В дополнение коммерческой линейки УАЗ выпустил новую модель с «говорящим» названием «Профи». Способна ли она составить конкуренцию «коммерсантам» со стажем?
Выглядит «Профи», без преувеличения, внушительно. Он поистине огромен и буквально давит своим обликом на окружающих. Этакий маститый купчина откуда-то из бездорожной глубинки, привезший на торги расписную деревянную посуду, выточенную на станках с ножным приводом.
А что еще он может привезти? На самом деле, все что угодно. Настоящему коммерсанту определиться бы с рынком сбыта, а товар он найдет, причем, на уазовской новинке доставит его практически откуда угодно. Начнем с ее кузова. При однорядной кабине под тент может войти 9,4 либо 10,2 кубометра. В первом случае на пол площадью 5,8 м² можно установить четыре стандартные паллеты, во втором, при площади 6,4 м² – целых пять. На нашем тесте побывал автомобиль с меньшим кузовом, к сожалению, без балласта.
Паспортные параметры таковы: внутренняя длина платформы 3089 мм, высота 1650 мм, ширина, соответственно, 1870 и 2060 мм. Наша рулетка показала длину 3100 мм, высоту тента в центре 1640 мм и по краям 1600 мм, а ширина составила 1865 мм, то есть, все указанные заводом размеры почти соответствуют истине. Между прочим, десять с хвостиком кубов – это больше, чем объем стандартного кузова тентованной «Газели»! Есть ли у «Профи» другие преимущества перед газовской полуторкой при равной грузоподъемности? Да. Каркас тента в Ульяновске спроектировали грамотнее, его стойки не выпирают внутрь, а расположены по вертикали вровень с бортами.
И замки бортов у УАЗа мне понравились больше «газелевских». Есть подпружиненные штифты, предотвращающие самопроизвольный поворот рукояток. Пробую открыть/закрыть – левый замок заднего борта работает великолепно, правый же, увы, «недоделан». Не хватает величины крюка, ему бы быть подлиннее ня пяток миллиметров, и всё было бы в ажуре. А так – приходится одной рукой поворачивать рукоятку, а другой нажимать на скобу, накидываемую на крюк, рискуя прищемить пальцы. Эх, УАЗик, долго ли еще ты будешь оставаться «конструктором – сделай сам»? Какие еще сюрпризы подкинет тестовый автомобиль?
Задний борт оснащен скобой-подножкой, чтобы было удобнее забираться в кузов. Но попробуйте даже с ее помощью занести в кузов какую-нибудь тяжесть, подняв ее на метровую высоту! Для этого надо быть акробатом-тяжеловесом. Ну, ладно, подняли, давайте закрепим. Только вот проушины, за которые можно было бы крепить стропы, проваливаются ниже фанерного пола, их приходится извлекать. Тоже минус...
Тент натянут прочно, на ходу не хлопает. Только вот ремни, которые обеспечивают подъем его задней стенки, как рулона, уже оторваны – не выдержали первых же тестов. А в передней стенке не хватает прозрачного окна, чтобы водитель на ходу или на стоянке мог следить за состоянием груза (в том числе, за его сохранностью, ведь тент предоставляет защиту только от атмосферных осадков).
Главный же вопрос к конструкции нового «коммерсанта» – зачем кузов так высоко поднят над рамой? Втуне пропадает пространство огромного объема. Умельцы, впрочем, уже научились его использовать: размещают здесь газовые баллоны, переводя автомобиль на питание «летучим» топливом. Логично. Но таким переводом занимаются не все, для остальных завод вполне мог бы предложить размещение здесь запираемого ящика-бокса. В него могли бы войти не только водительские инструменты и прочий скарб, но и коммерческий груз.
Под полом кузова видна и другая «проблема». Крышка бензобака у «Профи» расположена на виду, и защитить ее от взлома (попросту – от отламывания) нет практически никакой возможности. А ведь бензин у нас по-прежнему крадут. В данном случае злоумышленники могут даже не крышку сломать, а перерезать заливные трубки, выполненные из пластмассы. Почему бы заводу не перенести крышку непосредственно на топливный бак, заодно снабдив ее возможностью запирания на штатный или дополнительный замок?
