Автомобили, окружающие нас, бесконечно разные, даже если в привычном смысле это “легковые” авто. Есть среди них настоящие мастера перевоплощения и гибкости – развозные фургоны.
Они появились одновременно с легковыми автомобилями, поскольку на одной технической платформе обычно базируется несколько версий одной модели. В середине 30-х для Mercedes-Benz такой машиной стал “тип 170 V” с кузовом W136. Благодаря большой колесной базе – 2845 мм – у конструкторов была возможность создать семейство, в которое входили элегантный родстер, кабриолеты двух типов, 2- и 4-дверный седаны. На этой базе была создана и гамма коммерческих автомобилей, а также автомобилей для коммунальных и медицинских служб, полиции и почты. По тем временам машины были авангардные – с независимой передней и задней подвеской и 1,6-литровой верхневальной рядной “четверкой”. В 1942 г. производство 170 V было свернуто, но возобновилось после войны – стильные, функциональные фургоны различных модификаций выпускались почти до начала 60-х годов прошлого века.
К концу первого десятилетия века нынешнего расстановка сил в сегменте коммерческих автомобилей начала меняться, и стало очевидно, что европейские клиенты все более охотно покупают компактные фургоны.
В Mercedes-Benz назрел вопрос заполнения “вакансии” в линейке коммерческих автомобилей – полной массой 1,8–2,2 т. Создавать новый автомобиль с нуля слишком дорого даже для такой гигантской компании. А между тем на рынке существовал огромный выбор готовых фургонов, которые после соответствующей доработки могли бы стать недостающим звеном в коммерческой линейке премиального немецкого бренда. К этому времени у компании весьма успешно складывалось партнерство с Renault, в результате чего на супермини Smart появились французские двигатели.
После серии успешных переговоров за основу нового городского фургона, получившего имя Citan (скорее всего, это название представляет собой укороченный вариант сity van), была взята линейка компактных фургонов французского производителя.
Citan в первую очередь адресован клиентам, ведущим бизнес, причем в самых разных областях. Главное, что эти надежные, экономичные и вместительные автомобили способны беспрепятственно работать там, где их коммерческие собратья с большей разрешенной массой использоваться не могут, – прежде всего, их ждут узкие улицы и улочки старых кварталов европейских городов, где и компактному автомобилю порой проехать непросто.
Задача дизайнеров заключалась в том, чтобы сделать новый фургон безошибочно узнаваемым Mercedes с аутентичной атмосферой в интерьере, а инженеры занимались доводкой ходовых качеств.
О разнообразии и количестве вариантов Citan можно судить по своеобразной “матрице” – три типа кузова, три типа длины кузова и четыре двигателя. О своем новом фургончике маркетологи из Mercedes-Benz говорят, что количество модификаций соответствует количеству задач клиентов – при максимальном полезном пространстве в 3,8 “куба” и грузоподъемности до 800 кг в это поверить несложно.
Основной модификацией для развозного бизнеса станет панельный фургон. На базе варианта со сверхдлинным кузовом создана 5-местная грузопассажирская версия Citan Mixto, с которой в ходе тест-драйва нам удалось познакомиться поближе. Третья базовая модификация представляет собой микроавтобус – 5-местный автомобиль с откидным задним сиденьем и опционными сдвижными дверями.
Базовое исполнение кузова предусматривает две несимметричные распашные задние двери, но по заказу может устанавливаться одинарная дверь, откидывающаяся вверх. Функциональные возможности становятся намного шире у фургонов с задним люком в крыше, благодаря которому относительно недлинные и нетяжелые грузы можно перевозить, выставив их в люк.
Другая возможность увеличения полезного объема – релинги на крыше. На этих фургонах они выполнены не совсем обычно – это два двойных продольных бруса, верхние из которых при повороте на 90° превращаются в багажные поперечины.
По заказу автомобиль можно индивидуализировать: установить складывающееся в пол сиденье пассажира, двери, окна и перегородки в различных конфигурациях, багажники на крышу и различные варианты обивки грузового отсека.
Для ознакомления европейских журналистов с новым фургоном был не случайно выбран один из самых типичных и красивых городов Старого Света – Копенгаген. В столице Дании причудливо переплелись дороги, мосты (по которым половина жителей ездит на велосипедах) и каналы. Может быть, поэтому транспортные пробки не парализуют город даже в часы пик, что позволило нам за короткое время познакомиться с большей частью этой “Северной Венеции” и возможностями, которыми обладает Citan.
Расположившись в типично мерседесовском интерьере панельного фургона, мы отправились на небольшой “стройдвор”, находящийся в самом центре города. Даже на таком компактном автомобиле заехать на него удалось не с первого раза. Ну а загружать фургон через распахнутые на 180° задние двери – одно удовольствие. Задний люк открывается легко и четко, и несколько нетяжелых длинномеров могут доехать до места в вертикальном или наклонном положении, занимая совсем немного места.
Затем на грузопассажирском Citan Mixto мы отправились на набережную одного из каналов Копенгагена, куда по сценарию тест-драйва нужно было срочно доставить бензогенератор, надежно закрепленный в багажнике. В этой деловой поездке было очень приятно ощущать себя на борту такого комфортабельного автомобиля – мы оказались внутри типичного Mercedes с привычным одинарным переключателем, установленным под кожаным рулем, и сиденьями, обитыми красивой практичной тканью. Очень удобна полка, расположенная над лобовым стеклом, – здесь едут прежде всего путевые документы и различные мелочи. В качестве опции за спинками передних сидений может устанавливаться потолочный подвесной ящик с тремя запираемыми отделениями, напоминающий багажные полки самолетов.
В ходе довольно длинного маршрута “дорожная книга” вывела нас на загородное шоссе, где мы убедились в том, что шасси немецкие инженеры настроили в четком соответствии с традициями марки: Citan отлично держит дорогу на большой скорости, очень комфортен и хорошо управляется.
В ходе третьей поездки мы заглянули на импровизированный полигон, где устойчивость и управляемость компактвэна удалось проверить более обстоятельно. Было нечто необычное в прохождении “фигурки” на фургоне, однако Citan отлично слушался руля на “змейках”, “восьмерках”, без труда выполнял переставку на скорости 60 км/ч, а его тормозной путь со скорости 100 км/ч составил всего около 40 м.
Время нашей работы в качестве курьеров закончилось слишком быстро – на множестве вариантов Mercedes-Benz Citan проехать не удалось. Теперь будем ждать их в России – предполагается, что продажи этих практичных фургонов начнутся в феврале 2013 г.