросюжетный баварский “сериал”
Более 20 лет прошло, а в Берлине, где проходило наше знакомство с баварской “единицей” второго поколения, до сих пор все крутится вокруг пресловутой Стены. Повсюду продаются ее сувенирные кусочки. Некоторые – по 20 кг весом, но с непременным сертификатом, удостоверяющим подлинность. Стене посвящено несколько музеев. Ее 4-метровые блоки, словно выбитые зубы социализма, красуются перед гостиницами и ресторанами. На каждом углу – фотовыставки, рассказывающие об ужасах жизни в “застенках”. Среди этих ужасов достойное место занимают истории побегов.
Попытки предпринимали около 60 тыс. человек, сбежать же удалось лишь 5043 смельчакам. Вот где проявилась немецкая смекалка! Тут вам и самодельные воздушные шары, и прорытые под землей тоннели, и угнанные поезда метро, и даже мини-подлодки. Особо изящной мне показалась следующая история: несколько молодых людей попросили знакомую швею сшить им советскую униформу и среди бела дня неспешно пересекли самую охраняемую границу в мире через КПП. Немецкие пограничники отдавали им честь. Разумеется, заметное место в этой эпопее занимал автомобиль. В первые годы, когда Стена была относительно хлипкой, ее просто таранили грузовиками. Годились для побега и спортивные автомобили с открытым верхом: на них можно было проскочить под шлагбаумом. Но граница крепчала, и вместо “стенобитных машин” пришлось выдумывать что-то похитрее. Технической вершиной, пожалуй, следует считать проект одного умельца, который переделал свой Trabant в самолет, использовав его двигатель, колеса и бензобак. Пролетев 100 км, герой счастливо приземлился в Западной Германии.
Внесла свой скромный вклад в историю и баварская компания. Трехколесная кроха BMW Isetta не возбуждала подозрений у пограничной стражи. А между тем двигатель занимал лишь половину ее моторного отсека, и, убрав впускной коллектор, аккумулятор, радиатор, выведя трубу выхлопа под днище и модернизировав колесные арки, можно было сделать тайник, вмещающий человека. Девять везунчиков смогли бежать на Запад в этом самодвижущемся чемодане с двойным дном. На десятый раз вышла осечка: пожилая женщина нечаянно схватилась за выхлопную трубу и обнаружила себя.
Когда-то стартовая модель BMW – Isetta смешила даже гэдээровских пограничников. Но пока восточные немцы лезли на Стену, их западные соотечественники оттачивали свое инженерное остроумие в проектировании автомобилей. Очередным шедевром немецкой конструкторской школы можно считать героя этого рассказа. По оснащенности и технической изощренности ему нет равных в своем сегменте. Но начнем, как обычно, с внешних данных.
“Да, вы вполне можете назвать этот дизайн провокационным, – согласился со мной автор экстерьера 1-й серии француз Николя Уэ. – Перед нами была поставлена задача: создать необычный BMW. BMW, который отличался бы от традиционных представлений о бренде. Первая серия для 70% из более чем миллиона ее покупателей стала первым BMW в их жизни. Задача модели второго поколения – еще более расширить круг потенциальных клиентов”.
Стиль BMW, при тех или иных вариациях последних лет, в целом столь строг и ожидаем, что любое отклонение от него – вроде слишком уж человеческого “разреза глаз” – вызывает поначалу вопросы у стереотипного клиента. Хотя, наверное, это неплохой способ помочь новичкам преодолеть ту психологическую стену, которая стоит перед обычным автолюбителем, впервые в жизни решающимся на покупку BMW.
Впрочем, хотя “единичка” и производит сильное впечатление “широтой взгляда”, но в отношении своей “долготы” облик автомобиля остался прежним: растянутый по горизонтали профиль, по-спорткаровски длинный капот (следствие не столько дизайнерских ухищрений, сколько продольного расположения мотора), поджарая “корма”, визуально “заякоренная” изгибом задней стойки (изгиб Хофмайстера), смещенный назад салон, располагающий сиденье водителя точно в середине длинной колесной базы. Весь облик машины говорит о том, что его создатели старались сбалансировать ее не столько визуально, сколько динамически. И действительно, развесовка получилась идеальной – 50/50, чему способствует, например, размещение аккумулятора под полом багажника вместо “запаски”.