Снизу кузова были сделаны и приятные открытия. На часть крепежа еще на конвейере была заботливо нанесена медьсодержащая смазка (не перепутайте ее по цвету со ржавчиной, которая, увы, тоже встречается). Эта смазка надолго предохранит резьбу от «закисания». Топливный бак защищен снизу мощным стальным листом – похвально. Впрочем, от каких неровностей ему защищаться, если даже просвет под задними рессорами превышает 230 мм? Нижняя точка – редуктор заднего моста, расстояние от его картера до земли – 210 мм. Шины – стандартного уазовского размера 225/75 R16, но с приставкой «С» (коммерческие, то есть, имеющие увеличенную несущую способность). И колеса другие, под крепление на шести шпильках вместо обычных пяти.
Пол кабины находится на высоте 69 см. Ох, и непросто было бы в нее залезать, не будь для этой цели предусмотрена подножка, она отстоит от поверхности на 48 см. Опять же, помогают посадке мощные ручки на передних стойках крыши. Легко втянуть себя в кабину, если, конечно, в руках ничего нет. А то, что может быть в руках, можно сначала положить на одно из сидений, а потом переместить за водительское, здесь есть некоторое полезное пространство. Плюс, само кресло способно смещаться вперед-назад. Приятно отметить также возможность его регулировки по высоте, а также настройку поясничного подпора.
Пассажирское сиденье дополнительных «удобств» лишено, спинка его прикручена к стенке кабины незыблемо. Зато поднимается подушка, под которой обнаруживается вместительный бокс. Честно говоря, большим количеством отсеков для хранения чего бы то ни было УАЗ «Профи» не балует. Полка на потолке да скромных размеров перчаточный ящик – вот, собственно, и всё. «Газель-Бизнес» с новой панелью, а уж тем более «Газель-NEXT» в этом плане далеко впереди, что уж говорить о салонах фордовского «Транзита» или ситроеновского «Джампера».
Двухместность пассажирского сиденья в однорядной кабине тоже обманчива. Усевшись у правой двери, я попытался разместить между собой и водителем свою собаку (среднего размера) – так вот, ей едва хватило места, она могла только сидеть вертикально, а свернуться клубком ей было уже негде. Каково было бы человеку? Ширина кабины «Профи» составляет около 1490 мм, это чуть больше, чем у легковушки С-класса, и уж точно меньше, чем в больших внедорожниках и минивэнах. К слову, «полутораместная» компоновка – только у машин с задним приводом. У полноприводных версий два кресла, вместо среднего «полуместа» расположен рычаг раздатки.
Эргономика же кабины, в целом, неплоха. Легко настроить под себя руль (правда, только по высоте), дотянуться до кнопок подогрева сидений и блокировки заднего дифференциала (на полу, перед рычагом коробки передач). Порадовала качеством экрана и богатой функциональностью мультимедиасистема. И с музыкальными файлами легко обращаться, и телефон подключить, и построить маршрут с помощью системы навигации. Правда, этот «комбайн» – опция. В штатную комплектацию версии «Комфорт» входит лишь однодиновая магнитола, а в версии «Стандарт» нет и ее.
Комбинация приборов получила «лукавый» борткомпьютер. Он информирует о нескольких параметрах, но скрывает такой важный показатель, как расход топлива. Я долго копался в настройках, но в конце концов понял, что этого пункта в меню действительно нет. Это подтвердили и представители завода, с которыми я пообщался через социальную сеть: вроде как, УАЗ работает над совершенствованием своей продукции, и со временем борткомпьютер «исправится». Пока же, в ходе теста, пришлось ориентироваться по шкале указателя уровня топлива, состоящей из «кирпичиков». Каждый из них исчезает при пробеге примерно 50 км, иными словами, на полном баке можно преодолеть около 400 км.
Топливо исчезает быстро, в количестве под 20 л на сотню, однако километры пролетают почти незаметно. На ходу УАЗ «Профи» радует, и во многом это заслуга обновленного мотора ЗМЗ, который теперь именуется ZMZ PRO. 2,7-литровый 16-клапанный двигатель получил увеличенную до 9,8 степень сжатия, более жароустойчивые клапаны (что позволяет беспроблемно устанавливать ГБО), двухрядную цепь ГРМ, а также увеличенную до 149,6 л. с. мощность (прежде она составляла 134 л. с.). Существенная прибавка. Правда, о легковой динамике коммерческому фургону пока остается только мечтать, но это уже далеко не «овощ». По крайней мере, в порожнем состоянии. Вещи для туристической поездки, впоследствии доверху забившие багажник японского кроссовера, в кузове «Профи» просто потерялись.
Итак, на старт, внимание, и – поберегись, сограждане! Автомобиль бодро срывается с места, тяга двигателя нарастает уже с 1800 об/мин. У тахометра – практически дизельная разметка, посмотрите на фото. Не будем хвастаться темпом разгона до 100 км/ч, до этой отметки тяжелый фургон не ускоряется, а добирается. Но зато способен поддерживать и 120, и 130 км/ч (при максималке 135 км/ч). Не бойтесь этих значений. О рельсовой курсовой устойчивости, правда, речи нет, после 100 км/ч автомобиль начинает «плавать», но совсем не так заметно, как это делал, например, мой «Соболь», приобретенный новым в 2013-м году. Причиной оказался запредельный люфт в рулевом механизме. Данный агрегат на тестовом автомобиле был настроен не в пример лучше, хоть уже с нова «сиял» ржавчиной. Случаи заводского люфта редуктора на УАЗах, к сожалению, известны.
По сведениям, автомобиль держится на прямой намного лучше, если как следует загружен. И новому мотору ЗМЗ это, вроде бы, нипочем. На третьей передаче автомобиль способен уверенно разогнаться с 30 км/ч, на пятой – с 60-70 км/ч, а на шестой... да когда же наконец она появится! Как улучшило бы это показатели УАЗа, повысило удобство управления тягой, снизило расход... Но пока обороты мотора при 100 км/ч и пятой передаче превышают 3000, и это никуда не годится. Так что и нынешние, и будущие владельцы ульяновской техники пребывают в ожидании «шестиступки». Но дизельного двигателя они не дождутся точно, на УАЗах его появление не планируется из–за очень дорогой модернизации для соответствия нормам Евро-5. Бензиновый двигатель им соответствует (хотя и «питается» 92-м бензином). Вскоре ZMZ PRO появится и под капотами «Патриотов».
В движении трансмиссия гудит, но не критично. Пять нынешних передач в коробке меняются, вроде бы, четко и беспроблемно, но после всего трех сотен тестовых километров дело начинает меняться к худшему. Четкость пропадает, возрастает усилие на рычаге... Причину обнаруживаю случайно: резиновый коврик на полу сдвинулся и попал под педаль сцепления. Тяну его назад в надежде, что проблема больше не повторится. Но мой коллега, сменивший меня за рулем, сталкивается с тем, что «воткнуть» очередную передачу становится практически невозможно. На этот раз злополучный коврик забрался еще глубже под педали и прочно там застрял. На оставшееся время теста удаляем его с пола.
Жаль, что мотор заметно вибрирует на холостом ходу. Что–то в нем недоуравновешено. А после прогрева начинает подрагивать и ведомый диск сцепления. Это часто проявляется в длительных пробках, когда надо передергивать то с первой на вторую передачу, то наоборот. Суммарный пробег тестового автомобиля – около 20 000 километров. Вспоминаю, что на газовском «Соболе» проявился такой же дефект, но только чуть позже, к 40 000 км. Немецкий комплект Sachs, пара часов работы и 20 000 рублей в кассу автосервиса решили проблему. Скорее всего, для УАЗа есть подобный рецепт.
После остановки и выключения мотора автомобиль напомнит вам, что вы не выключили освещенние. Но сам этого не сделает – а пора бы научиться, XXI-й век на дворе. Как пора бы и громоздкому рычагу переключения передач превратиться в джойстик и переместиться на «прилив» торпедо.
В городских «теснинах», после определенной привычки, за рулем «Профи» начинаешь чувствовать себя уверенно. Высоко сидишь – далеко глядишь. Большие зеркала отлично «охватывают» кузов, но, честно говоря, дополнительные широкоугольные секции в них не помешали бы. Зеркала у «Газели-Бизнес» лучше.
»Профи» отличает неплохая маневренность, от столь громоздкого автомобиля с 3,5-метровой колесной базой ожидаешь худшего. А за это, оказывается, стоит благодарить систему рулевого управления с новыми поворотными кулаками особого – открытого – типа. Они обеспечивают больший угол поворота управляемых колес. Руль, правда, «длинноват», 3,75 оборота от упора до упора.
Гигантский задний свес уазовского грузовичка пройдет над любым бордюром (да что там – над капотом иной легковушки), но контактов борта с более «рослыми» предметами, например, с деревьями, бывает не избежать. Надо учиться чувствовать задний габарит, с первых дней управления этот навык не приходит. У меня было две «встречи» с деревом, правда, ни оно, ни краска на борту не пострадали.