Кромка задних дверей по-прежнему сильно наезжает на колеса, что чуть затрудняет посадку. Унаследованы и другие недостатки компоновки: например, не самые рекордные внутренние объемы. Однако “копейка” второго поколения отчасти сгладила эту проблему за счет того, что стала крупнее – на 85 мм длиннее и на 17 мм шире. Высота не изменилась, зато база выросла на 30 мм. В итоге для колен задних пассажиров стало на 21 мм больше места, а багажник увеличился на 30 л.
Салон прибавил не только в просторе, но и в качестве материалов и их разнообразии. Кроме стандартной отделки автомобиль предлагает две новые линии – Sport и Urban. Первая отличается яркими красными акцентами в виде прошивки кожаного руля, “лампасов” на спортивных сиденьях, ободков на шкалах, коралловых “инкрустаций” в черном лаке пластика. В салоне, оформленном в стиле Urban, главное – характерные белые вставки, сгущенное молоко которых растекается и снаружи на корпуса зеркал, колесные диски и решетку радиатора. Линии Sport и Urban можно сочетать с любым другим перечнем оборудования и опций. Всего можно создать 6500 вариантов отделки.
Органы управления теперь более явственно “повернуты” к водителю. По-иному разместился джойстик iDrive относительно рычага трансмиссии и “ручника”. Функциональные кнопки выстроились над регуляторами кондиционера. Раньше было наоборот.
Но вернемся к самому, на мой взгляд, интересному в новой 1-й серии – ее техническому оснащению. Особенностей, возвышающих этот автомобиль над конкурентами, множество. Во-первых, это новые бензиновые двигатели, сочетающие прямой впрыск топлива, турбонаддув, систему бесступенчатого регулирования хода клапанов и систему регулирования фаз газораспределения на впуске и выпуске. Все эти технологии ранее появились на 6-цилиндровых моторах BMW, а теперь перекочевали и на 4-цилиндровые. В результате мощность модификаций 116i и 118i возросла на 36 и 34 л.с. соответственно, а благодаря более широкому использованию высокопрочных сталей более габаритный и жесткий кузов не потяжелел, и энерговооруженность и, соответственно, динамика автомобиля возросла в среднем на 14%. И при этом расход топлива упал на 25%!
Новый BMW 1-й серии – первый и единственный в своем классе автомобиль с 8-диапазонной АКП. О ее совершенстве свидетельствует тот факт, что расход топлива в “автоматизированной” версии в среднем меньше, чем при езде на “механике”. Автомобиль уже в “базе” оснащен системой Start/Stop в сочетании как с механической, так и с автоматической коробкой передач. Момент включения мотора с непривычки немного смущает, инстинктивно заставляя чуть помедлить с нажатием на педаль “газа”. Впрочем, есть кнопка, отключающая этот режим. А можно заводить мотор и заранее: например, чуть провернув руль или просто сделав музыку погромче.
Впечатляет список вспомогательного оборудования: переключатель режимов работы бортовой электроники, “непробиваемые” шины с пониженным сопротивлением качению, рекуперация энергии торможения и такие опции, как адаптивный свет, адаптивный руль, адаптивная подвеска, система слежения за разметкой и дистанцией, задняя камера, система автоматической парковки и многое другое из того, чем прежде могли похвастать лишь представители куда более престижных “весовых категорий”. А еще есть возможность выходить в Интернет.
Но все эти теоретические восторги вряд ли заменят реальные ездовые впечатления. Ведь это BMW! Началось знакомство с самой мощной на настоящий момент версии 120d с 184-сильным дизелем и 8-диапазонным “автоматом” с возможностью ручного переключения с помощью подрулевых “лепестков”. Что касается динамики, то впечатления самые позитивные. Пара “дизель – АКП” оказалась столь отзывчивой и дружной, что особой нужды баловаться “лепестками” не возникло. Если, конечно, не использовать “экологичный” режим ECO PRO. Как ни странно, именно в нем работа с “лепестками” обретает осмысленность: задача – держать обороты как можно ниже. Ведь с учетом красочной индикации на дисплее “экоезда” может стать увлекательной борьбой за бонусы. Бортовой компьютер дает пиктографические советы по обращению с педалью “газа”, а продвижение по маршруту сопровождается информацией о том, сколько топлива удалось сэкономить. При правильной езде за каждые 10 км можно сберечь горючего, которого хватит еще на 1 км пути! Вот так немецкая “копейка” бережет водительский рубль.