Пусть не обольщаются любители вылазок на природу: не из всякого «Профи» получится построить дешевый и «сердитый» внедорожный кемпер. Полный привод для этого грузовичка – опция, предлагаемая за 37 000 рублей. По умолчанию автомобиль заднеприводный, и за блокировку межколесного дифференциала тоже придется доплатить 29 000 рублей. Но если вы всего лишь возите грузы по плохим дорогам, возможно, вам понадобится только эта блокировка. Не стоит ее недооценивать. Во время теста одного из кроссоверов с межосевой муфтой я чуть было не «завис» в состоянии диагонального вывешивания. Межколесный «блок» в той ситуации был бы намного предпочтительнее.
Во время поездки на УАЗе по полям Подмосковья мне встретилась довольно–таки глубокая колея в жесткой глине. Конечно, при большом дорожном просвете автомобиля она не представляла проблемы, но лишь во время движения по прямой. Покинуть колею, вывернув колеса в сторону, оказалось практически невозможно. Помогло именно включение межколесной блокировки. Объединив усилия, два задних колеса вытолкнули тяжелый автомобиль, позволив ему перескочить твердую земляную ступеньку.
Несколько дней, проведенных за рулем УАЗа, честно говоря, не позволили мне определиться с выбором, какой автомобиль предпочтительнее для коммерческих перевозок: «Профи» или «Бизнес». Считаю, что и ульяновская, и нижегородская модели имеют полное право на существование, но немного в разных сферах. Для трассы и города я бы выбрал «Газель» (а еще лучше «Соболь» с его независимой пружинной передней подвеской спереди). По оборудованию кабины газовская продукция впереди. Электростеклоподъемники, автоматизированная «печка», электрозеркала, кнопки управления штатной магнитолой на руле – всё это уже давно норма. Реже встречается кондиционер.
Уазовцы давно освоили монтаж климатической установки с кондиционером, под капотами «Патриота» и «Профи» ей вполне хватает места. По части мультимедиа ульяновский автомобиль тоже главнее. И уж точно он даст фору «Газели»/«Соболю» вне дороги, с таким дорожным просветом, да при поддержке межколесной блокировки (не говоря о системе полного привода). Так что его стихия – места, где асфальтированных шоссе и улиц гораздо меньше, чем грунтовок. А таких мест по России еще очень и очень много.
По грузоперевозочным возможностям между моделями двух заводов – примерный паритет, хотя УАЗ может и «перевесить», если реализует пустое пространство под кузовом. Даже при установке фирменного ГБО (+ 40 000 рублей) здесь остается еще очень и очень много места. Стоимость автомобилей тоже очень сходна. Цены на «Профи» таковы: 749 000 и 799 000 рублей за версии «Стандарт» и «Комфорт» с однорядной кабиной и 799 000 – 849 000 рублей при двухрядном размещении седоков. Бортовая «Газель-Бизнес» обойдется в минималке в 865 000 рублей.
По части проблем в эксплуатации и качества сборки также, предполагаю, УАЗ и ГАЗ примерно равны. Только не верьте россказням о том, что их кузова ржавеют насквозь уже после первого года эксплуатации. Ни после первого, ни после второго, ни после третьего года на моем «Соболе» не появилось сколько-нибудь заметных очагов коррозии, даже в местах повреждений ЛКП и подкраски. Добавим, что у УАЗа стальные борта окрашены после грунтования методом катафореза. А если учесть, что коммерческая техника за такой срок эксплуатации, как правило, себя окупает, волноваться вообще не о чем. Хотя нанесение дополнительного антикора сразу после покупки, разумеется, не помешает.
Технические характеристики УАЗ «Профи» | |
---|---|
ГАБАРИТЫ, ММ | 5940 х 2315 х 2520 |
КОЛЕСНАЯ БАЗА, ММ | 3500 |
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ | 210 |
ОБЪЕМ КУЗОВА, КУБ. М | 9,5 / 10,5 |
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, КГ | 1990 |
ТИП ДВИГАТЕЛЯ | Р4, бензиновый |
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ, КУБ. СМ | 2693 |
МАКС. МОЩНОСТЬ, Л. С., ПРИ ОБ/МИН | 149,6 / 5000 |
МАКС. МОМЕНТ, Нм, ПРИ ОБ/МИН | 235,4 / 2650 |
ТРАНСМИССИЯ | механическая, 5-ст. |
ПРИВОД | задний |
МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч | 135 |
СРЕДНИЙ РАСХОД ТОПЛИВА, Л / 100 КМ | 12 |
ОБЪЕМ БАКА, Л | 72 |