Кроме того, есть режимы “Comfort” и “Sport”, которые меняют настройки двигателя, трансмиссии, системы стабилизации, чувствительность педали “газа”, а также характеристики адаптивной подвески и спортивной рулевой системы с переменной остротой, если машина оборудована подобными опциями. Но в данном случае тестовый автомобиль был оснащен простой пружинной подвеской. Она показалась чуть более мягкой, чем на “копейке” первого поколения, – чуть более ориентированной на комфорт и действительно этот комфорт обеспечивающей. При этом расширившаяся колея (спереди на 51 мм, сзади на 72 мм) не допускала чрезмерных кренов в поворотах. На участках без ограничения скорости 120d порадовал стабильностью вплоть до предельных для него 228 км/ч: ни излишней нервозности из-за слишком острых реакций, ни раскачки.
Выбор между жесткостью и комфортом по желанию водителя обеспечивает автомобиль с адаптивной подвеской, в котором переключение вышеперечисленных режимов приводит к соответствующей перенастройке амортизаторов. Адаптивное шасси с обозначением “118i” на кузове, вооруженное 170-сильным бензиновым мотором и 6-ступенчатой МКП, прекрасно подошло и для прогулки по сельским пригородам Берлина, и для заездов на полигоне учебного центра ADAC. Именно здесь в режиме “Sport+”, доступном на автомобилях со спортивной рулевой системой, удалось еще раз убедиться в обоснованности той сдержанной гордости, с которой представители BMW говорят, что их 1-я серия – единственный заднеприводной автомобиль в данном сегменте. Какой-то сказочной “заносчивости” машина не продемонстрировала, что скорее хорошо, чем плохо, учитывая ее в целом мирное назначение, но возможность в нужный момент подстегнуть “корму” – это удовольствие вряд ли с чем можно сравнить. Задний привод для небольших автомобилей считается скорее недостатком из-за неудобств компоновки, крадущей полезный объем у салона. Именно поэтому столь упорно ходили слухи, что новая “копейка” будет переднеприводной. Пока этого не произошло. И это замечательно!
Остатки Стены, пестро разрисованные граффити с западной стороны, доныне сохранились в некоторых районах Берлина. Можно пройтись вдоль этой выставки неформального искусства и даже сфотографировать автомобиль на ее радужном фоне: тут и милашка Горбачев за рулем мировой истории, и целующиеся взасос Брежнев с Хонеккером, и Trabant, пробивающий Стену. Кстати, всегда существовал простой и безопасный способ покинуть ГДР: за деньги. Этим путем воспользовались 215 тыс. человек. Некий гэдеэровский “адвокат” вполне легально устраивал подобные дела, если на Западе соглашались заплатить солидный выкуп. Говорят, бюджету ФРГ это обошлось в 3,5 млрд марок. Но ни эти внебюджетные доходы, ни Стена не спасли социализм на немецкой земле. Слишком уж разительным стал контраст между Trabant и BMW. И железный занавес не выдержал.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
| BMW 118i АT
| Audi A3 Sportback 1.8 TFSI АT
| 2.0 AT
|
Макс. мощность, л.с.
| 170
| 160
| 145
|
Макс. момент, Нм
| 250
| 250
| 185
|
Макс. скорость, км/ч
| 222
| 222
| 205
|
Время разгона 0–100 км/ч, с
| 7,5
| 7,7
| 9,7
|
Экономичность, л/100 км
| 5,6
| 6,5
| 8,1
|
Безопасность EuroNCAP
| нет данных
| ****
| *****
|
Цена, руб.
| 1 063 800
| 1 148 200
| 899 900
|
Технические характеристики BMW 120d | |
Габариты, мм | 4324x1765x1421 |
Колесная база, мм | 2690 |
Колея спереди/сзади, мм | 1521/1556 |
Диаметр разворота, м | 10,9 |
Клиренс, мм | 140 |
Объем багажника, л | 360/1200 |
Снаряженная масса, кг | 1345 |
Тип двигателя | дизельный рядный 4-цилиндровый с турбонаддувом |
Рабочий объем, куб. см | 1995 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 184/4000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 380/1750–2750 |
Привод | задний |
Трансмиссия | механическая 6-ступенчатая/ автоматическая 8-диапазонная |
Макс. скорость, км/ч | 228 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 7,2/7,3 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 4,5/4,4 |
Объем бака, л | 52 |